Оперные страсти
25-летие творческой деятельности Тарас Штонда отметил премьерой «Моцарта и Сальери»Имя выдающегося оперного певца Тараса Штонды в настоящее время известно далеко за пределами родного Киева: в Великобритании, Испании, Италии, Швейцарии, Нидерландах, Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии, Франции, Германии, Чехии, Сербии, Польше, Словении, Бразилии, Японии... В его репертуаре такое количество исполненных партий басового и баритонового репертуара, что любая из них могла быть выбрана для творческого отчета, но такая уж натура — своим поклонникам Тарас Штонда захотел сделать ценный подарок в виде спектакля, который на этой сцене был представлен 115 лет тому назад при участии самого Шаляпина — оперы Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери».
Напомним, впервые киевляне услышали это произведение в концертном исполнении в 1899 г. в театре «Соловцов» (в настоящее время Театр им. Леси Украинки), который удовлетворял потребности опероманов, пока по проекту Виктора Шретера строился новый театр на месте сгоревшего в 1896 году Городского театра. Партию Моцарта исполнял А. Давыдов, Сальери — Я. Светлов, солисты харьковской труппы А. Церетели. А в первом же сезоне — весной 1902 году — в нововыстроенном оперном театре Федор Шаляпин ошеломил публику своим образцовым исполнением партии злодея от искусства, которым композитор, дирижер и педагог Антонио Сальери стал с легкой руки поэтического гения — Александра Пушкина, положившего в основу стихотворения распространенную, но впоследствии опровергнутую легенду об отравлении Вольфганга Амадея Моцарта. Такова уж природа шедевра — правда жизни и недостоверность криминального аспекта сюжета отступили перед художественной символикой предельного противопоставления ремесла и творчества, догмы и свободы, отрицания совместимости гения и злодейства.
Текст одноименной трагедии Пушкина в практически неизменном виде стал либретто одноактной оперы, написанной Николаем Римским-Корсаковым менее чем за месяц. Конфликт произведения сосредоточен на диаметральном противопоставлении, на столкновении двух типов художников — непосредственного и самобытного светлого гения и прагматичного рационалиста и догматика, готового на преступление из-за черной зависти...
Тарас Штонда, выбирая это произведение для юбилейного спектакля, не только хотел чего-то нового для себя и публики, а еще и тем самым хотел выразить свое восхищение гением Шаляпина, в исполнении которого фигура Сальери приобрела трагедийную силу и философскую значимость. Эта роль в опере речитативно-ариозного характера, практически лишенного действия, требует от певца сочетания высокого драматического вокала с выразительной декламацией, динамичным актерством, которое наполняет жизнью каждое мгновение пребывания героя на сцене. Широкий спектр чувств — от восторга до ненависти, от неуверенности до решительности — артист демонстрировал всеми средствами сценического искусства: поистине шаляпинская мимика, порывистость движений, скульптурная рельефность статических моментов и, в первую очередь, раскованный, многокрасочная вокализация каждого нюанса в настроении центрального героя.
Принято считать, что главный герой оперы — именно Сальери, а не Моцарт, партию которого прекрасно исполнил Валентин Дитюк. Молодой солист Национальной оперы с уникальным тембром, с трогательной актерской привлекательностью, поистине моцартовской непосредственностью смог своим исполнением уровнять «позиции» персонажей, создав достойную вокально-артистическую конкуренцию маститому юбиляру. Его Моцарт из тех немногих избранных, «єдиного прекрасного жерців», божественную природу творчества которого с фатальной завистью признает ремесленник от искусства.
Постановщики спектакля — режиссер Анатолий Соловьяненко, художник Мария Левитская, дирижер Алла Кульбаба — приложили усилия, чтобы этот небольшой оперный шедевр на сцене приобрел те высоты философских обобщений, которые утверждены Пушкиным и Римским-Корсаковым. Минимализм оформления в кабинетной стилистике, сюртучная черно-золотая гамма для прагматичного Сальери (материализованный «черный человек»), и как будто островком живого, как бабочка над огнем, — инкрустированный рояль и беспечный Моцарт. Ненавязчиво эффектно поставлена сцена исполнения хором (хормейстер — Богдан Плиш) фрагмента из «Реквиема», который струится из боковых лож зрительного зала. Поражает и крепко берет за сердце катарсисный финал, когда в мерцании сотен свечей, которые срастаются со звездами, прорывающими черноту неба, навеки запечатлевается фигура гения.
— Эта идея мне пришла с внезапной болью в сердце, когда под звуки «Реквиема» Моцарта перед глазами возникло зрелище, когда-то поразившее меня на всю жизнь: бесконечный скорбный путь из свечей на Софийской площади, на Майдане Независимости после драматических событий 2014-го, — говорит М. ЛЕВИТСКАЯ. — Гений, герой, душа которого в пламени поминальных свечей поднимается к высотам Вечности».
А внизу на коленях — раздавленный величием вечности убийца. Возвышенное и земное. Финал спектакля навеивает аналогию с обобщающей философской максимой И. Канта: звездное небо над головой и моральный закон внутри нас — то, что всегда наполняет душу священным трепетом. Нарушение или же ошибочная субъективная трактовка моральных законов может привести к глобальным фатальным смещениям.
Премьере «Моцарта и Сальери» предшествовал спектакль «Алеко» С. Рахманинова, в котором Тарас Штонда исполняет главную партию уже семь лет, с тех пор как спел ее на премьере. Сейчас артист покорил слушателя, особенно каватиной Алеко, которую он, кажется, пропел самой душой, — измученной преданной любовью, израненной ревностью, непримиримо озлобленной. «Страсти» — когда он поет это слово, становится понятным, что это главная движущая и непреодолимая разрушительная сила его героя, которая приводит к неминуемой развязке — злодейству, не менее драматичным результатом которого становится раскаяние. В партии неверной Земфиры успешно дебютировала Ксения Бахритдинова, которая первый сезон работает на столичной сцене, но уже успела покорить слушателей своим глубоким, полнозвучным сопрано, в котором гармонично совмещаются лирические и драматичные краски, своими привлекательными сценическими данными, непринужденным артистизмом. В спектакле приняли участие Богдан Тарас (Старый цыган), Дмитрий Кузьмин (Молодой цыган) и Дария Князева (Старая цыганка).
Кстати, почитатели таланта Тараса Штонды имеют возможность еще раз поздравить певца — юбилейный концерт состоится 24 февраля в Национальной опере Украины: в программе прозвучат арии и ансамбли из классических опер в исполнении Тараса Штонды и его коллег — Сусанны Чахоян, Оксаны Крамаревой, Татьяны Ганиной, Сергея Магеры, Александра Гурца, Сергея Ковнира, Валентина Дитюка, Александра Бойко, оркестра под руководством Аллы Кульбабы и хора под руководством Богдана Плиша.
Выпуск газеты №:
№33-34, (2017)Section
Культура