Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О сокровищах Дмитрия Гнатюка

Великий певец собрал уникальную коллекцию украинской живописи конца ХІХ — начала ХХ веков
24 марта, 12:31
ПОРТРЕТ ЗНАМЕНИТОГО ПЕВЦА, НАПИСАННЫЙ ЛЬВОМ ВИТКОВСКИМ В 2001 ГОДУ / ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА ДМИТРИЯ ГНАТЮКА

По его голосу узнавали Украину. Дмитрий Михайлович Гнатюк (1925—2016 гг.) подарил нам такие песенные жемчужины, как «Два кольори», «Ясени», «Очі волошкові», «Цвітуть осінні тихі небеса», «Рідна мати моя», «Марічка»... Он был наиболее уважаемым и самым известным певцом среди украинцев всего мира. Зарубежная пресса высоко оценивала его исполнительское мастерство. «У Дмитрия Гнатюка голос один из тысячи. Голос большой, чистый, очень богатый и тренированный настолько, что любая вокальная трудность кажется ему легкой и естественной, как речь и ходьба. Певец может сделать свой голос большим и маленьким, сильным и слабым, мрачным и светлым, радостным». («Виннипег фри пресс»,  20. 10. 1962 г.).

Творческая биография Дмитрия Михайловича — золотая страница в истории украинского вокального искусства второй половины ХХ ст. Весомым является вклад артиста в приумножение и обогащение национального оперного искусства. Он был чрезвычайно веселым, простым и искренним человеком с уникальными жизненными воспоминаниями и необычными историями. Гнатюк говорил, что из его песен можно писать новейшую историю Украины. Но не все знают, что Дмитрий Михайлович был ценителем и коллекционером украинской живописи. Он собрал уникальную частную коллекцию классиков-живописцев конца ХІХ и начала ХХ веков. Именно о Гнатюке-коллекционере наш разговор.

«КАРТИНЫ СПАСАЛ, РЕСТАВРИРОВАЛ, ХРАНИЛ, А ЕГО ОБЗЫВАЛИ СПЕКУЛЯНТОМ»

В 1977 году тернопольские искусствоведы Венедикт Лавренюк и Игорь Герета начали создавать картинную галерею. В первую очередь пересмотрели те произведения, которые были в областных фондах (они были собраны и забраны из польских дворцов и замков, которые в 1939 г. стали собственностью государства). Поддержало энтузиастов и Министерство культуры. Единственной бедой было то, что тернопольцы ничего не имели из произведений украинского искусства. Советская власть позволяла себе в культовых сооружениях размещать свинарники или склады с ядохимикатами и солью. Поэтому иметь там картинную галерею в те времена было практически наилучшим вариантом. Подобное было в Тернополе, где галерея более десятка лет находилась в Кафедральном соборе. А в конце 1980-х сооружение вернули ее законному владельцу — УГКЦ.

— Я наслышан о частной коллекции классического украинского искусства конца ХІХ и начала ХХ веков, — вспоминал Венедикт Лавренюк. — Позвонил Дмитрию Михайловичу, договорились о встрече в Киеве. Сразу предупредил, что денег много не выделено, но хотел бы приобрести что-то ценное. Гнатюк пригласил меня к себе домой и показал свои сокровища. Все стены в трехкомнатной квартире в три ряда были завешены шедеврами! От одних только фамилий голова могла закружиться. Знал я и о коллекции икон Дмитрия Гнатюка, но меня тогда интересовала родная классика.


НИКОЛАЙ ПИМОНЕНКО (1862 — 1912). «УТРО», КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВВ., МАСЛО, КАРТОН. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ Д.М.ГНАТЮКА, НЫНЕ ЭКСПОНИРУЕТСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ (ТЕРНОПОЛЬ)

После осмотра я сказал хозяину: «Что отдадите из самого дешевого, то и куплю». Мне понравилась небольшая работа Николая Пимоненко, подобная ей Сергея Васильковского, Ивана Труша, Николая Сергеева, Константина Крыжицкого и Олексы Новакивского. Договорились, что каждую работу он отдаст по 300 карбованцев. Хоть их настоящая стоимость в десятки раз больше.

Дмитрий Гнатюк еще тогда мне сознался, что его называют спекулянтом. Из-за этого своего добра он сам не раз был «битым». А он картины на самом деле спасал, ведь реставрировал, хранил в нормальных условиях и возвращал из-за границы на родную землю. Да и при необходимости еще делился с другими.

Для областной картинной галереи первый раз я купил пять работ, а через несколько лет еще четыре. Всего девять. Все полотна классиков украинского живописи. На протяжении многих лет эти шедевры делали славу и рекламу нашей картинной галерее.

