Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Опера без границ!

Одесса-Львов — 1:1
14 декабря, 10:32
В РАМКАХ НЫНЕШНЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА ИМ. СОЛОМИИ КРУШЕЛЬНИЦКОЙ ВО ЛЬВОВЕ ВЫСТУПИЛА ЗВЕЗДА КАТЕГОРИИ «А», СОЛИСТКА ВЕНСКОЙ ОПЕРЫ, ПУЕРТОРИКАНКА МЕЛЬБА РАМОС / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛЬВОВСКОЙ ОПЕРОЙ

Запад и юг Украины демонстрируют креативные творческие идеи и проекты. Разные подходы, команды, но в настоящее время талантливо жизнь не только Львова и Одессы забурлила! Есть чему поучиться и внимательно проанализировать...          

ПОЧУВСТВУЙ СИМФОНИЮ ЖИЗНИ

До этого года, когда состоялся 17-й Международный фестиваль оперного искусства им. Соломии Крушельницкой во Львове, о нем не вспоминали совсем или только вяло констатировали факт проведения. Хотя, сам факт его появления 30 лет тому назад (фестиваль проходит раз в два года), благодаря тогдашнему дирижеру Львовской национальной оперы Игорю Лацаничу — уже был прорывом и закладывал большие перспективы на мощное развитие оперного фестивального движения в Украине. В частности, в западной ее части — не в столице, недалеко от  европейской границы, ближе к туристическим потокам.

По различным причинам фестиваль превратился в фантом: он будто есть, а в действительности его нет! С приходом во Львовский театр Василия Вовкуна и его команды в 2017 году (как художественный руководитель он работал с 2014-го) объявили программу «Украинский прорыв», и во Львовской Опере начались колоссальные изменения: от бытовых до менеджерско-творческих. Закипела работа, ежегодно выпускается 4 премьеры, изменили всю айдентику театра, концепцию входа зрителя в театр,  полноценно начал функционировать в качестве камерной сцены — «Зеркальный зал» театра, и, в конечном итоге, еще один пункт программы Вовкуна — «обновление Оперного фестиваля Соломии Крушельницкой, который будет чередоваться с международным конкурсом «Балет фест», —  тоже выполнено.

Начали не только с банальной «театральной  вешалки», но и из разумного поиска денег, одними из первых выиграв грант Украинского культурного фонда  и взяв курс на предоставление фестивалю надлежащего международного уровня.

 ... Сначала известная ария из оперы «Мадам Баттерфляй» Д. Пуччини, что в первую очередь ассоциируется с Соломией Крушельницкой,  зазвучала во время экскурсий  по театру. Ее голос, эту ее арию услышал и зритель во время заключительного гала-концерта фестиваля. Такие  важные и «вкусные» акценты на деталях, апгрейды, внимание к нюансам, атмосферные изюмины коснулись буквально всей жизни и функционирования Львовской Оперы. Поэтому к фестивалю театр пришел во всеоружии.

Осталось этот «дом Оперы» населить настоящими звездами и убедить зрителя, что следующая новая культурно— туристическая остановка — именно во Львове, в ноябре, и именно на Международном фестивале оперного искусства имени Соломии Крушельницкой. Расширенный формат, новая концепция, новое содержание равняется — новой публике, новым эмоциям, новым контрактам, новым связям, новому международному уровню и соответствующему резонансу.

Впервые за всю историю проведения фестиваля, на львовской сцене гастролировали три оперных театра Украины и Польши в полном составе, а это около 700 человек, состоялось 15 событий, фестиваль посетило свыше 6 500 слушателей, проведены интерактивные мероприятия по современному оперному искусству при участии режиссера и дирижера Виктории Рацюк (Харьков) и музыковеда Галины Дуб (Киев).

Одесский национальный академический театр оперы и балета представил оперу «Набукко» Дж. Верди, Киевская Национальная опера Украины — «Дон Карлос» Дж. Верди, Вроцлавская опера (Польша) —  произведение  национальной тематики — «Краків’яни і ґуралі» Яна Стефани.

Начался фестиваль традиционно — из оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, которую больше века тому исполняла именно Соломия Крушельницкая. В этом году партию Чио-Чио-Сан пригласили петь солистку Венской оперы — пуэрториканку Мельбу Рамос. Это приглашение  оперной звезды категории «А» сразу вывело фестиваль на абсолютно другой уровень. Она пела в театрах Германии, Италии, Испании, Бразилии, Франции, Голландии и США. Однажды именно ей доверили заменить оперную мегазвезду современности Чечилию Бартоли в «Орфее и Эвридике» Гайдна, что шла на сцене лондонского «Ковент-Гардена». Репертуар певицы поражает не только специалистов. В разные годы она работала и выступала на самых престижных сценах Германии, Австрии, Голландии, Испании, США в сотрудничестве с известными дирижерами. Меццо-сопрано Мельбы умеет наполнять неожиданными, глубокими смыслами даже сентиментальные партии. Тонкая нюансировка,  прозрачные пиано, фантастическая техника  и соответствующая легкость заставили дрожать публику и слушать, затаив дыхание.

Как будто на контрасте к внутренне мощному и снаружи сдержанному темпераменту Мельбы львовяне пригласили эффектного тенора  румынского происхождения из Италии — Штефана Попа. Очень похож на молодого Паваротти с замечательными артистическими данными, гибким голосом и безукоризненной техникой, Поп просто привел публику в состояние экстаза, чего собственно и нужно было для триумфального завершения фестиваля. Вместе с нашими блестящими солистами: басом Сергеем Магерой (Киев), баритоном Виталием Белым (Одесса), меццо-сопрано Татьяной Вахновской (Львов) и оркестром под управлением приглашенного дирижера Венской, Римской, Мюнхенской, Цюрихской опер, Национальной оперы Польши, оперы Сан-Франциско филигранного Андрея Юркевича и штатного дирижера Львовской Оперы Михаила Дутчака — финальная точка была поставлена как восклицательный знак и приглашение к будущему общему путешествию нашей оперы в Европу.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЗНАТОКОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙ ОПЕРЫ «БЕЗ ГРАНИЦ» ПРЕДСТАВИЛО ФОНД ОДЕССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ И ЕГО ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ — ОПЕРУ-ВЕРБАТИМ «ДРАКОН» ПО МОТИВАМ Е. ШВАРЦА (МУЗЫКА АНТОНА БАЙБАКОВА, ЛИБРЕТТО ПАВЛА АРЬЕ, ПОСТАНОВКА ЕВГЕНИЯ ЛАВРЕНЧУК) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОДЕССКОЙ ОПЕРОЙ

 

Еще один событийный акцент фестиваля был сделан на премьерах и презентациях камерных опер современных украинских и иностранных композиторов. Во-первых, популяризация камерной оперы является дальновидным маркетинговым ходом относительно Зеркального зала Львовской Оперы, как полноценной камерной площадки. Во-вторых, стимул к написанию современных украинских камерных опер молодыми композиторами  и почва для объявления конкурса на лучшее  произведение в этом жанре или режиссерскую интерпретацию.

Фестиваль дал замечательный повод говорить, что это выгодное вложение во всех смыслах. Так, Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» под руководством Валерия Матюхина презентовал Opera rustica  для сопрано, баритона и камерного оркестра Евгения Станковича.  Не менее интересный с музыкальной точки зрения материал, чем  «Папороть», который должен только найти своего режиссера.  Или же презентация моноопер современных украинских композиторов Юлии Гомельской («Отблески уставшего поп-стара») и Кармели Цепколенко «Этим вечером Борис Годунов» и иностранных: Рика Наримото (Япония) и Цвета Димитрова (Болгария) в исполнении австрийского басового баритона Руперта Бергмана и ансамбля современной музыки Senza  Sforzando. Хозяйка же фестиваля — Львовская Опера — подготовила сразу две премьеры. Первую итальянскую оперу-буфф, милую, словно старинная безделушка — «Служанка-госпожа» Д. Перголези и мистическую драму «Саломеа» по поэзии Натальи Давыдовской, посвященной патронессе театра и фестиваля Соломии Крушельницкой. Режиссер обеих постановок —  Галина Воловецкая. Пока еще постановки сделаны в традиционном русле, но есть надежда, что эта камерная площадка будет осваиваться смелее. Ведь альтернативная сцена — это всегда  толчок к экспериментам, новому языку, испытанию себя в другом пространстве, противоположном большой и более академической сцене.

Хотя, в настоящее время никто и не запрещает осовременивать украинские оперные традиции. Двигателем нового во Львовской Опере является Вовкун и приглашенные им режиссеры (для будущего «Лоэнгрина» Вагнера — приглашена команда из Германии и Австрии) или хореографы (итальянский балетмейстер Марчелло Алджери поставил балет Игоря Стравинского «Весна священная»). Впереди — совместная постановка «Сказок Гофмана» с Варшавской народовой оперой и одноактные балеты в постановке главного балетмейстера нью-йоркского «Метрополитен-Опера» Алексея Ратманского. Труппа, оркестр, главный дирижер пока еще только начинают отдаваться идеям своего гендиректора-художественного руководителя, учатся больше доверять ему и развиваться совсем в другом ритме, темпе и формате.

