Об... оптимизм на большом экране
Любомир Левицкий: «Настоящее кино должно дарить невероятное ощущение драйва»![](/sites/default/files/main/articles/05112016/56.jpg)
Говоря о современном украинском кино, нельзя не упомянуть известного режиссера Любомира Левицкого. 36-летний кинохудожник уже снял более 10 фильмов: как полнометражных, так и пятиминутных-мобильных и реклам. Профессиональный историк-археолог, родился в Карпатах, всю жизнь мечтал именно через фильм передать всю красоту нетронутой верховинской природы. Сценарист и продюсер, Любомир показал миру первый украинский триллер «Штольня», который транслировали далеко за пределами страны. Кинообразование Левицкий тоже получил не в Украине: своими самыми лучшими и прогрессивным школами автор фильмов называет немецкую и американскую.
Сегодня его ленты собирают одни из самых больших кассовых сборов на украинском кинорынке: «Тени незабытых предков» собрали в прокате 5,2 млн гривен и 150 тыс. зрителей. А последняя работа автора - комедийный фильм #SelfieParty менее чем за полгода собрал 4,5 тыс. грн. В своем интервью газете «День» режиссер рассказал о том, что мешает украинской киноиндустрии двигаться вперед, о своих «голливудских» планах и профессиональных принципах, которые никогда не предаст.
- Недавно парламент принял закон о квотировании украинской музыки. Нужны ли такие поощрения для украинской киноиндустрии?
- Украинским фильмам очень нужно квотирование, но только в рамках кинодистрибуции. Это как во Франции, если в неделю выходит четыре голливудских фильмах, то обязательно должны выпуститься четыре французских, на равных условиях. И если украинская власть мотивирует дистрибуцию для украинского кино так же, как для голливудского, тогда украинское кино имеет шанс получать хорошие кассовые сборы, а они, в свою очередь, будут увеличивать кассовые бюджеты. Квотирование украинского кино сегодня сверхважно.
- Как можете охарактеризовать нынешнюю ситуацию в украинском кинематографе?
- Украинское кино развивается очень медленно. В Украине проблема с рынком: небольшое количество кинотеатров и несерьезное отношение кинодистрибьюторов к национальному продукту. Даже сами продюсеры больше сосредоточены на авторском, фестивальном кино, чем на массовом. Поэтому существует диссонанс с двух сторон. Пока я придерживаюсь двух сторон, придерживаюсь логики создавать кино для зрителя и одновременно - думаю о кинотеатрах. Я создаю кинопродукт целенаправленно для кинотеатров. Поэтому у меня не возникает проблем поставить кино в прокат. Откровенно говоря, мои фильмы неплохо собирают кассовые. Именно «неплохо» - основа, они могут собирать и лучше, с помощью того же самого квотирования. При увеличении кинокопий, при лучшем расписании лент украинский фильм может спокойно собирать 1,5 млн долл., а почему-то собирает 600-700 тыс. Потенциал у нас есть, просто есть такие вещи, которые затормаживают этот процесс.
- Вы когда-нибудь думали о съемке сериалов?
- Я - «слишком крупный» игрок для сериалов. Как говорят, «не для того мама цветочек кормила» (улыбается). Я дал себе слово снимать большие фильмы. Сейчас поступает много предложений, чтобы снимать сериалы. Я отказываюсь. У меня есть цель - делать крутые международные фильмы, поэтому я не хочу тратить энергию и время на меньшие работы.
- Фильм #SelfieParty вышел в трудное для нашей страны время. Уместно ли сейчас заниматься именно комедийным кино?
- Снимать в таком жанре надо обязательно. Кино существует на контрасте, и чем больше будет драм в стране, тем больше люди хотят комедии. Так построено человечество, и ничего с этим не поделаешь. Нельзя быть «человеком-зеркалом», для этого есть документалистика, художественное кино.
Зачем мне снимать фильм о войне, если мы постоянно это видим? Зачем человеку еще идти смотреть о войне в кинотеатры? Я думаю, что это неправильно. Мы, наоборот, должны быть «душевными врачами» людей, нам нужно давать им тонус. В каждом доме есть человек, который говорит за столом тост о жизни, от которого хочется плакать, а после него есть человек, который расскажет анекдот и тем тостом развеселит всю компанию. Я - тот парень, который рассказывает анекдоты. Но это не значит, что я легкомысленно отношусь ко всем проблемам, которые есть в Украине.
- Многие украинские кинокритики говорят о том, что в ваших работах чувствуется «американский подтекст». Как вы на это реагируете?
- Я уже много слышал, как меня называли «сплошная американщина» (смеется). Я не скрываю, Америка является моей «Альма-матер», и я очень ее люблю. Я считаю, что Америка сделала много пользы для развития нашего кино. Мы все понимаем, что американцы в этом деле далеко впереди, надо просто у них учиться и не понтоваться.
- Чем живут сейчас украинские режиссеры?
- Сегодня есть много хороших и качественных режиссеров, которые снимают рекламу. В перерывах между кино я тоже работаю в рекламе и знаком с международным рекламным рынком. Наши научились хорошо снимать короткие метры, научились лихо снимать 30-секундные ролики. Это очень качественно и по-европейски. Но им почему-то не хватает смелости на полные метры. Проблема скорее не в режиссерах, а именно в продюсировании. В правильных продюсерах, которые будут смело идти на такие шаги. Но в логике нашей реальности никто не хочет терять деньги. Наоборот, все хотят иметь гарантию того, что деньги вернутся. Мои фильмы - они все гарантированно возвращают вложенные средства. Я всегда гарантирую инвесторам, что мое кино - не проваливается. Вопрос в том, хочет ли инвестор вложить немалую сумму, 1,5 года подождать и просто забрать свои деньги обратно. Для большинства это неинтересно. Мне хочется что-то сделать в этом направлении. Например, я двигаюсь в сторону международного формата, снимаю украинское кино на английском языке.
- Собираетесь ли вы снимать не только украинские, но и зарубежные фильмы? То есть ленты, ориентированные не только на украинского зрителя.
- Конечно! Поставил себе такую цель. Это будут голливудские фильмы, которые будут иметь привязку к Украине. Я считаю, что это именно то, что нам надо. А вообще, думаю, стоит создать «Год счастливчика» для кинематографов: сделать тендер на лучший фильм. И весь бюджет, который есть в украинском правительстве для кино, - вложить в одну ленту. Например, сделать фильм за 10 млн долл. Договориться с мировой дистрибуцией и раз в пять лет делать один такой «счастливый год», где выходил бы очень дорогой, качественный, украинский имиджевый фильм. Через 10 лет у нас было бы как минимум два таких фильма, и за эти годы в международном сообществе нашу страну восприняли бы как кинострану.
Не секрет, что из Украины выехало слишком много талантливых людей, чей культурный, просветительский и исторический вклад мог дать стране немало международного внимания, сотрудничества и средств. Я не хочу эмигрировать, а хочу построить мосты между США и Украиной. А строить их - это непростое дело, надо быть сразу между двух огней. Это отнимает очень много времени и энергии.
Section
Культура