Отчаянное путешествие Саши Барона ради спасения некогда славного народа Америки
В мировой прокат на стриминговом сервисе Amazon Prime вышла чрезвычайно злая, точная и страшная комедия о сегодняшних СШАПолное ее название — «Следующий фильм о Борате: Передача огромной взятки американскому режиму для получения выгоды некогда славным народом Казахстана» (Borat Subsequent Moviefilm: Delivery of Prodigious Bribe to American Regime for Make Benefit Once Glorious Nation of Kazakhstan).
Вы же видели предыдущий фильм «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана»? Этот каскад шуток ниже пояса, эту охоту за Памелой Андерсон, это издевательство над президентом Бушем, над консерваторами, антисемитами, расистами и гомофобами? Вам это показалось актом агрессии против общественной морали, войной против традиционных ценностей?
Так вот: в «Следующем фильме» все еще хуже.
Главный актер, продюсер и сценарист обеих картин — британский комик Саша Барон Коэн.
Он родился 13 октября 1971 в Лондоне в еврейской семье. Младший из трех братьев (один из них, трубач и композитор Эрран, пишет музыку для фильмов Саши). Отец, Джеральд Барон Коэн, был владельцем магазина мужской одежды; мать, Даниэлла Наоми — инструктор по лечебной физкультуре. По материнской линии семья израильского происхождения, по отцовской — белорусского. Саша начал играть на сцене еще во время учебы в колледже Христа при Кембриджском университете. Темой его студенческих работ была роль американских евреев в поддержке борьбы афроамериканцев за свои права.
В 1994 молодой актер дебютировал в телевизионной программе The Word на телеканале Channel 4 в образе албанского репортера Кристо, но его самым популярным сценическим образом стал рэпер Али Джи. В этом перевоплощении Саша вел «Шоу Али Джи» на MTV, принимал участие в съемках фильмов и музыкальных клипов. Другая маска Коэна — австрийский гомосексуал Бруно — ведущий модного шоу. Но мировая слава пришла с Боратом.
Борат Сагдиев родился в 1972 в вымышленном городе Кушкек в Казахстане. Тележурналист. Его родители — Асимбалы Сагдиева и Насильник Болток, который также является его дедушкой со стороны матери. Был женат на Оксане Сагдиевой, сестре Насильника Болтока. Отношения с матерью не сложились. У Бората есть сестра Наталья, которую он называет четвертой проституткой Казахстана и с которой иногда вступает в половую связь, а также полоумный одержимый сексом младший брат Бело, живущий в клетке.
Борат изучал английский язык, журналистику и чуму в университете Астаны. Был несколько раз женат, в том числе на своих сводных сестрах. Также вступал во внебрачные связи. У Бората трое детей — Билак, Барам (сын Бората и Натальи) и любимец Хуейльюис — и девятнадцать внуков.
Борат сменил несколько профессий — от производителя льда до сборщика спермы животных. Он также утверждает, что работал отловщиком ромов, хвалясь тем, что может попасть в рома камнем с расстояния 15 метров, если тот закован в цепи, и с 10 метров, если нет. Хобби Бората — настольный теннис, танцы диско, солнечные ванны, мастурбация, отстрел собак и фотографирование женщин (без их ведома) в туалете.
Борат — эротоман и гомофоб, предвзято настроен по отношению к ряду наций. Заявляет, что у него — самый тугой анус в селе, так что им можно открыть бутылку «пепси-колы». Переболел множеством болезней, среди которых гонорея, сифилис и герпес. Веровал в сокола, позже принял христианство.
Итак, можно себе представить, что столь красочная особа могла натворить в США (Асашай, как Борат называет эту страну). Собственно из-за этого он попал в казахстанский «Гулаг»: сделал родину посмешищем в глазах мира.
Последняя подробность является кинематографическим вымыслом лишь отчасти. Реальный Казахстан, стоит напомнить, уже не первое десятилетие является типичным авторитарным режимом. В подобных обществах плохо с чувством юмора, поэтому первого «Бората» сочли «оскорбительным для народа». Впрочем, бессменный президент (фактически — диктатор) страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ призвал относиться к картине с юмором, а глава МИД Ержан КАЗЫХАНОВ констатировал, что благодаря «Борату» поток туристов в Казахстан возрос вдесятеро. На сей раз, кстати, казахские чиновники подошли к проблеме более прагматично. Национальная компания Kazakh Tourism через два дня после премьеры опубликовала на своих страницах ряд роликов, рекламирующих туризм в Казахстане, в которых использовала фразу Бората «Very nice!»
