От Джамалы до Каравайчука
В Одессе начался 7-й международный кинофестивальЦеремония открытия, во время которой были представлены члены жюри и фильмы-участники конкурсных программ, проходила в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.
Первой наградой ОМКФ стал почетный приз «Золотой Дюк», которым отметили председателя международного жюри — драматурга, сценариста, поэта, лауреата «Оскара», премий «Тони», премий Лоуренса Оливье, Командора Ордена Британской империи Кристофера Хэмптона. Принимая приз, сэр Хэмптон отметил: «Обычно награду за заслуги вручают в конце карьеры, но, даже после 50 лет, прошедших с тех пор, как была поставлена моя первая пьеса, я хочу воспринимать эту награду как стимул творить и дальше».
Также на сцену поднимались чиновники и политики, наибольшим успехом среди которых пользовался Саакашвили — не просто отчитывался о своей работе на должности, но и сделал небольшой экскурс в новейшую историю города и назвал Одессу «Соединенными Штатами» Украины.
Настоящего блеска всей церемонии придала Джамала. Она исполнила свою версию Summertime Джорджа Гершвина, совместив знаменитую арию из украинской колыбельной песней «Ой ходить сон коло вікон», что стало восстановлением исторической справедливости, ведь Гершвин, родители которого эмигрировали из Украины, услышал «Ой ходить сон коло вікон» в Нью -Йорке в исполнении Украинского национального хора под управлением Александра Кошица и именно ее взял за основу для Summertime.
Наконец, фильм открытия — мелодраму «Маргарита» французского режиссера Ксавье Джанноли — представил исполнитель главной мужской роли Андре Маркон.
Заметное событие первых дней фестиваля — субботний сеанс немого фильма «Шерлок Холмс» (США, 1916) в сопровождении живого оркестра на Потемкинской лестнице. Тысячи зрителей собрались на этот сеанс, и, возможно, действительно установили анонсированный рекорд в «Книгу рекордов Гиннеса».
Собственно показы конкурсных картин начались в воскресенье. Пока что наиболее интересными работами кажутся французская драма о странствующем театре «Людоеды» (режиссер — Леа Фенер) и бразильско-португальский роман воспитания «Город, где я взрослею» (Марилия Роша).
В то же время довольно эффектно стартовал конкурс европейских документальных фильмов. Испанская лента «Олег и редкие виды искусства» (Андрес Дуке) посвящена уникальному творцу, выдающемуся композитору, пианисту, эксцентрику, автору музыки к фильмам Параджанова и Муратовой, уроженцу Киева Олегу Каравайчуку (28 декабря 1927 году, Киев — 13 июня 2016, Санкт-Петербург). Имея дело со столь уникальным человеком — ведь вся жизнь Каравайчука была, по сути, сплошным спектаклем — Дуке поступил единственно правильным образом: снял не биографический фильм, а своего рода визуальную поэму, в который попытался передать личность героя во всех возможных, иногда довольно неожиданных амплуа.
В целом же, в международном конкурсе ОМКФ-2016 представлены 12 картин, в конкурс европейских документальных фильмов вошли 6 работ, а национальная программа побила рекорд фестиваля — более 300 работ подали заявки на участие, из которых в конкурс попали 5 полнометражных и 21 короткометражная картина.
Обладатель главного приза будет определен голосованием зрителей.
Выпуск газеты №:
№125, (2016)Section
Культура