Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О визуальной реконструкции украинской истории

В июле исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося живописца, графика, общественно-культурного деятеля Петра Андрусива
22 июля, 11:52
СВАТАНЬЕ АННЫ ЯРОСЛАВНЫ. 1969—1970 гг.

«Щасливий буду, коли хочай одно пожиточне зерно зможу докинути на жертвенник культури Українського Народу», — так в 1933 году написал в письме меценату своего профессионального образования, митрополиту УГКЦ Андрею Шептицкому двадцатисемилетний Петр Андрусив — студент Варшавской академии искусств. Эти слова воплотились в конкретных делах, реализованных им на протяжении всей жизни. А это — сотни полотен, тысячи графических листов, десятки глубоких искусствоведческих и публицистических статей, большое количество учеников, общественных и культурных инициатив. Петр Андрусив оставил украинцам и собственные историософские взгляды, выработанные на основе фундаментальных научных студий, которые впоследствии нашли формы визуализации в крупноформатных картинах и иллюстрационных циклах. Вся протяженность государственнического пути от периода Украины-Руси к победам Украинской повстанческой армии получила уникальное творческое преобразование в мастера и патриота, которому не суждено было дожить до возобновления Украинского Государства в 1991 году всего лишь одно десятилетие!

ИЗ РОССИИ — В ВАРШАВУ

Еще в детстве Петру Андрусиву пришлось побывать в ситуации, когда нужно было закалять собственную волю и преодолевать непредсказуемые трудности. Уроженец села Каменноброд вблизи Городка, на Львовщине (родители — безземельные крестьяне), восьмилетним мальчиком он оказался в самом эпицентре противостояния враждующих частей Австро-Венгерской и Русской армий на фронте Первой мировой войны. Запуганного и изможденного ребенка, который потерял контакт с родителями, где-то недалеко от Ровно (русские войска сожгли соседнее село, из-за чего семья вынуждена была покинуть родные места) подобрали кубанские казаки из числа царской конницы (по другим данным — вояки из Восьмого волынского полка), передав его в сиротский дом в российскую Рязань. Тогда же ему в руки попал томик с «Тарасом Бульбой» Н. Гоголя, после прочтения которого состоялось своего рода преобразование потерявшегося в пространстве мальчика. Впоследствии, когда ближе познакомился с несколькими ровесниками из Галичины и Волыни, вспомнил колядки, исполняя их на Рождество на чужбине. Лишь в 1918 году, через симпатизирующих ему пленных польских офицеров, которых заинтриговала тетрадь с его рисунками, Петр Андрусив покинул Россию и переехал в столицу Польши. Еще несколько неожиданных поворотов (эта история заслуживает специального разговора) — и он попадает на учебу в ремесленный интернат, после которого в 1927 году поступает в Варшавскую школу изобразительного искусства, через несколько лет переименованную в Академию искусств. Именно там, с 1932 года его обучение поддерживает Митрополит Андрей.

ПЕТР АНДРУСИВ. ГЕТМАН ИВАН МАЗЕПА. 1971 г.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Профессиональные студии совпали с началом интенсивных изменений в душе Андрусива: сближение с кругами украинской интеллигенции (Украинский художественный кружок «Спокій», варшавская группа украинских литераторов во главе с Евгением Маланюком, Юрием Липой, Еленой Телигой) решающим образом повлияло на психологическую и мировоззренческую основу его творчества. Очищаются заиленные национально-поэтические чувства, благодаря друзьям он находит своих родителей. Во время обитания во Львове он знакомится с талантливыми молодыми литераторами, братьями Анатолием и Ярославом Курдидиками, которые еще больше приобщают его к национально-творческим делам. Он оформляет обложку львовского литературно-научного журнала «Дзвони», иллюстрирует отдельные выпуски «Детской библиотеки» — популярного книжного издательства Михаила Таранько «Світ Дитини». Все это способствовало успеху первого выступления Петра Андрусива на культурной арене Львова, и с тех пор его неоднократно приглашали для оформления книжек и детских журналов «Наш Приятель», «Дзвіночок», «Вовченята», «Світ Дитини».

