О «таблетках» от депрессии, или Как становятся успешными
Рассказал «Дню» Богдан СТРУТИНСКИЙ, художественный руководитель Национальной оперетты Украины![](/sites/default/files/main/articles/24122015/22zvukimuziki.jpg)
Каким сегодня должен быть театр, чтобы заинтересовать зрителей? Как выжить творческому коллективу, не опускаясь до третьесортной «попсы», идя на поводу у публики? Как нужно развивать жанр оперетты, который дарит людям положительные эмоции? Судя по тому, что лишние билеты на все (!) постановки Национальной оперетты спрашивают еще у выхода из метро, то руководитель театра Богдан Струтинский знает секреты, как добиться успеха.
«ТВОРЧЕСКОЕ ЦУНАМИ»
— Я себя оцениваю в двух направлениях: как менеджер и как творческий человек — режиссер. Мы сделали в театре прекрасную реконструкцию, надстроили два этажа, разгрузили цехи... потому что на протяжении многих лет была проблема, как хранить в надлежащем состоянии декорации. Горжусь тем, что достойно отметили 80-летний юбилей театра, мощно проходит 81-й сезон. Поэтому считаю, что 2015-й прошел для коллектива хорошо, под так называемым «творческим цунами». Мы обновили труппу, не боялись экспериментировать, — рассказал Богдан СТРУТИНСКИЙ.
Если посмотреть на нашу международную деятельность, то нужно вспомнить последние гастроли в Польше. Это было фантастически, мы получили 4,9 балла из 5 (наивысший балл). Выступали в 20-ти городах (Щецин, Гданськ, Вроцлав, Плоцк, Краков, Згеж)... Гастроли проходили в два этапа: в октябре (10 дней), и с 19 ноября по 1 декабря — второй этап. На наши спектакли преимущественно приходили поляки. Присутствовал на постановках и украинский консул. Наша страна сегодня в ТОР-новостях. И не только относительно военных действий на востоке, а есть огромный интерес и к украинскому искусству. Нам есть чем гордиться и что показать.
БОГДАН СТРУТИНСКИЙ — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАНИМИРОВАЛ ОПЕРЕТТУ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
— Сейчас все жалуются на нехватку денег, а вы «О-FEST» уже третий год подряд проводите, привозите на него зарубежных исполнителей. Как удается?
— В основном на нашем фесте главные звезды — зарубежные. В этом году выступало 13 певцов. Причем не только из Европы, удалось даже из Канады привезти солистку Стефанию Романюк. Мы активно работаем с венграми, румынами, поляками, немцами... Также были представители китайской школы, болгары, молдоване. «О-FEST» (Оперетта-опера-мюзикл-фест) — это проект не только художественный, но и туристический. Мы хотим, чтобы о нашей стране складывалось хорошее впечатление как о доброжелательном, интересном государстве. Особенно в контексте тех событий, которые мы переживаем на протяжении последних двух лет.
— Традиционно оперетта называется «легким жанром». Если проанализировать вашу последнюю премьеру мюзикла «Звуки музыки», то вы строите музыкально-психологический театр. У некоторых зрителей даже слезы на глазах выступили, когда на экране демонстрировали нарезку хроники с Гитлером и Путиным, разбитыми домами.
— Таким образом я выразил позицию как гражданина. Еще в 2011-м, когда я сделал проект «Welcome to Ukraine», после просмотра спектакля один тогдашний чиновник разкритиковал и спрашивал — почему нет ни одного российского спектакля? Я отвечаю: «Потому что живу в Украине»! Работая в Оперетте, я начал ломать стереотип о том, что это только «легкий жанр». Хотя эта «бацилла», порожденная самим театром, мне не по вкусу. У нас работают современные, креативные, амбициозные люди, с которыми мы вместе строим современный музыкальный театр. Сегодня Театр оперетты — это «таблетка» хорошего настроения. Каким вижу будущее? Мы и дальше будем продолжать экспериментировать; будем завоевывать для себя новые пространства («царинки»). Я все-таки вижу чрезвычайно мощный игровой театр. Потому что Оперетта является очень сложным жанром. На первый взгляд он будто бы легкий, но очень затратный в плане человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому я хочу, чтобы наш театр стал большим центром культуры, где каждый артист может творчески себя реализовать.
«ВСЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ «ПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУ»!
— Последние ваши премьеры — мюзиклы. Это дорогая вещь. Как выжить театру, чтобы поставить интересно для публики?
