О невежестве и благородстве
«День» побывал на родине Михаила Верикивского. Шокирован состоянием наследияОкутанный легендами, старинный Кременец Тернопольской области, что раскинулся между Кременецких гор, стал колыбелью и источником вдохновения многих выдающихся личностей, в частности, украинского композитора Михаила Верикивского, польского мастера слова Юлиуша Словацкого, еврейского просветителя Ицхака Бер-Левинзона, американского скрипача Исаака Стерна, украинского писателя Юрия Покальчука и др. В Волынскую Швейцарию «День» позвало имя автора первого украинского балета и первой украинской оратории Михаила Верикивского, 115-ю годовщину со дня рождения которого будем отмечать в ноябре. А точнее, — письмо выдающихся деятелей культуры Украины, что стало криком души небезразличных людей, которым дорого национальное наследие.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СЕМЕЙНЫЙ ДОМ ВЕРИКИВСКОГО РУШИТСЯ
Не думала, что увижу шокирующую картину: половина дома Верикивских на улице Туницкой, 26, где вырос выдающийся композитор, оказалась разрушенной. О том, что здесь когда-то жили люди, напоминала лишь люстра, по-сиротски свисающая с лепного потолка. Это можно увидеть даже с улицы, ведь стен фактически нет! А мемориальная доска, которая опирается на фундамент, сообщает: «В этом доме с 1905-го по 1919-й год жил украинский композитор, профессор, заслуженный деятель искусств УССР Михаил Иванович Верикивский». Во дворе встретила Ирину Верикивскую. Она проживает во второй половине дома с матерью Татьяной Глебовной Верикивской — внучатой племянницей композитора и с дочерью Татьяной. Прадед Ирины Верикивской и дед Татьяны Глебовны Верикивской — Петр Иванович Верикивский — был родным братом выдающегося композитора и самым старшим в многодетной семье. Дом разделен между семьей. Женщина в отчаянье показывала, что уже разрушается стена их комнаты. Жильцы в постоянном страхе — столетнее здание, которое находится в аварийном состоянии, вот-вот завалится! Но часть дома, где жил Михаил Верикивский принадлежат теперь опекуну — бывшему соседу. Он взялся ухаживать за домом, с правом его продажи, по поручению владелицы — родственницы композитора, которая выехала в США. Поэтому восстановление и обустройство Музея М. Верикивского возможно лишь при условии выкупа. Внучатая племянница композитора, учительница музыки Кременецкой ЗОШ №1 I — III степеней Татьяна Глебовна Верикивская уже в течение десяти лет бьет в набат, пытается достучаться до чиновников. О том, что необходимо создать музей выдающегося украинского композитора, писала и районная, и областная пресса. Именно статья Татьяны Верикивской в газете Кременецкого районного совета и райгосадминистрации «Диалог» — «Несчастливая судьба семейного дома выдающегося композитора М. Верикивского...» — вместе с копией письма деятелей культуры и искусств Украины к городскому голове Кременца и попала в редакцию «Дня».
По словам Татьяны Верикивской, уже долгие годы власть обещает создать в Кременце Музей М. Верикивского, а здание между тем приходит в упадок.
— Несколько лет назад и бывший начальник Управления культуры Тернопольской ОГА Валерий Бачинский приезжал. Хотели сделать там музей. Много людей из Тернополя и из Киева приезжали, посмотрели на все, пообщались. Я им рассказала, как и что было, — говорит Татьяна Глебовна. — Если есть музей Словацкого, то почему не может быть музея известного профессора, преподавателя, композитора Михаила Верикивского? Моя семья очень бы хотела, чтобы Кременецкий городской совет, Союз композиторов Украины, Министерство культуры и туризма Украины помогли решить этот вопрос. К нам столько приезжает туристов, и все говорят, что вот в Кременце родился Михаил Верикивский... а дом разваливается. Это ужасно!
Говорят, что часто отсутствием средств прикрывают отсутствие доброй воли. Но если говорить о Кременецком городском совете с его мизерным бюджетом, то орган самоуправления не в состоянии самостоятельно ни выкупить дом, ни отстроить его. Городской голова Кременца Алексей Ковальчук отмечает: «Можно допустить, что уже не один десяток лет этот дом приходил в запустение, и в настоящий момент он вообще как таковой практически не существует. Его восстановление, а в перспективе — обустройство музея требует колоссальных затрат, и в настоящее время мы к этому не готовы. Не в состоянии городской совет сам этот груз нести, чтобы семейное гнездо Верикивского было на сегодня образцом культурного наследия для наших детей, для туристов. К тому же нужно решить вопрос относительно собственности дома, подъезда к нему. Если эти вопросы затронули заслуженные люди нашего государства, то, возможно, и они каким-то образом оказали бы определенную помощь, а может, Министерство культуры и туризма Украины свой вклад внесло бы и, конечно, общество, однозначно — и городской совет Кременца. Этот вопрос будем держать на контроле и думать, каким образом его решить. Мы готовы рассматривать вопрос о создании фонда, потому что можно было бы сплотиться на всех уровнях — и, скажем, с позиции государства, и с позиции небезразличных граждан, и с позиции городской власти, чтобы аккумулировать определенные средства для проведения работ по обустройству этой усадьбы».
Трагическая судьба постигла бы и семейный дом Юлиуша Словацкого, если бы не поляки — они нашли средства для чествования своего гения. Перефразируя известное высказывание английского писателя Джозефа Аддисона, можно сказать, что судят о нации, ее невежестве или благородстве на основе того, как нация бережет память о своих сыновьях, которые сделали большой вклад в ее развитие. Ввиду вопиющего факта с семейным домом выдающегося композитора с мировым именем нам нечем гордиться.
НЕСЧАСТЛИВЫЙ ОБЪЕКТ — ШКОЛА ИСКУССТВ
Еще один несчастливый объект, связанный с именем славного композитора на его родине, — Кременецкая Государственная школа искусств им. М. Верикивского Министерства культуры и туризма Украины. Уже три года ее директор Михаил Лукьянович Занык обивает пороги властных учреждений, посылает, куда только возможно, письма с просьбой закончить ремонт и реконструкцию аварийного помещения, где работы начали в августе 2008 года и через три месяца «заморозили» из-за прекращения финансирования в связи с экономическим кризисом. Поэтому детям, а их учится в школе более четырехсот, придется бегать на занятия по разным школам Кременца и даже домой к учителям.
— Мы сейчас находимся в пяти помещениях. Арендуем на условиях займа третью школу, пятую, школу-интернат, лицей. Занимались и в Доме культуры, но там в настоящее время очень плохо работает отопление. Вот так мы спасаемся. А еще есть преподаватели, которые работают с детьми даже дома. В этих условиях очень сложно. Школа должна быть единым целым. Тогда она является школой! — отмечает Михаил Занык.
Кстати, помещение школы искусств является памятником архитектуры конца XIX века. Во времена господства Польши там была поликлиника, а с 1939-го разместилась музыкальная школа. В 1968 году ей присвоено имя Михаила Верикивского, а в 1994-м ее переименовали переименовано в Государственную школу искусств им. М. Верикивского Министерства культуры и туризма Украины, ведь, кроме музыки, в заведении учат и изобразительному искусству. С тех пор как постановлением Кабмина от 2002 года здание внесли в реестр памятников архитектуры местного значения и оно стало принадлежать Государственному Кременецко-Почаевскому историко-архитектурному заповеднику, Школа искусств стала арендатором помещения. Соглашение об аренде заключено с региональным отделением Фонда государственного имущества в Тернопольской области и Государственным Кременецко-Почаевским историко-архитектурным заповедником.
— Здание ветхое и, по сути, аварийное. У нас есть заключения, акты обследования помещения. Эти деревянные перекрытия давно уже свое отжили, — рассказывает Михаил Лукьянович. — Здесь были классы, — показывает директор на ободранные кирпичные стены закрытого на ремонт помещения, где в настоящее время гуляет холод. — Жаль, что нет фотографии, как здесь потолок подпирали три сосновые опоры, чтобы не упало перекрытие между вторым этажом, где занимались дети». В 2009 году при содействии власти, Государственного Кременецко-Почаевского историко-архитектурного заповедника и спонсоров отремонтировали крышу, потому что брошенное строителями на произвол судьбы помещение зимой имело вид ледового дворца.
Большой зал и фойе школы достроены в 1974 году и довершают целостность архитектурного ансамбля. Зал на сегодня тоже аварийный. Потолок там прогнулся больше чем на полметра, но его удалось спасти с помощью швеллера с подпорами.
— Слава Богу, что выдержало! Какая-то хорошая здесь аура есть, потому что до беды недалеко. Не приведи Бог, чтобы что-то случилось, — отмечает Михаил Занык. — Дали бы нам финансирование, потому что писем писано-переписано. Мы обращались всюду, начиная с Государственного Кременецко-Почаевского историко-архитектурного заповедника. Писали в районный совет, райгосадминистрацию с просьбой ходатайствовать перед областной властью, а та в свою очередь чтобы хлопотала перед Министерством регионального развития и строительства Украины.
В октябре прошлого года из Минрегионстроя пришел ответ. Михаил Занык показывает подписанное заместителем министра Игорем Соколовым письмо, в котором речь идет о том, что «Минрегионстрой рассмотрит вопрос относительно включения музыкальной школы в перечень объектов, которые нуждаются в финансировании за счет капитальных расходов бюджетной программы «Сохранение архитектурного наследия в заповедниках» в случае их предусмотрения в проекте бюджета на 2011-й год и при условии представления Кременецко-Почаевским заповедником необходимых обоснований и финансовых расчетов». Этот ответ теперь является последним.
— Мы также писали и в Министерство культуры и туризма. Никто не сказал «нет», но говорят: «поймите ситуацию»... В октябре прошлого года нам удалось попасть на прием к главе Тернопольской ОГА Михаилу Цимбалюку. Начались определенные изменения, но Цимбалюк ушел работать во Львов. Я опять, так сказать, по третьему кругу начал писать письма, — рассказывает Михаил Занык.
Своими традициями, достижениями Кременецкая музыкальная школа была известна во времена СССР. Здесь проходили Международные семинары работников культуры. По словам директора, это заведение, как никакая другая музыкальная школа, может похвастаться тем, что имеет свой симфонический оркестр.
Предшественники Заныки по крупинкам собирали материальную базу. Кстати, в Школе искусств хранится рояль из семейного дома Михаила Верикивского, на котором будущий композитор учился, делая первые шаги в музыке. Этот музыкальный инструмент передала Татьяна Глебовна Верикивская. И семья Верикивских, и в Школе искусств мечтают, что он станет экспонатом будущего музея.
Кредо Кременецкой Государственной школы искусств им. М. Верикивского — высказывание ученого, исследователя истории украинской музыки Николая Гринченко: «Везде, где идет движение за украинскую музыку, мы слышим имя Михаила Верикивского». Хотелось бы, чтобы сегодня имя выдающегося композитора услышала и власть, и общественность Украины, и его память достойно почтили бы в родном Кременце.
Выпуск газеты №:
№37, (2011)Section
Культура