«Прекрасный молодой композитор Иван Небесный сейчас работает над оперой-балетом «Лис Микита» по Франко. В настоящее время заканчивает оперу композитор Евгений Станкович по мотивам Гоголя «Страшная месть». К нам идет очень много композиторов — от Америки до Польши. Театр, не имея большого опыта и практики, берется за современную музыку. Этот процесс уже идет в Польше, а наши исполнители этого пока еще боятся», — говорит Василий Вовкун.

ПРОДВИЖЕНИЕ ТЕАТРА В ЕВРОПУ

Между тем, в Одессе, похоже, уже ничего не боятся. После резонансных — премьеры «Набукко» Верди, программы  «Последний романтик», посвященной Рихарду Штраусу, концертного исполнения «Тангейзера» Вагнера, начат еще один перспективный проект, направленный на формирование правдивой оперной культуры в стране.

Новое поколение знатоков и сторонников оперы «без границ» в лицах главного режиссера Одесской национальной оперы Евгения Лавренчука, Анны Ставиченко,  Дмитрия Балашова и их творческих соратников презентовало Фонд Одесской национальной оперы и  его первый проект — оперу-вербатим «Дракон» по мотивам Е. Шварца (музыка Антона Байбакова, либретто Павла Арье, постановка Евгения Лавренчука).

Создание Фонда Одесской оперы — это «внутреннее организационное», а не культурное событие, акцентирует Евгений Лавренчук, как Председатель Фонда. Ему вторит Генеральный продюсер Фонда Анна Ставиченко: «Я считаю, что Одесский Оперный — лучший оперный в Украине, который имеет  лучших оперных солистов, самого лучшего оперного дирижера и лучший оркестр. Поэтому цель Фонда — поиск финансирования для постановки спектаклей и продвижения театра в Европу, поиск новых медиа для продвижения оперной культуры как таковой  в Украине и утверждение Одессы в статусе самого оперного города Украины».

Поэтому, первый независимый проект, который заходит в Одесскую оперу как «арендный контент», поддержан Украинским культурным Фондом. Партитуру пишет молодой украинский композитор Антон Байбаков, который по большей части работает для кино, театра и анимации с украинскими и европейскими режиссерами — Романом Бондарчуком, Юрием Речинским, Владимиром Тихим, Мариной Степанской, Марысей Никитюк, Стефаном Рикорделем, Гебриэлем Тсавка и др., принимал участие в проектах Влада Троицкого. По словам Лавренчука, они «слились в экстазе»: Байбаков пытается в этой опере вообще избавиться от текста и использовать только так называемый птичий язык, поскольку «слово очень сильно себя дискредитировало», режиссер же, которому важно звучание «вкусных» текстов Шварца да еще и в переводе известного Арье,  уже придумал прием, когда текст, как в оперных спектаклях — перевод, — будет транслироваться подвижной строкой на украинском в течение всего спектакля.

Восьмиминутный тизер будущей оперы был продемонстрирован на главной сцене Одесской Оперы, что показалось очень серьезной заявкой не только в плане музыки, но и своим режиссерским, сценографическим, художественным и пластичным подходом. По словам режиссера Евгения Лавренчука, «Дракон» — это очень революционная тема. Но хотелось бы отойти от конкретики. Мы никого здесь не обвиняем, ни на кого пальцем не показываем. Шварц поднял тему тоталитаризма, но для меня очень важна тема тоталитаризации и фашизации не государства, а сознания одного человека. И дракон — это не где-то там, дракон — в нашем сознании. Человек, который в политике, — притягивает даже природные катаклизмы как внутри, так и внешне. Надеюсь, что мы сможем донести этот тезис».

В спектакле будет мікс-состав из солистов Одесской Оперы и приглашенных, задействованы ученики Лавренчука с Первой украинской школы театра и кино, сборный оркестр, приглашенный дирижер или дирижеры. Премьера планируется через полгода, почти под выборы.

ОПЕРНЫЙ ПРОРЫВ

Василий Вовкун назвал фестиваль им. Соломии Крушельницкой — «увертюрой к созданию европейского оперного форума международного уровня». Это дает основания утверждать, что как во Львове, так и в Одессе — двух туристических городах, двух культурных столицах, которые стремительно развиваются и изменяются на глазах, — руководство оперных театров понимает свою ответственность в формировании новой оперной публики, с помощью фестивалей и новационных проектов. Львовский фестиваль, его репертуарная политика, копродукция и Одесский тренд на создание модных и актуальных оперных проектов, поиск современного материала для оперной сцены, как это происходит по всему миру — должны демонстрировать эффективность формата оперы как таковой в  украинском обществе, нацеленном на европеизацию. Особенно и в первую очередь — в культуре и  художественных произведениях. Остается надеяться, что и центр Украины — не будет отставать и, в конце концов, здоровая конкуренция принесет свои плоды.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать