О преступлении, наказании и законе
Семейная мелодрама Владимира Винниченко неожиданно показала свою политическую злободневностьВероятно из-за того, что мы не склонны не только строго следовать любому закону, но даже не любим вспоминать о нем, Петр Ластивка, художественный руководитель Волынского театра им. Т. Шевченко поставил известную пьесу украинского классика «Закон» под другим названием.
«Суррогатная мать» — так называется спектакль, премьера которого недавно состоялась в Луцке, заставляет вспомнить о скандале, который несколько лет назад возник в медиа-пространстве из-за того, что известная эстрадная певица Алла Пугачева, чтобы иметь ребенка от любимого, обратилась за помощью к другой женщине. Авторитеты РПЦ МП не прошли мимо такой светской новости и почти отлучили участников скандала от своей насквозь заполитизированной церкви. Как бы там ни было, но вопрос суррогатного материнства до сих пор не имеет однозначного ответа и, несмотря на то, что современные женщины все меньше готовы рожать, приобретает актуальность.
Правда, героиня пьесы Винниченко «Закон» рада была бы родить, но из-за неудачной операции стала бесплодной. Благодаря этой сюжетной коллизии автор затронул в написанной в начале прошлого века пьесе очень актуальную тему — ответственность науки, которая агрессивно вторглась в сферу природы. Порождая эйфорию у одних, научно-технический прогресс, который всегда был не в ладах с этикой, вызвал самые худшие предчувствия у других. Владимир Винниченко, который мучился вопросом, что разрешено человеку, где та грань, которую он не имеет права переступать, принадлежал к последним. Его философские рефлексии, («быть честным с собой» — к этому больше всего стремился классик), предостережения относительно фаустовско-ницшеанского комплекса сверхчеловека-бога, и легли в основу поставленной Петром Ластивкой мелодрамы «Суррогатная мать».
Интересно, что комплекс сверхчеловеческой воли, силы духа, которые на рубеже ХIХ—ХХ веков все больше воспринимались как право презирать любые этические нормы и предостережения (что породило, наконец, такие явления как коммунизм и фашизм), здесь воплощает женщина. Инна (Елена Ластивка) с первых сцен демонстрирует свое пренебрежение к «сопливому морализаторству», а заодно и к мужчинам. Она манипулирует не только Кругликом (Богдан Якимчук), успешным бизнесменом, который напоминает нуворишей из «новых ...», но и человеком Афанасием Мусташенко (Дмитрий Мельничук), профессором философии. Поэтому не может быть и речи о том, чтобы считаться с чувствами машинистки Люды (Людмила Натанчук), с которой Инна заставляет спать мужа, чтобы в результате ее «плана» получить ребенка. И даже Мария Андреевна (Лариса Зеленова), самый родной для нее человек, становится жертвой уверенности в том, что для благородной цели все позволено ...
Одной из важных тем, на которой режиссер акцентирует внимание в поставленной в стиле первых киномелодрам «Суррогатной матери», является потеря мужчинами своего авторитета, их подчинение воле женщин — Афанасий, который в начале спектакля пытается сохранить свое достоинство, все больше превращается в безвольного, бесправного «подкаблучника». Однако лейтмотивом спектакля остаются темы преступления и наказания, темы власти над людьми, манипулирования ими. Учитывая то, что героиня не выдерживает той игры человеческими судьбами, которую так уверенно начала, поставленная Ластивкой семейная мелодрама обнаружила большую злободневность для политиков, которые сейчас привели мир к угрозе новой мировой войны. К сожалению, ни представителей местной власти, ни клириков, которые борются за нашу нравственность, на премьере спектакля мной замечено не было. Жаль, потому что высший закон писан для всех!
Выпуск газеты №:
№80, (2015)Section
Культура