Опера на Майданe
Как привлечь публику к классике?В последнее время на Западе стала уменьшаться аудитория классической музыки и оперы. Наблюдательные советы оперных театров и симфонических оркестров ищут пути, чтобы заинтересовать публику. Так, Метрополитен-Опера в Нью-Йорке заангажировала нового директора Питера Гельба, который провозгласил судьбоносные проекты театра. Одна из его новаций — транслировать представления Метрополитен- Опера в кинотеатрах и в интернете. В администрации театра говорят, что это «ноу-хау» оказалось очень успешным (сейчас в Нью-Йорке зрители выкупают билеты предварительно, и их все равно не хватает).
Как господин Гельб начал свою работу? Перед открытием 123-го сезона в Метрополитен- Опера прошел день открытых дверей. На генеральную репетицию «Мадам Баттерфляй» Пуччини даже самые дорогие 375 долларовые места были дляпублики бесплатными. Три тысячи билетов раздали почитателям оперы, ждавшим открытия кассы целую ночь. Эти билеты включали еще купон на бесплатную еду («lunch»): коробку, в которой лежали маленькие бутерброды с сыром, индейкой и салатом, две бутылочки воды и два пирожных. Во время антракта зрители перекусили в фойе. После представления режиссер Антони Мингелля и дирижер Метрополитен-Опера Джеймс Левайн отвечали на многочисленные вопросы публики. Зрителям разрешили пройтись по сцене и увидеть, что происходит за кулисами. Сотни людей выстроились в очередь, чтобы сфотографироваться на память об этом неординарном для них событии.
«День открытых дверей», начатый Питером Гельбом, публика одобрила, а представители СМИ назвали действия руководства Метрополитен-Опера «точно продуманной рекламной акцией», но тоже оценили новацию очень одобрительно. В ближайших планах руководство театра хочет транслировать представления одновременно не только в кинотеатрах, а и в Таймс- сквере и радиоэфире. Недавно на фасаде Метрополитен-Опера вывесили флаг с титулом «Мадам Баттерфляй», написанным на японском языке. Господин Гельб заявил, что хочет привлечь внимание к опере как можно большего круга публики и поэтому стремится сделать представления более доступными и весомыми. Комментируя работу режиссера Антони Мингелла Гельб сказал: «Это представление получилось таким, каким оно должно было быть: музыка и театр были в полной гармонии».
Премьера прошла очень хорошо. Рекламные банеры — огромные изображения исполнителей оперы «Мадам Баттерфляй», фотографии с подсветкой пробивались сквозь темноту ночи над Таймс-сквером (сердце Нью-Йорка на перекрестке Бродвея, где самая большая концентрация огромных реклам). Тысячи людей сидели на креслах, огражденные металлическими барьерами на Бродвее, и слушали легендарную оперу Дж. Пуччини. Огромные экраны Panasonic, Nasdaq и Reuters транслировали эту величественную историю любви и самопожертвования... Искусство и реклама — кто выиграет?
Экран был установлен и на Линкольн Сентер Плязи, где собралось 3000 человек. А те, кто приобрел билеты, проходили на премьеру по красному ковру. Среди меломанов было замечено очень много знаменитостей из различных сфер. Красиво одетые женщины демонстрировали роскошные вечерние наряды и драгоценности. Этот был праздник Оперы и красоты!
Впрочем, в театре есть немало проблем. Например, как господин Гельб справится с финансами театра, когда билеты на некоторые представления не всегда все проданы, а расходы на постановки растут? Сегодня у Метрополитен-Опера огромный штат — 1,500 рабочих на полную и половину ставки. В прошлом году бюджет театра составлял $225 миллионов. В этом году запланировано 222 представления и 27 постановок.
Билеты по цене $15 (для студентов) и $375 — VIP.
Кстати, Метрополитен-Опера начала радиотрадиции, и уже семь десятилетий слушатели могут услышать представления по субботам в полдень. А когда Texaco-Chevron прекратила субсидировать ($6 миллионов на сезон) трансляции, на ее месте появилась строительная компания Братьев Толл (их доход в 2004 году составил $3,9 миллиарда), и 330 радиостанций передают оперы, и их слушает 11 миллионов человек в 42 странах мира.
Интересно, что второй оперный театр в Нью-Йорке — Сити-Опера, догоняет Метрополитен-Опера, заангажировав известного в Европе как самого скандального директора Жерара Мортие (его контракт действует до 2009 г.). До этого времени он работал директором Парижской национальной оперы. Мортие говорит, что «опаснее всего делать из оперы музей. Даже старое произведение Моцарта должно нам что-то сказать о сегодняшнем дне». Он неустанно пропагандирует переосмысление стандартных произведений на современный лад, и эти «новации» очень распространились во многих театрах Европы. «Если не обновляешься — ты пропадаешь», — говорит он. Есть важный вопрос: как господин Мортие сумеет собрать фонды для театра, что является одной из главных обязанностей директора оперы в США. Так, Парижская опера получает две третьих финансирования от государства, а Сити Опера — приблизительно 3%. Фламандец Мортие в 90 х годахпришел на Зальцбургский фестиваль на место легендарного Герберта фон Караяна, где шокировал своими современными постановками многих традиционно мыслящих патронов...
Каким путем распространения оперного искусства пойти? Метрополитен-Опера начала транслировать живые исполнения в кинотеатрах в США, Канаде и странах Европы, и это увенчалось огромным успехом. Эти трансляции оснащены прекрасным звуком, их показывают в 300 кинотеатрах. Например, «Волшебную флейту» услышали 21000 человек, а на последнем аудитория увеличилась и уже составляла 48000 человек. В общей сложности Метрополитен-Опера продала 324000 билетов по $18, забирая половину суммы себе. Кстати, создание одного эфира стоит около одного миллиона долларов. В следующем году Метрополитен-Опера планирует удвоить количество кинотеатров для каждой своей передачи и расширить рынок от Европы до Японии.
Американский опыт поддержали коллеги из Королевского оперного театра и Гранд- Опера и начали переговоры с сетями кинотеатров Великобритании и Франции. А какие уроки мы можем получить? Может и Национальной опере Украины подумать, как расширить свою аудиторию, транслируя в живую свои представления? Тогда бы меломаны имели прекрасную возможность услышать, как звучит настоящая опера, получая наслаждение от великого искусства. Эти трансляции прибавляли бы популярности опере как жанру, пропагандировали академический театр, популяризировали наших певцов и привлекали широкую аудиторию к классике. Может, нужно попробовать и на мониторах, которые сейчас есть на майдане Незалежности, показать представление из репертуара Национальной оперы или в элитных киевских кинотеатрах? Господа украинские бизнесмены, отзовитесь!