От «белой вороны» до «жар-птицы»
Где кинет «якорь» Ольга Микитенко?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080624/4110-7-1.jpg)
В гала-концерте, посвященном Дням Европы в Украине, выступила известная оперная певица. Зал филармонии был полон. В программе прозвучали арии из опер «Севильский цирюльник» Россини, «Норма» Беллини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти и Четвертая симфония Малера в сопровождении Филармонического симфонического оркестра. Однако при всем уважении к подопечным дирижера Николая Дядюры, звездой этого вечера все-таки была Ольга Микитенко. Именно из-за нее зрители штурмовали Колонный зал им. Лысенко. Ведь не так часто в Киеве выступает наша знаменитая соотечественница, которой ныне рукоплещут меломаны Европы и Америки. Но о зарубежных триумфах экс-солистки Национальной оперы Украины ее многочисленные поклонники узнают преимущественно по интернету. В последние годы увидеть и услышать примадонну на киевской сцене довольно проблематично (один-два спектакля или концерт в сезон), но каждая встреча с певицей надолго запоминается публике.
Сегодня Ольга очень изменилась: голос, внешность и даже характер. Ее вокал приобрел гамму разных красок и оттенков, стал глубже и сильнее, а драматический талант актрисы засиял еще ярче. Из шатенки с длинными, до пояса, волосами она превратилась в сексапильную блондинку с эффектной стрижкой. Бывшая бунтарка Национальной оперы, устав бороться с «ветряными мельницами» (дирекцией театра), уже несколько лет как ушла «в свободное плаванье». На бывшей родной сцене выступает по разовым договорам, а выйдя на международную арену, заключив контракты с иностранными импресарио, поет на самых престижных сценах мира. Уже несколько лет Микитенко отказывается от общения с представителями СМИ (но для «Дня» она сделала исключение). Нет, певица не заболела «звездной болезнью», а просто не хочет хвастаться, чтобы не вызывать зависти коллег, которые тянут лямку дома. Ольга считает, что ее ответом недругам являются выступления на Родине, и следует заметить, что такой экзамен она всегда сдает на отлично. Каждое ее появление в Киеве не остается незамеченным: критики детально анализируют, поклонники восторгаются, а остальные, поджимая губы, говорят: «Ну, ну! После каждого подъема бывает спад. Подождем, увидим, услышим»... А Микитенко словно не замечает косых взглядов коллег по оперному цеху и берет одну вершину за другой.
24 июня Ольга отметила день рождения. Дата не круглая, а дел очень много, поэтому застать ее дома не удалось, и поздравления певица принимала по телефону. «Живу в самолетах и поездах, — вздыхает Микитенко. — Уже несколько лет приходится мотаться по разным странам. Пока Киев остается моим домом, но очень скоро придется решать, где, в какой стране бросить «якорь». Очень выматывают переезды, а ведь мне нужно быть в хорошей вокальной форме, а голос не любит суеты... Родные это понимают и морально меня поддерживают, но видимся мы редко. Вот и получается, что Киев вроде номинально мой дом, а фактически бываю я тут как редкая гостья. Сегодня я напряженно работаю, но большинство моих творческих планов связаны с Европой. Хотя я пытаюсь, чтобы и на Родине обо мне не забывали. С удовольствием согласилась на предложение Итальянского института культуры и Австрийского культурного форума выступить в гала-концерте. Благодарна организаторам за возможность не только спеть прекрасный оперный репертуар, но и прикоснуться к наследию Густава Малера (его Симфонии №4). Спасибо Николаю Дядюре, что помог осуществить мою давнюю мечту — спеть Малера. Его музыка меня очень вдохновляет. В последнее время я стала получать много предложений выступить с филармоническим репертуаром, хотя приоритетным остается моя самая большая любовь — опера. По договоренности с администрацией Национальной оперы Украины 6 июля приму участие в концерте, закрывающем театральный сезон. Мечтаю провести в филармонии свой сольный вечер. Накапливаю репертуар. Хочу исполнить не только арии из опер, но и камерные произведения, романсы, народные песни. А вот конкретную дату я пока не готова назвать, но думаю, что это произойдет в следующем сезоне.
— Ольга, ваша трактовка партии Татьяны в «Евгении Онегине» вызвала резонанс (зрители забывали, что это опера, певица не следила за дирижерской палочкой, страсти бурлили, она играла, как замечательная драматическая актриса, и при этом демонстрировала высококлассный вокал. — Т. П.). В Киеве вы впервые выступили в этом спектакле, а для какого театра вы его подготовили?
— Я дебютировала в этой опере в Лионе. Это было год назад. «Евгения Онегина» поставил потрясающий режиссер Петер Штайн, который является одним из самых ярких постановщиков уже уходящего, к сожалению, поколения сценографов. Он работает в традиционном направлении, но включает в свои спектакли массу современных находок, красиво все сочетая. Классика и современность тесно соединяются и в костюмах, и в декорациях (с ним работает целая команда художников, костюмеров, дизайнеров), и в работе с актерами. Я была восхищена его оригинальным прочтением оперы П. Чайковского, поэтому, приехав домой, решила показать штайновскую трактовку образа Татьяны киевлянам. Знаете, эта опера давно в афише театра, но, по-моему, она уже требует свежего дыхания, и я попыталась вдохнуть новую жизнь в этот замечательный спектакль. Публика приняла мою трактовку, а вот некоторые коллеги заметили, что «такие новации классике не нужны». Я же влюбилась в роль Татьяны и играть по-старому схематично больше не буду...
— Когда вы работали штатной солисткой Национальной оперы, вас называли Жанной д’Арк или «белой вороной», а теперь «жар-птицей», которая редко прилетает в родные пенаты...
— Я думаю, что время все расставит на свои места. Ни о чем не жалею. Не хочу оглядываться назад, живу сегодняшним днем и закладываю крепкий творческий фундамент на будущее. Я даже своим недругам говорю спасибо. Многому научилась в жизни, немало открыла, поняла, а самое главное, я продолжаю усиленно работать в разных направлениях: опера, камерная и симфоническая музыка, фольклор. Расширяю драматический и лирический репертуар, а также продолжаю учиться. Ведь каждый раз, выходя на сцену, нужно показать себя во всей мощи голоса. Конечно, за эти годы мой голос изменился. Это нормальный процесс для каждого вокалиста. Слава Богу, я востребована, есть много предложений. Благодарна судьбе, что появилась возможность сотрудничать с музыкантами и дирижерами из разных стран. Останавливаться на достигнутом я не намерена.
— Одной из ступенек в вашей карьере можно назвать выступление на сцене Метрополитен-Опера. В какой опере вы дебютировали перед американской публикой?
— Это была маленькая роль Лауретты в одноактной опере-буфф «Джанни Скикки» Дж. Пуччини. Я получила очень хорошие отзывы критиков. Был звездный состав исполнителей, в частности, Барбара Фритолли и Алесандро Курбелли. Так что можно сказать — дебют оказался хорошим. Есть предложения еще раз выступить в США, но, если честно, я бы не хотела много работать в Америке прежде всего из-за длинных перелетов и физических нагрузок, вызванных адаптацией, разными часовыми поясами. Такие встряски бесследно не проходят. А Европа меня очень устраивает. Мне там нравится. У меня там прекрасные агенты, сложились очень хорошие отношения с ведущими театрами. Меня европейцы знают, появились и там свои поклонники. В этом году дебютировала в Дойче-опере, а в следующем сезоне пригласили выступать во Франкфурте-на-Майне; в 2010 г. вновь вернусь в Лион...
— Ваш сын продолжит актерскую династию, вокалом занимается?
— Его больше привлекает гитара. Он сам захотел заниматься музыкой. Ходит на концерты в Национальную филармонию. Старается не пропускать программы из абонемента «Волшебная гитара». Ему 14 лет, закончил второй класс по классу «Гитара» в музшколе. Станет ли профессиональным музыкантом? Об этом еще говорить рано, но похоже, что профессию он выберет связанную с творчеством...
СПРАВКА «Дня»
Ольга Микитенко (сопрано) родилась 24.06.1974 года в Житомире. В 1989 году поступила в музыкальное училище, в возрасте 16 лет — актриса и певица Житомирского театра драмы и комедии.
1992—1997 годы — студентка Национальной музыкальной академии Украины им. Чайковского (класс профессора Евгении Мирошниченко, после третьего курса — профессора Галины Сухоруковой).
С 1995 года — солистка Национальной оперы Украины. Ныне работает за рубежом, а в родном театре — по договоренности с администрацией театра.
Лауреат второй премии (первая не присуждалась) Международного конкурса имени Виньяса (Барселона, 1997), обладательница почетного приза «Воче экстраординаре» (экстраординарный голос). Победительница Международного конкурса им. Марии Каллас (Афины) — золотая медаль и Гран-при.
Выпуск газеты №:
№110, (2008)Section
Культура