«Оперным театрам надо расширять традиционный репертуар»
Маэстро Виктор Плоскина о Международном Рождественском форуме, конкурсе вокалистов и гастрольных планахСреди талантливых украинских музыкантов, которые с успехом работают за рубежом, за последние годы широкую огласку получила деятельность выдающихся дирижеров, представителей нового поколения воспитанников киевской и львовской дирижерских школ, в частности Кирилла Карабица, Оксаны Линево, Андрея Юркевича, Виктора Плоскины. Все эти мастера способствуют росту международного престижа Украины как европейского государства с высоким уровнем музыкального образования, подтверждая ее абсолютную конкурентоспособность. В то же время индивидуальный опыт каждого из них свидетельствует о значении для успешного развития таланта, воли, силы характера, стремления к постоянному самосовершенствованию. Радуясь их успехам на международной арене, не стоит забывать о начале их пути, связанном с Украиной.
Например, Виктор Плоскина стал лауреатом Международного конкурса дирижеров имени Стефана Турчака, некоторое время работал дирижером ведущего симфонического коллектива - Национального симфонического оркестра Украины в тесном сотрудничестве с его художественным руководителем Владимиром Сиренко. Успешные выступления с этим и другими симфоническими коллективами определили дальнейшее расширение сфер его деятельности. В течение двух лет он возглавлял Национальный оперный театр Сербии (г. Новый Сад), занимал руководящие должности в симфонических оркестрах Днепропетровской, а впоследствии Крымской государственной филармоний. И вот уже десять лет заслуженный артист Украины Виктор Плоскина является главным дирижером Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
Минская опера в свое время считалась одной из самых мощных среди оперных коллективов бывшего СССР. В ее истории запечатлелись имена выдающихся украинских музыкантов и театральных деятелей, которые в разное время здесь работали. До сих пор в Минске помнят спектакли, художественное оформление которых осуществил незабываемый Евгений Лысык. Из Львова и Одессы в Минск, где прошел последний плодотворный период его творческой работы, пролегал путь известного дирижера Ярослава Вощака. Подхватив эстафету своих предшественников, Виктор Плоскина способствует успешной деятельности театра и росту его престижа. Он является соавтором и участником таких масштабных проектов, как Минский международный Рождественский оперный форум, а также новой инициативы, которая возникла в рамках форума, - Международного рождественского конкурса вокалистов. Плоскина является неизменным членом жюри конкурса, а как музыкальный руководитель осуществил в этом сезоне постановку на сцене Минского театра оперы П. Масканьи «Сельская честь». Она вошла в программу нынешнего VIII форума вместе с тремя другими постановками - премьерами сезона «Волшебной флейтой» и «Травиатой», а также «Кармен» в постановке Оперы и филармонии Подляска (Польша).
Виктор Плоскина рассказал «Дню» о впечатлениях от вокального состязания, о нынешней деятельности театра и планах на ближайшие сезоны.
- Вокальный конкурс, который тесно связан с Рождественским форумом, на этот раз прошел уже в четвертый раз, и вокальный конкурс...
- Конкурс в Минске, на который приезжают молодые певцы из разных стран, позволяет оценить уровень подготовки оперной вокальной смены, проанализировать общее состояние вокальной культуры. Его цель - выбрать кандидатов для нашей оперной труппы. Так произошло во время первого конкурса, Гран-при на котором получила 22-летняя студентка Белорусской музыкальной академии Мария Шабуня. Она сразу была зачислена в состав театра и теперь успешно работает. Другой пример - наш украинский тенор, солист Львовского оперного театра им. С. Крушельницкой Михаил Малафий, который является лауреатом первой премии конкурса 2015 года. Не покидая собственного театра, он регулярно приезжает в Минск с гастрольными выступлениями и уже стал любимцем публики в Беларуси. За недолгое время блестяще расцвел талант еще одной обладательницы Гран-при конкурса Надежды Павловой, сейчас солистки Пермского театра, которая за короткое время получила международное признание. На нынешнем форуме мы ее пригласили выступить в заглавной партии в опере «Травиата», которую поставил приглашенный режиссер из Латвии Андрейс Жагарс вместе с художником Райнисом Сухановсом.
- В «Травиате» совершенным был ансамбль главных героев. В тембровом богатстве проницательного пения и образе Виолетты, созданном Надеждой Павловой, сочетались естественная женственность, искренняя взволнованность и сила драматических переживаний. Ее достойным партнером был солист Минской оперы Юрий Городецкий - Альфред. Среди певцов, которых можно назвать настоящими мастерами современной оперной сцены, хочу отметить Екатерину Головлеву. Она запомнилась в образе Сантуццы в «Сельской чести», в совершенстве исполнила все актерские и музыкальные задачи роли и подготовила вместе с пианисткой Еленой Олимпиевой сложный камерный вечер романсов Сергея Рахманинова.
- Рахманиновская программа прозвучала во время форума в нашем Камерном зале имени Л. Александровой, где регулярно проводятся музыкальные вечера. Такие концерты готовят ведущие солисты, демонстрируя свою вокальную культуру и способность овладеть разнообразным камерным репертуаром. Возвращаясь к конкурсу, хочу отметить его достаточно ровный состав. Возможно, на этот раз не было таких безусловных лидеров, как Михаил Малафий или Надежда Павлова, или же таких лауреатов прошлых лет, как грузинский баритон Лаша Сеситашвили, однако не было и откровенных провалов. У большинства (из ста участников первого тура) очень красивые от природы голоса, в характере звучания нет унификации, почти у всех ощутима индивидуальность, даже тогда, когда голос еще требует шлифовки и совершенствования. А из общих недостатков я бы отметил чрезмерное форсирование звука, непостоянство ритмической организации и интонационные огрехи. Ощущалась нехватка таких типов голосов, как бас и меццо-сопрано. Не всегда удачно выбирали конкурсанты и репертуар.
Гран-при на этот раз получил бас из Армении Сергис Бажбеук-Меликян. У него сильный голос, он музыкален и внешне привлекателен. Однако ему повезло, что среди конкурсантов басов вообще было мало.
Кстати, на этот раз масштабно была представлена певучая Украина. Это 29 участников первого тура, четверо из которых прошли во второй тур. Согласно условиям конкурса, в третьем туре участники исполняют оперные сцены вместе с опытными солистами в сопровождении оркестра театра. Это определяет специфику этого конкурса, рассчитанного на просмотр подготовки и отбор на последнем этапе именно оперных певцов. Я искренне поздравляю наших украинских девушек Ольгу Рудик с дипломом и Ксению Бахритдинову со второй премией, которую она разделила с очень сильной певицей Марией Галкиной. Ксения успешно выступала на Харьковской сцене, а теперь является солисткой Национальной оперы Украины. Мария Галкина является уроженкой Белоруссии. Она закончила консерваторию и ассистентуру-стажировку в Петербурге, имеет хорошую школу. Как и в случае с Марией Шабуней, победа на конкурсе стала ступенькой к началу самостоятельной оперной карьеры, потому что она сразу была зачислена как солистка в Большой театр Республики Беларусь. Эту новость огласил на торжественном закрытии конкурса председатель жюри, генеральный директор Минского театра Владимир Гридюшко.
- Большое впечатление произвел Рождественский музыкальный праздник. Сегодня Минская опера становится настоящей лабораторией по формированию оперной вокальной смены в довольно широких географических пределах. Этому способствуют также гастрольные поездки с отдельными постановками и оперной, и балетной трупп. Вы также часто выступаете за рубежом и со своим театром, и самостоятельно. Никогда не отказываетесь, когда вас приглашают выступить в Украине.
- Мы с главным режиссером театра Михаилом Панджавидзе работаем в единой команде. Наши идеи поддерживает генеральный директор Владимир Гридюшко. Мы приглашаем для постановок известных режиссеров из других стран. Так, в ближайших планах «Богема» Пуччини, которую поставит Александр Титель. Это опера о молодых людях, которые ищут себя в творчестве, несмотря на материальные трудности и сложные жизненные обстоятельства. В нашем спектакле также будут петь молодые солисты. Работе с молодежью мы с Михаилом Панджавидзе уделяем главное внимание, взяв на себя руководство группой стажеров. Сейчас в ее составе 12 певцов. Специально для них думаем поставить оперу «Дон Паскуале» Доницетти. Но творческого совершенствования требует и оркестр театра, и хор, и все опытные солисты. Я считаю, что оперным театрам надо расширять круг традиционного репертуара. Рад, что мы обращаемся к наследию выдающегося композитора ХХ в. Рихарда Штрауса, без произведений которого нельзя представить репертуар ни одного уважаемого западного театра. Начинаем работать над постановкой балета на музыку симфонической поэмы Р. Штрауса «Так говорил Заратустра» и его одноактной оперы «Саломея», созданной по пьесе Оскара Уайльда. Надеемся открыть такой постановкой следующий оперный сезон.
А что касается моих творческих планов, то скоро состоится выступление с Симфоническим оркестром в Тель-Авиве (Израиль), где буду дирижировать «Петрушкой» И. Стравинского и симфонией И. Брамса.
Section
Культура