— Все нужно делать «по гамбургскому счету»! Когда делаю любой спектакль, всегда трачу большие средства на то, чтобы было добротно, со вкусом. Привлекаем спонсоров, сами вертимся, зарабатываем, но постановка должна быть на все 100%. Этот год показал, что мы на правильном пути, а как результат — аншлаги. Например, браться за «Звуки музыки» было сложно, потому что в мюзикле дети являются полноценными героями, и обойтись только артистами нашей труппы не получилось. Еще в 2008 г. в Литве заинтересовался этим произведением Р. Роджерса, но что-то тогда «не пошло»... Сначала мы сделали номер к юбилею театра, как пробу, посмотрел на реакцию зрителей. Понравилось. Знаете, когда начал работать над спектаклем, то привлек юных артистов из ансамбля детского театра «Мюзик Холл». Они прекрасно исполнили роли детей семьи фон Трапп... А параллели, которые проводятся на сцене между 1938 годом (аншлюс Австрии) и тем, что происходит между Россией и Украиной, — как «попадание в десятку». Такое ощущение, что смотришь не хронику, а современные кадры. Что ни реплика, что ни цитата — будто из свежей газеты! Хотя у меня был определенный страх перед работой с детьми. Они приходили на репетиции, уже зная текст, и даже подсказывали реплики взрослым актерам, дисциплинировали всех! Я себя чувствовал не режиссером, а няней, проводил с ними детские тренинги. Уверен, что из этих детей в перспективе вырастут настоящие интеллектуальные личности.
— В этом году ваш театр приобщился к социально-творческому сов-местному проекту с Ивано-Франковским драмтеатром — «Оскар і Рожева пані», который вызвал огромный резонанс. Спектакль проходит в Киеве на вашей сцене ежемесячно. Но купить билеты очень сложно!
— Это благотворительный проект двух театров: Ивано-Франковского и Киевской оперетты. Мы давно дружим с режиссером Ростиславом Держипильским. Я даже был причастен к его назначению на должность художественного руководителя Ивано-Франковского театра. Он оказался очень деятельным и творческим человеком. В октябре показали премьеру «Оскара і Рожевої пані» и за два спектакля удалось собрать средства для паллиативного Центра передвижной помощи для детей (собрали свыше 100 тысяч гривен, плюс люди много денег оставили в ящичках, стоявших в фойе театра). Но этого проекта могло и не быть, если бы не актриса Ирма Витовская. Она сначала хотела делать этот арт-проект в Молодом театре, где работает, но что-то не сложилось, и потом обратилась к нам. Мы на этом спектакле, который действительно является аншлаговым, ничего не зарабатываем, но это наша гражданская позиция — поддержать детей и их семьи, которые борются с неизлечимыми болезнями. Когда делаешь такой проект, то по-другому живешь и даже дышишь...
Чужой беды не бывает, особенно сейчас, когда на нашей земле льется кровь. Мы проводим концерты перед раненными бойцами АТО в госпитале, собрали свыше 118 тысяч для воинов и отдали каждому парню по 10 тысяч. Провели стихийный аукцион — художники представили свои картины на доброе дело... Ежемесячно даем по три-четыре благотворительных концерта. Выезжаем также в военные части. Наша задача — поднимать настроение и боевой дух участникам АТО.
— Под «крылом» Оперетты три года находится Художественно-концертный центр им. Ивана Козловского, и сейчас он обретает новое дыхание.
— «Гостиную И.Козловского» Киеврада присоединила к Национальной оперетте. Мы сделали ремонт за счет средств театра (сначала верхний этаж, сейчас открыли нижний этаж, где организовали галерею и где проходят выставки). Перерегистрировали гостиную в художественно-концертный центр, который развивается в двух направлениях: классическое и поисково-экспериментальное. Возможно, скоро появиться «творческая кофейня» или «кофейня-клуб». Показываем моноспектакли, проводим музыкальные и поэтические вечера, вернисажи.
— Вы читатель «Дня» со стажем. В 2016-м наше издание будет отмечать 20-летие своего существования.
— Газету «День» считаю интеллектуальным лицом нации. Вы высоко подняли планку и важно не скатиться, держать марку. Можно трансформироваться, экспериментировать, но в разных «форматах» быть интересными обществу. Желаю быть всегда первыми, потому, что сложнее всего на Олимпе держаться. Газета имеет широкую палитру в каждой отрасли, и это всегда стандарт качества. Пусть еще много-много лет «День» на своих страницах не только информирует и анализирует события, явления, знакомит с личностями, но и заставляет читателей думать.
25 и 26 декабря в театре состоится традиционный новогодний концерт «Штраус в оперетте». В течение вечера прозвучат увертюра из оперетты «Маренка», «Персидский марш», полька «Процесс», вальс «Поцелуй», Кадриль «Орфей» и другие шедевры Иоганна Штрауса (дирижер — Оксана Мадараш). Ведущие солисты театра исполнят арии и дуэты из самых известных оперетт классика. Будут и сюрпризы — первое исполнение неизвестного нам произведения из творческого наследия семьи Штраусов.
29 января публику пригласят на премьеру моноспектакля «Любовный монолог». Это будет очень необычно для оперетты, потому что Б. Струтинский «замахнулся» на произведение Нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса — пьесу «Любовный ответ мужчине, сидящему в кресле» (в постановке будет исполнена музыка известного аргентинского композитора Астора Пьяццоллы). Сейчас роль главной героини Грасиелы репетируют две солистки театра Ирина Беспалова-Примак и Ася Середа-Голдун. А в следующем сезоне коллектив театра планирует представить свое «прочтение»... оперы «Севильский цирюльник» Россини. Ну и кто из коллег Струтинского и Ко еще решится на такие креативные творческие эксперименты?
Section
Культура