Перейти к основному содержанию

А о зрителях не вспомнили...

Актеры Львовского театра им. Леси Украинки сорвали спектакль и бастуют, требуя увольнения директора. «День» попробовал разобраться, как решить этот конфликт
25 июня, 09:35
ВО ЛЬВОВСКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ИМ. ЛЕСИ УКРАИНКИ ДОЛЖЕН БЫЛ ИДТИ СПЕКТАКЛЬ DIVKA, НО ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО ЗВОНКА АКТЕРЫ ОТКАЗАЛИСЬ ВЫХОДИТЬ НА СЦЕНУ / ФОТО С САЙТА ТЕАТРА

Беспрецедентная ситуация сложилась в творческом коллективе. 20 июня начали забастовку сотрудники Львовского украинского драматичного театра им. Леси Украинки. Во время спектакля «Дівка» 25 сотрудников театра обратились к зрителям, выражая недоверие своему директору Алексею Коломийцеву из-за подозрений в финансовых махинациях и превышении должностных обязанностей.

Напомним, А. Коломийцев — театральный режиссер, композитор, актер, певец и педагог. Окончил Днепропетровское музучилище им. Глинки и режиссерский факультет Харьковского университета искусств им. Котляревского. Работал как режиссер и солист в Харьковском театре оперы и балета и Харьковской музкомедии. Организовал арт-трио в жанре неоклассического кроссовера Esthetic Empire, потом «Театр обездоленных». Работал режиссером в музыкально-драматических театрах Донецка, Днепродзержинска, Одессы, Полтавы, а с 2014-го — директор Львовского театра им. Леси Украинки. С появлением Коломийцева активизировалась творческая жизнь в коллективе, но диктаторские замашки руководителя порождали конфликты, вылившиеся в бунт. Протестующие заявили о бессрочной забастовке и пообещали не выходить из театра, если их претензии к руководителю не примут во внимание (см. «День» № 108). Но после переговоров с представителями городского совета покинули помещение, согласившись на обсуждение конфликта, соответственно — его решение при участии представителей обеих заинтересованных сторон, а также — главы управления культуры ЛГС Ирины Магдыш и руководителя департамента гуманитарной политики ЛГМ Галины Сличной. Как решить этот конфликт? «День» попробовал разобраться в ситуации.

Виктория ШВИДКО, директор Первой сцены современной драматургии «Драма.UA»:

— В театре многое произошло за последний год, и не важно, какой характер руководителя, важно то, что он делает. Но одно дело иметь интересные идеи, а другое — быть руководителем. Собственно, для руководителя стратегия очень важна, и когда ее нет, то театр или любое другое учреждение начинает трескаться по швам.

Что касается нашего сотрудничества, то было такое впечатление, словно мы общаемся на разных языках. Например, в один момент мы о чем-то договариваемся, а затем проходит два часа и оказывается, что никто не договаривался. То есть был какой-то такой прокол в коммуникации. Были разные ситуации, когда информацию друг от друга мы не озвучивали, потому что считали, что и так априори все понятно.

Алексей Коломийцев не устраивает актеров как директор, потому что он не исполняет свои должностные обязанности, ведь, по-видимому, сложно быть всеми олицетворениями, которыми он себя считает. Действия актеров логичны, поскольку его контракт заканчивается. Дальше он может остаться как режиссер, но должность директора, распорядителя муниципального учреждения, мне кажется, он просто не вытягивает.

Божена ГОРОДНИЦКАЯ, искусствовед:

— Во-первых, срывать спектакль, когда зал заполнен на две трети (а это для театра больше чем достаточно) — неуважение к зрителю! Во-вторых, захватывать помещение коммунальной собственности, каким является театр, — бессмысленно. А в-третьих, требовать от управления культуры увольнения директора в субботу-воскресенье при отсутствии в городе начальника управления — просто нелогично.

Революция — это путь к реформе, а театру реформа очень нужна, и мы это все хорошо знаем, но то, что произошло в театре, имеет мало общего с революцией — это был бунт. Революционеры декларируют требования, а молодые люди в ту субботнюю ночь не знали конкретно, чего требуют, только жаловались, что их директор — хороший режиссер, но пьет, матерится, унижает их и просто хам.

Знаете, хороший режиссер не обязан быть хорошим человеком. А то, что Коломийцев — хороший и талантливый режиссер с собственным креативным виденьем, — это бесспорно. Другое дело, что в жизни он действительно далеко не всегда умеет корректно вести себя и общаться с людьми. Унижать людей — это не черта порядочного человека. Но это «кухня», неумение достичь взаимопонимания с руководителем на таком уровне не является причиной выносить это на публику.

За год с хвостиком Коломийцев все-таки заставил Львов заговорить о театре, который достоин внимания и имеет право на жизнь, так как до сих пор здесь не делалось ничего, кроме как продавали секонд-хенд и выставлялся Музей восковых фигур.

Я за революцию, и я не стою ни на стороне Коломийцева, ни по другую сторону, но, обвиняя кого-то в финансовых махинациях, надо иметь основания, мы не услышали фактов.

Дальше есть только два варианта: или Коломийцеву продлят контракт, и они продолжат работу, хотя я слабо представляю, как можно работать на результат в такой враждебной друг к другу атмосфере. Или Коломийцеву контракт не продлят, он заберет свои спектакли и поедет дальше, а коллектив останется со своими «достижениями». В любом случае для обеих сторон конфликта он оставит негативный след.

Алексей КРАВЧУК, режиссер-постановщик спектакля «Баба» Павла Арье на сцене Львовского драматического театра им. Леси Украинки:

— Алексей Коломийцев — действительно человек талантливый, и у него есть интересные работы, но всегда в основе построения здорового коллектива должна быть этика. Ведь театр — это ансамбль, который сохраняется только при этих условиях. Я думаю, что продолжение сотрудничества труппы и коллектива возможно. Каждый из нас может делать ошибки, дело в том, какие мы делаем выводы. Кроме того, стоит убрать манипулятивность в общении, ведь тогда создается неискренность, а директор должен быть открытым. Мне кажется, только так можно работать дальше.

Майя ГАРБУЗЮК, театровед, Львов:

— Как член экспертного совета по проведению конкурса на вакантную должность директора этого театра, подчеркиваю, что в феврале в 2014 г. после презентаций претендентов на должность большинство участников совета, и я в частности, говорили о несоответствии кандидатуры пана Коломийцева на должность именно директора театра. Главным аргументом была творческая заангажированность и художественные амбиции этого человека, который претендовал именно на творческий сегмент в работе театра и никоим образом не на обязанности администратора и менеджера. Руководители городского управления проигнорировали как советы членов комиссии, так и вполне объективные факты — ведь за последние годы А. Коломийцев сменил так много мест работы, а информация о его деятельности в театрах Харькова и Полтавы была настолько негативной, что это должно было бы насторожить тех, кто считает себя спикерами львовской общественности и уполномочен принимать решение. Что касается этической составляющей, то она, собственно, и стала основной точкой конфликта, поскольку актеры, проработав с ним весь сезон, дошли до определенного предела своего человеческого истощения, физического и психического, до того предела, на котором они просто решили не терять своего достоинства. И здесь речь шла не просто о проблемах коммуникации между коллективом и паном Алексеем, а о нарушении тотальных основополагающих прав и норм сотрудничества между руководителем и подчиненными. Поэтому считаю, что корень сложившейся ситуации лежит в некомпетентном решении городского управления культуры, которое заложило «мину» замедленного действия в фундамент коллектива, выходившего из продолжительного творческого и организационного кризиса под руководством другого художественного руководителя, Людмилы Колосович. Кстати, коллективное письмо от актеров и сотрудников этого театра в адрес городского управления культуры о нежелании видеть А. Коломийцева своим руководителем было проигнорировано еще тогда, с самого начала. Поэтому можно ли удивляться, что протестующие не видели в управлении культуру не только советчика, а даже просто собеседника?

Сегодня у обеих сторон конфликта есть аргументация, но факты немного не совпадают. Охота на виновных не поможет. Вместе с тем надо искать пути выхода из конфликта. Самым демократичным и самым приемлемым, конечно, будет вариант, когда Алексей Коломийцев останется в театре только на должности режиссера. Однако остаться в театре после таких обвинений тоже непростая вещь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать