Перейти к основному содержанию

О красоте ораторий и месс

Ансамбль имени Бориса Лятошинского отметил 40-летие, исполнив шедевры мировой классики
01 ноября, 12:25
ФОТО ЮРИЯ ШКОДЫ

Вечер прошел в Доме органной и камерной музыки. Прозвучали фрагменты произведений: «Мессия» Генделя, «Высокая месса» Баха, «Торжественная месса» Россини, «Реквием» Моцарта (исполнение ансамбль посвятил памяти Виктора Иконника), а также «Te Deum» Гайдна (партия органа — Ирина Харечко), «Рапсодия» Брамса для альта, мужского хора и оркестра (солистка Нина Харченко — альт) и оратория «Христос» Мендельсона. А завершил концерт финал Девятой симфонии Бетховена (солисты Елена Шинкаль — сопрано, Нина Харченко — альт, Вадим Солодкий — тенор, Олег Чернощеков — бас). Дирижировали Валентина Иконник-Захарченко в первом отделении и Игорь Андриевский во втором, продемонстрировав феноменально глубокое качество интерпретации, заложенное основателем коллектива — выдающимся хоровым дирижером и педагогом Виктором Иконником (1929—2000 гг.).

Если произнести в среде инструменталистов-певцов-музыковедов магическую формулу «хор Иконника», то кто-нибудь обязательно отзовется: «Я (или — «моя мама, мой папа») там пел!». И те киевляне, которые пели в созданном Виктором Михайловичем в 1964-м при Музыкальном хоровом обществе любительском хоре, помнят, как на первом концерте исполнялись произведения Бориса Лятошинского. Публика восторженно приняла выступление, а растроганный композитор сказал дирижеру: «Я и не подозревал, что ваше исполнение окажется таким хорошим». Сотрудничество с Борисом Николаевичем продолжалось почти четыре года, коллектив впервые пел его хоровые циклы на стихи Максима Рыльского и Афанасия Фета, а свой последний цикл «Из прошлого», написанный специально для хора, композитор посвятил В. Иконнику.

Виктор Михайлович всегда ставил высокую планку, включая в репертуар с момента создания хора классические монументальные произведения золотого фонда: так, одним из высочайших достижений «аматоров» стало исполнение «Высокой мессы» Баха и оратории Гайдна «Времена года». Работая в закрытой стране, В. Иконник вел подвижническую деятельность, представляя музыку, которая тогда практически не звучала. Благодаря его усилиям обрели новую жизнь шедевры украинских мастеров хорового искусства Артемия Веделя и Николая Дилецкого, состоялись многочисленные концерты и записи классики, в том числе 24 пластинки с произведениями К. Стеценко, Б. Лятошинского, Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Веделя и др. Камерный хор В. Иконника в свое время один из немногих начал петь современную украинскую музыку и стал первым исполнителем произведений Леси Дичко, Юрия Ищенко, Валентина Бибика, Владимира Губы, Леонида Грабовского, Николая Колессы. В 1973 году любительский коллектив официально получил статус профессионального и название «Киевский камерный хор», в 1981 ему было присвоено имя Бориса Лятошинского. А в мае 1992-го, соединившись с вновь созданным камерным оркестром, был преобразован в Ансамбль классической музыки при Доме органной и камерной музыки.

Сегодня Ансамбль классической музыки возглавляют: художественный руководитель, дирижер Валентина Иконник-Захарченко (осуществила многочисленные постановки, в том числе: «Мессия» Генделя, «Глория» Вивальди, «Мариацельская месса» Гайдна, «Илия» Мендельсона), а также дирижер Игорь Андриевский, знаменитый скрипач и педагог — он поставил «Немецкий реквием» Брамса, «Carmina Burana» Орфа, «Реквием» Верди, «Иоанн Дамаскин», «По прочтении Псалма» Танеева и многие другие произведения.

Масштабность современного репертуара Ансамбля поражает — это пласт духовной музыки от барокко до позднего романтизма: Рождественская, Пасхальная оратории и все «Пассионы» Баха, оратория Перселла «Пойте Господу», «Магнификат» Вивальди, «Реквием» Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена, «Израиль в Египте» и «Соломон» Генделя, «Stabat Mater» Россини и Дворжака, «Реквием» Керубини, «Павел» и «Христос» Мендельсона, «Песня судьбы» Брамса, Мессы Шуберта и Брукнера...

Украинская публика впервые открыла для себя настоящие «жемчужины» вокально-инструментального жанра благодаря высокому мастерству всех участников Ансамбля, в составе которого камерный оркестр, смешанный хор и группа солистов. Так, за последние несколько лет в Доме органной и камерной музыки прозвучали «Страсти по Броксу» Генделя, «Христос на Оливковой горе» Бетховена, «Рай и Пери», Сцены из «Фауста» Гете Шумана, «Stabat Mater» Шуберта, «Торжественная вечерня» и «Кающийся Давид» Моцарта.

Ансамбль им. Б. Лятошинского гастролировал в Польше и Италии, во время концертного тура по Голландии выступал в концертном зале Amsterdam Concertgebouw, а в Испании успешно представил «Мессию» Генделя, «Реквием» Моцарта и «Carmina Burana» Орфа. Каждый год в рамках Международного фестиваля дирижеров коллектив сотрудничает с молодыми талантливыми дирижерами Швейцарии, Франции, Германии, США, а также является постоянным участником Международных фестивалей «Киев Музик Фест» и «Музыкальные премьеры сезона», исполняя современную музыку Украины.

До конца года Ансамбль имени Бориса Лятошинского представит слушателям три премьеры: в ноябре Кантаты Баха и «Мессу» Антона Брукнера, а в декабре — «Stabat Mater» Йозефа Гайдна.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать