«Очищение» – здесь и сейчас
Столичные франковцы открыли 99-й сезон драмой финской писательницы Софи Оксанен в постановке Григория Гладия
Перед нами жизнеописание эстонской женщины Алийде Труу, которая в юности заразилась скверной коммунизма, и за тот грех расплачиваются следующие поколения ее рода, пока старая Алийде сама не разорвет заколдованный круг.
В этом спектакле есть какая-то странная загадка восприятия. Чувствуешь себя так, будто попал на хорошо технически подготовленный школьный урок истории, где все правильно рассказывают и подробно показывают, с видеорядом и ролевыми играми, а тебе все равно здесь горько и неуютно, потому что ты на этот урок опоздал, и не на 15 минут, а лет на... тридцать, и уже не способен переживать увиденное и услышанное по-школярски, то есть как откровение. И не можешь избавиться от впечатления, что перед тобой что-то полузнакомое, можно сказать — суровая финско-эстонская версия сюжета о Сладкой Дарусе.
Аналогия с уроком не случайна, поскольку в основе своей эта пьеса дидактическая: финская писательница подает биографию эстонской советской бабушки, а чтобы все было до конца понятно в Европе «всяким прочим шведам», Софи Оксанен попутно объясняет и драматичную историю Эстонии второй половины ХХ века. Пусть такой просветительский ход и является познавательным и полезным, однако он явно разбавляет драму, как вода разбавляет вино.
Действие растянуто на несколько десятилетий — а значит, отдельные персонажи пьесы вынуждены существовать на сцене не «сейчас», а «когда-то»: Мартин в исполнении Александра Логинова, Ханс — Иван Залуский, Алийде в молодости — Елена Ивасив-Фесуненко. Актеры работают безукоризненно, но все равно эти персонажи воспринимаются как иллюстрации к сюжету, а не как герои, которые переживают собственную драму. Некоторые действующие лица вообще обозначены лишь условно (например, Ингель, которая выходит на сцену без слов, а другие рассказывают о ней). Собственно, лишь половина персонажей существует в спектакле «здесь и сейчас» — это Лаврентий (Остап Ступка), Паша (Ярослав Гуревич), Зара (Ксения Баша-Довженко) и старая Алийде Труу (Полина Лазовая). Именно благодаря тому, что они «здесь и сейчас» — чувствуешь вкус неразбавленного вина. Настоящее открытие и откровение этого спектакля — Полина Лазовая. Кажется, эта актриса никогда не была обделена ролями и играла их успешно, но роль старой Алийде — что-то совсем неожиданное и особенное. Актриса не играет «эстонку», хотя это, может, было бы интересно и экзотично. Она играет украинскую советскую бабу — и это выходит не менее экзотично, потому что такую бабу в театре мы не видели давно. Кажется, после Полины Куманченко и Валентины Салтовской секрет этих баб на сцене утрачен. И вот вдруг! Не то, чтобы хочется пересмотреть снова весь спектакль, но хочется вернуться, чтобы услышать, как Лазовая произносит одно давно забытое украинскими театром старое слово — «Онино!»...
Следующие показы «Очищения» состоятся 21 сентября и 3 октября.
Выпуск газеты №:
№170-171, (2018)Section
Культура