«МНЕ ПОВЕЗЛО, ЧТО ЖЕНА НЕ БЫЛА ВЛЮБЛЕНА В БРИЛЬЯНТЫ, И Я ВСЕ ВКЛАДЫВАЛ В КАРТИНЫ»

Популярному певцу неоднократно приходилось еще в смутные советские времена бывать у многих коллекционеров, которые вывезли из Украины правдами и неправдами бесценные художественные шедевры. «Мой же концерт за рубежом стоил от четырех до шести тысяч долларов, которые сразу же забирал Госконцерт. Всем народным артистам СССР, пусть ты Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Галина Вишневская или Дмитрий Гнатюк, больше 220 долларов за концерт не платили. Когда работаешь как вол и когда у тебя по двадцать-тридцать концертов, сумма набегала немаленькая. Поэтому большинство из заработанного там тратил на картины. Кто-то их когда-то вывозил, а я возвращал домой», — рассказывал Дмитрий Михайлович.

Семья Гнатюка всегда была патриотически украинской — его жена филолог Галина Макаровна всю жизнь работала над развитием украинской лексикологии, грамматики, истории языка. «Мне повезло, что жена не была влюблена  в брильянты. Не заставляла меня покупать их, поэтому я все вкладывал в картины. Моя Галина родом с Черкасщины, из села Казацкого, что в трех километрах от Кирилловки — родины нашего Тараса Шевченко. Я исходил пешком весь этот край. Вероятно, и женился из-за того, что не мог бы жить без этого Шевченковского духа...» — признавался артист.

«МОЕ ХОББИ ДАВАЛО ВДОХНОВЕНИЕ И ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ, РАБОТАТЬ И ДЕЛАТЬ ДОБРО»

Дмитрий Гнатюк собрал большую и бесценную коллекцию. Каждая работа, как и каждая песня, были дороги для него. Имел певец на протяжении многих лет мороку, ведь не мог развесить все на стенах. Пришлось несколько раз делать ремонты, чтобы можно было в любой момент видеть все. Но это все не вмещалось.


СЕРГЕЙ ВАСИЛЬКОВСКИЙ (1854 — 1917) «ЗАКАТ. ХАРЬКОВЩИНА», КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВВ., МАСЛО, КАРТОН. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ Д.М.ГНАТЮКА, НЫНЕ ЭКСПОНИРУЕТСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ (ТЕРНОПОЛЬ)

«С годами жалею, что покупал мало. До сих пор жалею, что не приобрел работу Николая Мурашко. Хотели за нее десять тысяч карбованцев, которых у меня на то время не было. По-видимому, нужно было одолжить, потом как-то бы отдалось помаленьку... — с годами понимал коллекционер. — Много хороших работ отдал в разные музеи. Кое-что в Запорожье, Киев, Тернополь. Жалею о картине Михаила Беркоса, одесского живописца. Она была слишком большой, не было где ее поместить, но на ней был неповторимой красоты весенний пейзаж. Заплатил за нее пять тысяч, а в музей отдал всего за триста карбованцев. Мое хобби давало вдохновение и желание жить, работать и делать добро, — говорил Д. Гнатюк. — Когда я занимал должность главного режиссера Национальной оперы, в рабочем кабинете повесил картины Анатолия Волненко из «Запорожца за Дунаем». Конечно! С ними жил...  Люблю Сергея Васильковского, Петра Левченко, Николая Пимоненко, Николая Мурашко, Степана Колесникова, Архипа Куинджи!.. Люблю Константина Трутовского, который рисовал сказочные украинские ночи. У меня есть интересный Казимир Малевич, уникальный Иван Труш. Есть также работы Адальберта Эрдели. Уважаю этих художников за то, что с фанатичной ответственностью изображали родную природу. Или тот же Иван Колесников. Такой сочный и такой черноземный. Себя помню таким же мальчиком, которого он изобразил. Ходил маленький пахарь за плугом, устал и сидит возле волов, отдыхает. Это родное мне, это мое детство...

Никогда ничего не покупал, чтобы продавать...

Может, когда нас с женой не станет, сделают музей. Пусть люди приходят, смотрят, и их будет вдохновлять не только моя зазвучавшая песня, но и моя коллекция картин родных классиков».

Сейчас инициативная группа поклонников творчества Дмитрия Михайловича вместе с сыном певца Андреем Гнатюком предлагают  Диане Поповой, директору Департамента культуры Киевской городской государственной администрации взять под опеку архив и коллекцию художника, чтобы создать музей артиста.

P. S. 28 марта, в день рождения великого певца, в 14.00 на Байковом кладбище установят памятник Дмитрию Михайловичу Гнатюку.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать