О тонкостях французского исполнительства
Пианист Адам Лалум стал самым юным участником фестиваля![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20101130/4220-7-2.jpg)
Этот музыкант-виртуоз родился в 1987 г. Еще студентом неоднократно получал почетные награды: премия им. Мориса Равеля, грант Фонда Франции, стипендия ADAMI, стипендия Bangue Populaire. В прошлом году Адам Лалам завоевал Первую премию и Приз зрительских симпатий на Международном конкурсе пианистов им. Клары Хаскил (Швейцария). Ныне музыкант совмещает учебу в Гамбургской консерватории и активную гастрольную деятельность, выступая в разных странах.
— Адам, чем вас привлекло фортепиано, где и у каких преподавателей учились?
— Честно говоря, я не выбирал. Дома стояло фортепиано, на котором занимался старший брат, а я постоянно слышал звуки инструмента и захотел научиться играть так же, как он. Учился в моем родном городе — Тулузе, первым преподавателем была мадам Бюниас. Это была пожилая дама, обожавшая детей, но со мной вела себя строго, т.к. я был сорванцом и трудным ребенком... Четыре года назад я окончил Парижскую консерваторию (класс Мишеля Бероффа), а ныне учусь в Гамбурге, в классе Евгения Королева.
— Вы учились у французских педагогов, а в данный момент занимаетесь с русским — в чем различие?
— Все мои преподаватели — это особенные личности, и в характере каждого из них чувствуется принадлежность к разным национальностям. Возможно, я покажусь невежественным по отношению к Мишелю Бероффу, но Евгений Королев мне кажется более тонким и глубоким педагогом. Он обладает очень богатым воображением: у нас никогда не бывает две одинаковых встречи, каждый раз это новый преподаватель, и мне его занятия очень нравятся. Для музыканта очень важно видеть и постигать новое. Хотя Королев иногда бывает очень требовательным (мне кажется, француз не смог бы быть таким строгим), всегда много ожидает от ученика, заставляет работать по максимуму.
— Кроме сольных программ, вы исполняете много камерной музыки. Что все-таки ближе — выступлениям в ансамбле или соло?
— Вы знаете, был период, когда я играл и хотел играть только камерную музыку, но конкурс имени Клары Хаскил постепенно изменил мое отношение к сольным выступлениям. Мне захотелось видеть себя не только в коллективе, но и сольно; понимать, какой я есть и что думает обо мне жюри. Одним словом — мне захотелось испытать себя... Я очень люблю камерную музыку, так же, как и сольную. В каждой из них есть масса положительных моментов. Например, нам с друзьями нравится играть вместе, чувствовать себя независимыми, свободными; нести ответственность за то, что мы делаем, разговаривать между собой, обсуждать профессиональные тонкости — это нас многому учит. В сольной музыке у тебя есть возможность выразиться, и никто тебя не потревожит, в отличие от ансамблевого исполнения, где ты должен быть толерантным по отношению к своим партнерам, постоянно искать компромисс. Поэтому сказать, что та или иная музыка мне ближе, — не могу, я нуждаюсь в обеих!
—Чему вы научились на мастер-классах и насколько победа на конкурсе им. Клары Хаскил повлияла на вашу профессиональную деятельность?
— На мастер-классах я встретил замечательных людей, известных музыкантов (Паскаль Девуайон, Жан-Клод Пенетье, Дмитрий Башкиров, Пауль Бадура-Шкода), которые научили по-новому смотреть на жизнь и творчество. Такие встречи становится частью тебя, занимают определенное место в сердце и мыслях... А после победы на конкурсе им. Клары Хаскил у меня появилось больше концертов и приглашений. Конечно, стало немного сложнее, но и еще интереснее: я вижу много городов и стран, встречаюсь с новыми людьми, приобретаю опыт, жизненный и творческий. Собираюсь продолжить концертную деятельность, по крайней мере, до конца этого года. Чем буду заниматься дальше, пока не знаю, потому что моя профессия требует много энергии и воли. Артист должен восхищать публику, а это сложно и приносит много переживаний и волнений. Может, в скором будущем мои силы иссякнут и я захочу остановиться и заняться чем-нибудь другим, кто знает...?
Выпуск газеты №:
№220, (2010)Section
Культура