Но мы отвлеклись.
Итак, Бората вдруг вывозят из ГУЛАГа прямо в кабинет «премьера Назарбаева». Перед журналистом ставят задачу: навести дипломатические мосты с вице-президентом Соединенных Штатов Майком ПЕНСОМ, подарив ему «министра культуры Казахстана» — обезьяну по кличке Джонни. Если дружбы с Асашай не получится — посланца казнят.
В Америку Борат едет не один — с ним отправилась его 15-летняя дочь Тутар Саґдиева (ее играет болгарская актриса Мария БАКАЛОВА). Точнее, она пробирается контрабандой — в одном контейнере с Джонни, которого она по дороге... съела. Борат, чтобы спасти положение, решает подарить Пенсу, которого он называет «вице-хватателем вагин» (выпад против Трампа с его сексистскими высказываниями), свою дочь.
Метод Коэна всегда один и тот же независимо от персонажа или сценарных обстоятельств. Войдя в образ и имея определенную сюжетную заготовку, он пытается вовлечь в свою игру реальных людей. Драматургия «Следующего фильма...» развивается по двум линиям: отношения Бората с дочерью и его столкновение с американскими реалиями. С ребенком усатый говорун ведет себя согласно инструкции для владельца дочери, изданной Министерством сельского хозяйства и дикой природы Казахстана. Установки таковы: девушка должна спать в клетке, ей не приличествует управлять машиной и уметь читать, а ее высшее предназначение — выйти замуж за богатого старика. Тутар до определенного момента с радостью выполняет все предписания и упоенно смотрит по телевизору мультик про «принцессу Меланию», которая встретила сказочного богача «Макдональда Трампа».
У Бората и Тутар в итоге все заканчивается хорошо. Первый становится лучшим отцом, вторая превращается в независимую эмансипированную женщину. Но это лишь оболочка для вещей гораздо более серьезных.
Во взаимодействии Америки с Боратом последний выступает идеальным агентом провокации. Коэн, следует повторить, наделил протагониста чрезвычайно ограниченным сознанием: тот панически боится евреев, презирает женщин, верит в плоскую землю, в то, что коронавирус выдумали китайцы и др. В своей искренней простоте он пытается все сделать как положено — с его точки зрения — и тем создает одну ситуацию комичнее другой. Не отстает от него и Тутар. Собственно фильм — ряд гэгов, выходок и скандалов, которые эта безумная парочка генерирует неистово и изобретательно. Самую ценную жемчужину в этом ожерелье трудно назвать. «Танец месячной крови», который Борат и Тутар устраивают на балу дебютанток в Джорджии с демонстрацией менструальных выделений; постой Бората у ультраправых параноиков; требования «вынуть пупсика» из Тутар (на самом деле — декоративную куклу, которую она случайно проглотила) от упрямого противника абортов; выступление в образе «Кантри-Стива» на митинге против прививок и карантина; уже порядком нашумевшее интервью Тутар с адвокатом Трампа Рудольфом ДЖУЛИАНИ.
Это и многое другое — очень смешно.
И страшно.
Если раньше Борат создавал абсурд вокруг себя, прилагая иногда немалые усилия, то сегодня реальность превосходит его.
Гостеприимные параноики уверяют, что Клинтоны пытают детей и пьют их кровь. Участливый пастор-гинеколог в «Центре кризисной медицины», даже услышав, что Борат — отец девочки и из-за него «у нее внутри пупсик», все равно утверждает, что «У Бога не бывает случайностей». Ассистентка в солярии на вопрос «Какой загар более всего подходит для расистской семьи?» не моргнув глазом отвечает «Я думаю, такой. Не темнее 6 или 7». Кондитерка как ни в чем не бывало выводит по просьбе клиента антисемитскую надпись со смайликами на шоколадном торте. Продавец газовых баллонов обсуждает количество газа, необходимого, чтобы убить ромскую семью, закрытую в фургоне. Публика на митинге корона-скептиков дружно и весело подхватывает куплеты «Кантри-Стива» о том, как хорошо было бы ученым и журналистам поотрубывать головы как в Саудовской Аравии или вытравить газом, как делали когда-то немцы — некоторые даже выбрасывают руку в соответствующем салюте. Джулиани плетет ерунду о миллионе людей, спасенных Трампом, а затем, зная, что Тутар только 15, лапает ее за спину и вообще ведет себя довольно сально.
Америка стала хуже. Мир стал хуже.
Коэн — иногда с перебором, теряя чувство меры — несет на себе амплуа шута, говорящего правду в глаза и правителям, и целым нациям. Но если в первом «Борате» он скорее посмеивается над привычными реалиями и над собой в этих реалиях, то сейчас он делает отчаянную попытку спасти Америку от себя самой. Бьет тревогу как может. Бьет под дых моральное большинство.
Надежда в том, что его все-таки услышат.
И даже сделают выводы.
***
«Коэн и его творение будут наносить удар за ударом, пока не отобьют Америке почки»
Мировая пресса о «Следующем фильме о Борате».
«Каким-то образом в 2020 подход Коэна в облике Бората — выходить в свет и провоцировать излияния потоков фанатизма и лицемерия из простых американских граждан (так же, как и из отдельных не столь обычных особ) — кажется менее жестоким, чем он представлялся в 2006. Что, в свою очередь, больше говорит о нас самих, чем о Коэне.
В 2006 попытка Коэна представить Казахстан экономически и социально отсталой страной казалась дешевым трюком. Но теперь Америка сама является страной, обращенной назад; тем типом государств, что имеют проблемы с демократией и на которые мы привыкли смотреть с жалостью. Коэн не упускает из виду эту реальность, и мы также не должны о ней забывать... Если Саша Барон Коэн заставит вас радостно подпевать расистскому, антижурналистскому, антинаучному гимну, то шутят в этом случае над вами. Так и должно быть».
(Time)
«В первой картине Барон Коэн поражал тем, как он заставлял американцев делать на камеру возмутительно токсичные заявления. В наши дни, наоборот, некоторые американцы делают подобные заявления на камеру каждый день, даже без уговоров или уловок с чьей-то стороны с целью побудить их выразить мысль, которую 14 лет назад могли бы счесть экстремистской. Они делают это сами — громко и с гордостью.
Сейчас совсем немного столь же злободневно сатирических фильмов, как этот. Возможно, вы не захотите посмотреть его через несколько лет, но вы точно должны увидеть его сегодня».
(ВВС)
«Увлекательность «Следующего фильма о Борате» заключается не только в том, что он критикует администрацию Трампа (или, точнее говоря, Америку под руководством Трампа). Дело в том, насколько плавно и невероятно Коэн и его соавторы все это выстроили. Вопрос, который возникает в финале обоих «Боратов», касается не только того, как Коэн с этим справился, но и как он это пережил. Как никто не надрал ему задницу?
Возможно и надрали, а мы просто не знаем об этом. Безусловно, начиная с этой недели, люди захотят это сделать. Изображение Джулиани, который засовывает руку в брюки прямо напротив несовершеннолетней девушки, уже широко разошлось по Интернету. Зная Бората, вы можете вполне верно предположить, что вряд ли это единственный панчлайн данной сцены. Коэн и его творение будут наносить удар за ударом, пока не отобьют Америке почки.
Фильм хорош именно благодаря этому риску — опасности, в которую стремглав ныряет Коэн вопреки здравому смыслу. Это сверхъестественная эффективность каждого нанесенного им удара. И, возможно, его последний хит? Это нокаут. Прямо из ниоткуда. Вы не могли этого предвидеть. Но шутка в том, что надо было «.
(Rolling Stone)
«Саша Барон Коэн не растерял способности преподносить дерзкие сюрпризы наравне со взрывным, не всюду уместным смехом, перемежающимся спокойными эпизодами, которыми подобного рода экзерсисы неизменно полны.
«Борат» не всегда приятен; его материал критически прямолинейный и иногда чрезмерно шокирующий. Как бы там ни было, в лучших сценах кривое зеркало, которое Коэн держит напротив Америки, перевоплотившись в Бората, является действенным. И так же, как и предыдущий «фильм», новая часть очень, очень смешная».
(CNN)
Выпуск газеты №:
№205-206, (2020)Section
Культура