Как график Петр Андрусив формировался сначала вне украинской художественной традиции. Мастер прошел собственный путь поисков пластического выражения в графике, и в этой работе опыт Нарбута сыграл для него определяющую роль.

В 1930-х годах растет его художественно-организационная активность. Преподавая историю искусства, технического чертежа и других специальных творческих дисциплин в Высшей архитектурной школе города Варшавы (1936—1938), он перестраивает методологию профессионального образования для украинства. В то же время сотрудничает с Ассоциацией независимых украинских мастеров во Львове, выставляя свои произведения на выставках украинской графики в Праге (1933), Берлине (1933), а уже впоследствии, по окончании Второй мировой войны в лагерях для перемещенных лиц (Германия, 1946—1948). Выполнял работы для иконостаса села Гдешин на Холмщине (1940). Самое фундаментальное художественное произведение Андрусива, которое не удалось спасти (как и почти все его ранние творческие наработки) во время бомбардировки Варшавы, — картина «Голгофа Украины» (1939), которая символично передает трагедию Голодомора и геноцида украинцев в XX веке.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕТРА АНДРУСИВА ДОЛЖНЫ БЫЛИ СТАТЬ БАЗОВЫМИ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ УКРАИНЫ

В далекой эмиграции (с 1948 г. — в США) Петр Андрусив усиливает свою творческую и организаторскую активность. Он принимает участие в создании Объединения Мастеров Украинцев в Америке, некоторое время будучи его председателем, принимает участие в основании Филадельфийской художественной студии, где длительное время преподает, сотрудничает с украинскими издательствами, где публикует свои взгляды на природу художественного творчества и проблемы в среде украинских мастеров. Он оформляет журналы, книги. Постепенно программируется весомый цикл живописных картин на историческую тематику, которые принесли наибольшую славу Петру Андрусиву. Самая главная его крупноформатная картина «Крещение Украины-Руси», имевшая большой резонанс не только в кругах украинской эмиграции по всему миру, но и в более широких интеллектуальных и художественных объединениях.

Сегодня произведения Петра Андрусива должны были стать базовыми в официальной репрезентации политической истории Украины. Никому среди украинских художников XX века не удалось создать такой масштабный идейно-смысловой ряд картин — визуальных реконструкций Украинской истории — как реализовал этот художник. Более того, каждая тема его полотен — это глубоко осмысленное обращение к национальным элитам, это призыв к большим государственническим делам, это ключ к национальным победам и мудрости во времена исторических испытаний.

Важными являются его идейно-философские взгляды на историю. Вот один из фрагментов: «Двумя трагическими волнами отходит украинская верхушка к враждебным лагерям — в Москву и Варшаву в поисках почестей, привилегий, сенаторских кресел и тому подобное. Первый раз после упадка княжеского государства и второй раз после упадка казацко-гетманского государства. А в 19 веке воцарилась беспросветность и темнота. Национальное сознание было присыпано пеплом сожженного Москвой Батурина и разрушенной Сечи. Тоненькая пленка интеллигенции, которая осталась верной своему народу, сама в большинстве не знала, куда идти. Оккупанты старательно обстригали все, что вырастало сверх уровня «холопа и попа». И в той руине со стуком тирана «п’ястука» раздавались злобные валуевские возгласы «не было, нет и быть не может». Истоптав все права народа, враг уничтожал, грабил и закрывал перед глазами народа все, что могло бы ему напоминать былую славу»...

«Искусство — наиболее прочное оружие» — так называется книга с текстами статей, речей и обзоров П. Андрусива, составленная. Лужницким и изданная на средства вдовы мастера Натальи Семион-Андрусив, известной в украинской диаспоре певицы. Сегодня произведения, как и взгляды выдающегося украинца, как никогда актуальны, и они становятся интеллектуальным оружием в обороне наших национальных перспектив уже в новой исторической реальности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать