Обаяние «рабочего формата»
Заметки, навеянные Международным фестивалем театральных школ «Натхнення-2012»
Проводимый в третий раз фестиваль доказал свою состоятельность, заявив о себе как о знаковом событии в культурной жизни не только Киева, но и всей Украины. От многочисленных театральных форумов «Натхнення» отличается не только масштабом (на последнем фестивале зрители могли ознакомиться с работами театральной молодежи из десятка стран), но тем, что его устроители (высокопрофессиональная команда под руководством ректора Национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого Алексея Безгина) оказались свободны от традиционного соблазна учреждения номинаций, выделяющих отдельные спектакли и их фигурантов.
Здесь доминировал олимпийский принцип: «Главное — не победа, а участие»! Тут господствовал театр, в котором нет победителей или побежденных, в театре молодых все равны. В этом фестивальном формате спектакли специально не готовились к показу, не «отглянцовывались» с расчетом быть отмеченными жюри. На «Натхненні» царил не гламурно-соревновательный (засветиться любой ценой), а был представлен по-настоящему творческий потенциал студентов, от которых вскоре будет зависеть, каким окажется театральное завтра.
Киевский фест выделяет и то, что в нем угадываются основные направления, которые формируют «портрет» театра будущего. И эта прогностическая функция также определяет его особое место в общем фестивальном контексте. На третьем форуме были обозначены векторы самых разнообразных сценических поисков и художественно-эстетических предпочтений — от традиционного психологического спектакля до постнеклассических и «синектических», соединяющих, казалось бы, заведомо несоединимое, и зрелищных форм. В этом заключается особый креативный потенциал встречи театральных школ.
Еще одна черта «Натхнення-2012» — его «внеконцептуальный» характер. Будущие актеры показали свои текущие курсовые и дипломные работы. Этот сугубо рабочий формат придает особый шарм фесту, так как объективно демонстрирует то творческое состояние, в котором театральная молодежь сейчас пребывает.
Часть спектаклей, а это львовский «Натусь» по В. Винниченко, киевский «Свидание хотя и состоялось, но...» по рассказам Чехова, болгарский «Анданте» Л. Петрушевской, венгры с Вампиловскими «Провинциальными анекдотами», были поставлены по канонам традиционной сценической поэтики: где-то доминировали элементы психологической драмы, в ряде постановок — натуралистического театра.
Это были разные по постановочному уровню и исполнительскому мастерству спектакли. Венгры из города Бекешчаба были представлены первокурсниками Театрального колледжа при театре им. Йокая, только приступившими в изучению азов актерского мастерства. Дилетантизм «необстрелянной» молодежи, как это и предугадывалось, проявился весьма отчетливо. Не очень внятным (в художественном смысле) оказался спектакль софийских студентов, по форме напоминавший экзерсисы по сценической речи, нежели законченную работу.
Чеховская постановка студентов КНУТКиТ и воспитанников Университета из Галати (Румыния), показавших «Дом Бернарды Альбы» Лорки, по своим профессиональным достоинствам выгодно отличалась присутствием ансамблевости в своих спектаклях и чувством исполнительской культуры.
Особняком в ряду постановок, ориентированных на психолого-натуралистическую выразительность, стоял спектакль Академии драмы из Пекина — «Одноактные комедии Антона Чехова». Тут была любопытна попытка освоения поэтики славянского театра представителями этноса — носителя принципиально иной театральной культуры. Китайским студентам максимально удалось приблизиться к ней в инсценировке «Медведя», да и то не без помощи копирования приемов одноименной старой короткометражки с Жаровым и Андровской.
Университет им. Карпенко-Карого показал три студенческих работы, среди которых хочется особо выделить «Бешеную кровь» турка Н. Рпулата, живущего в Германии, поставленную на курсе М. Резниковича. Исполнителям с первой же сцены удалось воспроизвести атмосферу агрессии, бунта «жестокого и бессмысленного» юных маргиналов, непонятых ни теми, среди кого они поселились, ни собственными родителями, не находящих взаимопонимания между собой. Курс сильный и многообещающий, а что до множественных финалов, то их можно объяснить стремлением молодых актеров продлить хоть на короткое время общение со зрителями, что, впрочем, ничуть не тормозило темпоритм спектакля.
Постановки португальских и словацких студентов (к этому же ряду можно добавить трех очень интересных польских исполнителей «Игры» С. Мрожека) продемонстрировали дерзкое стремление молодежи обратиться к сложным постнеклассическим формам, в частности к постдраматическому театру. Дерзость в данном случае не обернулась авантюрой: спектакль «Два плененных мужчины», поставленный студентами из Банской Быстрицы, и «Странствие Жила Висенте» в исполнении учениками Школы искусств из Порто доказали, что их молодые исполнители прекрасно ориентируются в синтетической природе театра. Они способны изъясняться на языке не только традиционной, но и невербальной сценической лексики, продемонстрировали владение пластикой и иными приемами выразительности, присущими театру начала ХХI века.
Обрамляли рабочую программу «Натхнення» поразительные по красоте и представительству акции открытия и закрытия, включившие выступления не только театральных, но и других творческих школ Киева, Украины, а также стран, представленных на фесте.
Выпуск газеты №:
№68, (2012)Section
Культура