От драматического к трагедийному
В залах Национального музея украинского народного декоративного искусства (НМУНДИ) представлена выставка «Мыслеформы Леонида Богинского»Экспозиция посвящена памяти выдающегося художника-керамиста (к 10-летию ухода из жизни и 70-летию со дня рождения). На выставке представлены произведения автора из коллекции музея — 35 объемных форм и пластов, а также 100 работ, переданных из архива семьи мастера его сыном Федором Богинским. Это не только керамика, но живопись и графика Леонида Богинского, а также чрезвычайно интересный сборник произведений его покойной матери — самодеятельного художника Евгении Зарембы-Богинской (1909-2001 гг.): керамическая скульптурная пластика в стиле «городского наивного искусства», представленная отдельной небольшой экспозицией (куратор — хранитель коллекции керамики НМУНДИ Ирина Бекетова).
Один из настоящих лидеров профессиональной художественной керамики Киева 1980 — начала 2000-х Леонид Богинский почти первым привнес в украинское декоративное искусство философские категории «драматического» и «трагедийного». При этом художник, который получал в 1970-х академическое образование на отделении художественной керамики Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства (ныне Львовская национальная академия искусств), отталкивался в своем творчестве преимущественно от традиционных форм народной керамики. И этому есть объяснение. В 1974 г. Леонид Богинский, увлеченный народным искусством, отправился работать в с. Опошня на завод «Художній керамік». Благодаря стажировке у лучших ведущих мастеров гончарного дела на Полтавщине, которая в прошлом прослыла как «украинские Афины», Леонид блестяще усвоил азы народного творчества и превратился в виртуозного гончара. Именно поэтому макитра, кувшин, полумисок превратились для профессионального керамиста в универсальные формы, которые давали мастеру возможности выражать самые современные художественные идеи. «Институт развил во мне пластичное мышление профессионального художника, а Опошня раскрыла богатство секретов технического мастерства народных гончаров», — рассказывал Богинский пани Ирине Бекетовой — неизменному куратору, организатору двух прижизненных и двух посмертных выставок автора.
ПЛАСТ «ЗИМА». ШАМОТ, 1990-е
В достаточно своеобразной образности и пластике Богинский интерпретирует традиционные формы народной керамики. Монументальные макитры мастера 1980-х гг. с потрескавшейся поверхностью шамота и специальным наклоном формы, подчеркнутыми швами и задымленной фактурой, как и его разнообразные вариации макитры без донышка с неожиданно разомкнутым пространством, будто бы воплощают в себе образ высохшей от жажды украинской земли, символизируют материнское лоно и сердце Украины или перевоплощаются в спасительный ковчег, который сохранил силу ее духа и культуру (композиции «Седнівські дороги», «Чумацький шлях», «Старовинні рукописи», посудина «Барокова» и т.д.). Действительно, до появления фигуры Богинского в украинском декоративном искусстве, которое к 1980-м гг. имело преимущественно прикладной характер и воспринималось исключительно как искусство позитивных эмоций, драматическая поэзия никогда не звучала в нем так выразительно.
Фарфоровые произведения Богинского на выставке в НМУНДИ также воспринимаются как сложный диалог белого и черного. Цилиндр, напоминающий православный храм (композиция «Соборы»), чайник или бутыль с чрезвычайно высоким горлышком — всегдашний повод для рассказа своей особой истории, рожденной раскованным воображением художника («Библейские мотивы», «К вопросу Иудеи»).
СОСУД В СТИЛЕ БАРОККО. ШАМОТ, 1980-е
Неординарное образно-пластичное мышление Леонида Богинского, его самобытный авторский стиль, сугубо индивидуальное виденье керамических материалов с их оригинальными фактурами в объемно-пространственных произведениях, где не было капли «красивости», воспринимались в официальных художественных кругах в период 1980 начала 1990-х годов как достаточно необычные, а иногда и неприемлемые. Хотя выполнялись автором в контексте европейского художественного процесса, и неоднократно удивляли такие избалованные художниками города, как Валлорис, Падуя, Вена, Берлин, экспонируясь на международных выставках-конкурсах керамистив и групповых импрезах украинского искусства.
В настоящее время керамика Богинского кажется на удивление пророческой. Черно-белая глиняная пластика, керамические сосуды и пласты с предельно условным фигуративным декором, раскрывают трагедию человеческих взаимоотношений, повествуют о страданиях и муках, о любви и измене (пласты «Поклонение», «Полная луна», «Зима», «В интерьере», «Мизансцена», «Раскаяние», «Искупление», «Театр», «Иероглиф») сегодня особенно явно проникают в самые сокровенные глубины зрительской души.
ФРАГМЕНТ КОМПОЗИЦИИ «ВЕЧЕР». ГЛИНА, СОЛИ, 1985 г.
— Леониду Богинскому было свойственно умение задумать, создать образ и воплотить в пластичную форму не просто мысль, а целое философское понятие. Он действительно создавал «мыслеформы», которые и до сих пор передают энергетику художника. Мысли-образы, сформулированные художником, не вербальные, а материально ощутимые и зримые. Такие мощные мысли (мыслеформы) передаются от человека к человеку, от поколения к поколению, существуют долго, и, если повезет, переходят в вечность», — утверждает куратор выставки Ирина БЕКЕТОВА.
Богинский был добрым, искренним и дружелюбным с коллегами, которых уважал за профессионализм. Щедро дарил свои уникальные работы музеям и людям, дружбу с которыми ценил. Но был беспощаден к недругам, боролся в спорах как разъяренный лев, когда отстаивал свою профессиональную позицию и воевал с несправедливостью. Имел интересные философские взгляды на искусство, которому был беззаветно предан. Владел словом и даром убеждения. Когда слушали восхищенно Леонида (а он был небольшого роста), в глазах собеседника он превращался в великана и красавца.
В мае 2007 года (за месяц до смерти) уже тяжело больной Л. Богинский в последний раз пришел в свой любимый Музей украинского народного декоративного искусства. По-видимому, предчувствовал, что не дождется своего 60-летия, которое должен был отмечать через три месяца. Однако неожиданно спросил о возможности запланировать его юбилей... И нужно отдать должное коллективу Национального музея украинского народного декоративного искусства во главе с Людмилой Строковой, который через десять лет, накануне 70-летнего юбилея одного из своих самых почитаемых авторов достойно исполнил просьбу-завещание Леонида Богинского, творчество которого с годами не утратило ни своей художественной ценности, ни актуальности...
Выставка будет работать до 5 сентября.
Выпуск газеты №:
№144, (2017)Section
Культура