Перейти к основному содержанию

От Майдана до Живой библиотеки

Сегодня в Киеве открывается XI Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA
21 марта, 10:56
В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ DOCUDAYS UA УКРАИНСКИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОВОДИТ АКЦИЮ, ПОСВЯЩЕННУЮ СВОБОДЕ МИРНЫХ СОБРАНИЙ, — «МУЗЕЙ СУДЕЙСКОГО АБСУРДА». ОДИН ИЗ ЭКСПОНАТОВ «МУЗЕЯ» — ФОТОГРАФИЯ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА АРТЕМА СЛИПАЧУКА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В этом году на фестивале — несколько новаций.

Во-первых, Docudays UA отказался от фильма открытия. Зато фестиваль обратился к режиссерам, которые снимали события последних месяцев, и попросил представить лучшие кадры. Эпизоды будущих фильмов о Евромайдане сложились в хронику революции, которая будет иметь название «Евромайдан. Черновой монтаж».

В то же время фестиваль продолжает повышать свой презентативный статус: кроме традиционных площадок в Доме кино  и кинотеатре «Кинопанорама», показы пройдут так же в кинотеатре «Киев», у которого лучшие технические возможности, а на церемонии открытия будет выступать наша прославленная землячка — актриса и певица Марьяна Садовская, который приедет из Кельна по приглашению Docudays UA.

Вполне солидными являются  и составы различных жюри. В частности, в  жюри конкурса «Docu/Жизнь» будет работать Крис Макдоналд (Канада) — президент крупнейшего североамериканского фестиваля документалистики Hot Docs. В жюри «Docu/Право» — бывший политзаключенный, штатный корреспондент польской «Газеты выборчей» Андрей Почобут (Беларусь), и Наталья Зубарь (Украина) — правозащитник, журналист, сценарист, режиссер, председатель правления информационного центра «Майдан Мониторинг» и автор технологии Майдан Reload 3d. Жюри программы «Docu/Коротко» — кинокритик, программный директор самого влиятельного фестиваля художественно-документальных фильмов в России «Артдокфест» Виктория Белопольская и основатель независимой киностудии AZfilms, режиссер Андрей Загданский (Украина — США). У студентов тоже есть свое жюри.

Тема XI Docudays UA — «Идеорупция». Как подчеркивают организаторы, это — коррупция, которая приобрела признаки идеологии. Эта тема будет затрагиваться в фильмах Александра Гентелева «Игры Путина», Сэма Бенстида «Тренер Зоран и его «африканские тигры» и Марка Баудера «Повелитель вселенной».  

Внеконкурсный блок включает специальные программы — «Docu/Хиты», «Docu/Украина», «Hot Docs представляет», «Docu/Сопротивление», «Docu/Арт», «Артдокфест представляет»  — в них будут демонстрироваться фильмы-лауреаты мировых кинофестивалей, картины о мирных протестах, подборки лучших неигровых лент последнего года и тому подобное.

Например, в «Docu/Арт» — «Художественная война» Марко Вилмса, «Pussy против Путина» — робота анонимного тандема Gogol’s Wives, премированная в Амстердаме как лучший фильм в среднеметражном конкурсе. «От Ирана, развод» (Азаде Мусави, Куруша Атеи) рассматривает феномен успеха иранского режиссера Асгара Фархади, чье «Надер и Симин: развод» получил «Золотого медведя» Берлинского фестиваля, а затем и «Оскара».

«Docu/Хиты», в свою очередь, будет представлять победителей международных фестивалей. «Особая потребность» режиссера Карло Дзоратти — о парне с аутизмом Энеа, который в свои 28 лет мечтал о настоящей любви, — получила «Золотого голубя» на кинофестивале в Лейпциге. «Последняя скорая в Софии» о героической медбригаде — отмечена на Каннской неделе кинокритики и признана лучшей документальной лентой на МКФ в Карловых Варах. «Мир не наш» Махди Флейфеля о лагере палестинских беженцев в Иране взял «Серебряный абрикос» в Ереване. «Непал форева» россиянки Алены Полуниной о двух политических шутниках, которые едут в Непал мирить тамошние враждующие коммунистические партии, получил приз программы Cinema XXI Римского фестиваля. Лидер программы, безусловно — «Акт убийства» Джошуа Оппенгаймера (Дания) — о бывших членах эскадронов смерти, которые в 1960-е годы принимали участие в истреблении сотен тысяч сограждан во имя борьбы с коммунизмом; режиссер нашел убийц и попросил их самих реконструировать свои злодеяния перед камерой, выступив в амплуа и постановщиков, и актеров. Результат иначе чем поразительным не назовешь.

Виктория Белопольская выбрала в программу «Артдокфест представляет» три ленты, которые, по ее мнению, представляют различные формы документалистики. В датском «Танцоре», построенном по законам большого игрового кино, зритель может увидеть героя в критический период его жизни. Литовские «Игрушки» чисто художественным образом демонстрируют, какие мутации возможны с людьми в условиях полицейского государства. А чешско-российское «Воспитание Ульяны» сосредоточено на том, как свободолюбивый 9-летний ребенок противостоит тоталитарным порядкам православного приюта.

После показов фильмов программы «Идеорупция» состоятся обсуждения при участии экспертов и зрителей. Из других некинематографических событий — мастер-классы известных режиссеров-документалистов, продюсеров и кинокритиков,  фотовыставки «Лица Свободы. Майдан» Игоря Гайдая в галерее «Камера»  и «Фото 51: Прописана ли коррупция  в ДНК России?» Михаила Фридмана в киевском Доме кино. И, конечно, уже традиционная Живая Библиотека — ежедневно с 22 по 28 марта в Доме кино можно будет пообщаться с «живыми книгами» — людьми, в отношении которых существует предвзятое отношение в обществе: милиционером, беженцем, мусульманином, геем, феминисткой.

Docudays UA — самый большой в Украине международный фестиваль документального кино.  Проходит ежегодно на протяжении последней недели марта в Киеве. После завершения Docudays UA с октября по декабрь традиционно представляет лучшие фильмы в регионах Украины в рамках Путешествующего фестиваля — в 2013 году показы состоялись в 231 городе в 23-х регионах Украины.

Фестиваль — неполитический и некоммерческий. Вход на все кинопоказы — свободный.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать