Один за всех
Актер Национального театра им. Леси Украинки Юрий Яковлев написал, поставил и сыграл собственный моноспектакль![](/sites/default/files/main/articles/28042016/23yakovlev.jpg)
Жанр исповедальной автобиографии, прочитанной со сцены, в свое время стал весьма популярным благодаря Евгению Гришковцу. Оказалось, что подробности чьего-то детства, взросления, становления личности рассказанные доверительно, интимно, без театральных эффектов, волнуют зрителей своей узнаваемостью. Осмелившись на подобный эксперимент, Юрий Яковлев не ошибся — премьеру спектакля «Все мы родом из детства» зрители воспринимали очень тепло.
Многолетняя практика Театра русской драмы ежесезонно устраивать показы самостоятельных работ артистов продолжает приносить свои плоды. И хотя таким образом руководство прежде всего ставит цель — раскрыть потенциал актеров, чтобы в дальнейшем знать, кто на что способен (почти каждый год несколько показов оказываются достойными попасть в репертуар). По большей части такие постановки потом дорабатываются режиссерами, художниками, композиторами и пополняют арсенал на малых площадках — «Новой сцене» и «Сцене под крышей». Так родились уже хорошо знакомы зрителям «Мелочи жизни», «Варшавская мелодия», «Двое, не считая собаки», «Страдания юного Вертера» и другие.
Отличие нового спектакля «Все мы родом из детства» в том, что актер решил не прибегать к известной уже драматургии, написав собственную историю. Более того — историю собственной жизни. «Все мы родом из детства» — полуспектакль-полуразговор за кухонным столом. Юрий Яковлев порой пересказчик, который рассказывает искренне, как будто близким друзьям, смешные и волнующие жизненные истории, а порой — актер, который входит в образ и играет диалоги, материализует свое лирическое «я».
Эта история лишена сюжета. Это — ряд самодостаточных воспоминаний. Однако Ю.Яковлев как человек, не лишенный литературных способностей, отыскал способ их организации. Главная идея спектакля кроется в названии. Погружаясь в воспоминания, актер пытается установить, как взрослеет человек, в какие моменты своей жизни прощается с детством. Здесь и увлечение хоккеем, и первая влюбленность в одноклассницу, и школьная дискотека, и сбор макулатуры, чтобы иметь возможность раздобыть трехтомник Александра Дюма, и почти ритуальный процесс — лепка пельменей всей семьей. Живые и красноречивые подробности, найденные автором, вызывают множество ассоциаций, а шлягеры, которые звучат в спектакле, заставляют погрузиться в собственные воспоминания. Но ностальгия возникает не только у ровесников Юрия Яковлева. Меняются времена — кумиры, игрушки, а самоощущения у каждого из нас похожие. И в процессе взросления мы сталкиваемся с радостями и предательствами, отваживаемся на подвиги и на установление справедливости... Может, именно в такие моменты человек прощается с детством? И здесь все дело в том, что именно из детства ты возьмешь с собой во взрослую жизнь...
— Своим спектаклем я хочу сказать людям, что нужно чаще вспоминать хорошее, доброе, яркое и веселое, — рассказывает Юрий ЯКОВЛЕВ. — В детстве, в юности в нас закладывалось самое лучшее и самое нужное — дружба, доброта, чуткость, любовь, и только с помощью этого можно сделать мир лучше! А в первую очередь — самому стать немножечко лучшим!
Выпуск газеты №:
№77-78, (2016)Section
Культура