Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О музыке как о самом быстром пути к сердцу

Музыковед Любовь Морозова — о фестивале Bouquet Kyiv Stage, мастерах, которые представляют Украину в мире, и о мировой музыке в Украине
16 июля, 16:54

В августе во дворе «Софии Киевской» — под открытым небом — будет звучать музыка. Классическая, современная камерная и симфоническая, джазовая, электронная и экспериментальная. Здесь выступят легендарный норвежский музыкант и композитор Эйстен Севог, пианист Алексей Гринюк и скрипач Андрей Белов, американо-израильский джазовый пианист Гай Минтус, оперные певцы Тэмми Генсрад и Николас Ишервуд из США, New Era Orchestra, Национальный президентский оркестр, Kyiv Fantastic Orchestra, «Виртуозы Киева», «Киевские солисты» и многие другие. Именно такую программу приготовили для любителей Киева и высокой музыки организаторы фестиваля Bouquet Kyiv Stage, который пройдет уже во второй раз — с 16 по 26 августа. Фестиваль организовывает Дом «Майстер Клас», его программа охватывает не только музыку, но и визуальное искусство, кинопоказы, театральные и музыкальные воркшопы. Сам фестиваль является бесплатным, организаторы позиционируют его как подарок городу и мечтают, что когда-то он войдет в список лучших фестивалей высокой музыки в Европе.

Куратором основной программы фестиваля — музыкальной — является Любовь Морозова, музыковед и музыкальный критик. «День» расспросил ее об особенностях высокой музыки, философии фестиваля и киевской традиции концертов под открытым небом.

Какова основная идея нынешней программы, ее философия?

— Основная идея фестиваля такая же, как и в прошлом году. Тогда хорошо сработала идея разделения всей музыкальной программы на два потока: Celebration/Празднование (с более легкой, расслабляющей музыкой) и Mystery/Мистерия (со строгой классикой, ядром которой была музыка киевских шестидесятников). В этом году линий снова две, и они четко разграничены по времени. Ежедневно в 18:00 стартует программа под общим названием «Площади и холмы» (здесь зашифрован уникальный ландшафт Киева, где большие просторы соседствуют с холмами). Это более традиционная, укорененная в шедеврах классики программа. В 21:00 начинаются концерты, объединенные названием «Птицы и цветы». В них будет больше экспериментов, коллабораций, это — классика для молодежи и open-mind меломанов.

Эти две линии с разных сторон раскрывают сквозную тему фестиваля — «Звуки города». Считайте, что концерты в 18.00 и в 21.00 — это инь и ян, экстравертная и интровертная составляющая нашего многоголосного города.

На чем вы основывались, когда формировали состав исполнителей, как выбирали, кого пригласить?

— В первую очередь, выбирали тех, кто умеет актуализировать классику. Если пианист Алексей Гринюк хочет, скажем, исполнить знаменитую «Аппассионату» Бетховена, то я уверена, что она не будет звучать, как артефакт начала XIX века. Будет что-то совершенно новое. Если это Ptakh_Jung, то наоборот — в нашей программе они максимально зайдут на территорию классической традиции. Когда сквозь мелодии дня сегодняшнего просматриваются, как на палимпсесте, черты предыдущих эпох, это касается глубоких наших культурных кодов, находит самую быструю дорогу к сердцу.

— Как место фестиваля — «София Киевская» — влияло на выбор музыкантов? Можно сказать, что место тоже формировало программу?

— Скорее, место влияло на выбор программ. Все предупреждены, что это будут концерты, в которые может врываться звучание улицы. Итак, будет преимущественно либо громкая и активная музыка, либо медитативная, которая готова стать структурирующей «рамкой» для пространства «Софии». Джону Кейджу, автору знаменитого «черного квадрата» музыки — «4’33’’» — это понравилось бы.

— Как бы вы коротко описали, что значит «высокая музыка»? Чем она особенна и кто ее слушатели?

— Высокая музыка — та, которая не заигрывает со слушателем, а помогает ему интеллектуально и духовно расти. Это, если хотите, лучший тренажер «эмоционального интеллекта». В программе много классики и не только. В ней, как в букете, собраны самые красивые цветы отовсюду — и электроника, и джаз, и авангард. Мы адресуем ее слушателю со вкусом и настроенным внутренним камертоном, который не допускает фальши, — ни музыкальной, ни стилевой. Это — музыка достоинства.

В чем особенность восприятия высокой музыки под открытым небом и почему стоит пережить такой опыт?

— Концерты под открытым небом становятся все более популярными. Современность побуждает к комплексному переживания событий, нам уже мало традиционного концертного зала. Концерты в саду, на крыше, на территории бывшего завода привносят новое измерение музыке и новые ощущения публике. Пространство «Софии» — магическое, и это будет особое переживание.

Концертом-открытием станет исполнение музыки Виктории Полевой. Расскажите, почему именно музыка Виктории и почему ее стоит услышать именно в стенах «Софии Киевской»?

— Виктория Полевая — одна из самых популярных в мире украинских композиторов за всю историю отечественной музыки. Организаторы фестиваля, Дом «Майстер Клас», давно поддерживают ее творчество, они же первыми начали регулярно организовывать монографические концерты Виктории.

Я пока не видела, чтобы кто-то из современных авторов работал с пространством «Софии» интереснее. У Виктории Полевой в музыке есть удивительно волнующее переплетение православной традиции и переживаний современного человека. Это новая духовная музыка, которая оживляет музейное пространство, говорит с ним теми интонационными кодами, которые веками звучали в «Софии», но сообщает новые смыслы.

— Музыкальная программа, подбор исполнителей и произведений, место проведения концертов — это все является мощным сообщением. Кому оно адресовано?

— Людям, которые любят свой город и хотят его понимать лучше и глубже.

Какой перед слушателями предстанет украинская музыкальная культура со сцены Bouquet Kyiv Stage?

— Программа, собственно, и скомпонована так, чтобы ответ на этот вопрос каждый слушатель получил непосредственно под собственным впечатлением от произведений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать