Перейти к основному содержанию

Отец киевского авангарда

Игорь БЛАЖКОВ отметил свое 80-летие концертом, состоявшимся в Национальной филармонии
27 октября, 16:14
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Программа, которую исполнил Национальный симфонический оркестр Украины под его руководством, передала авангардные и романтичные спектры колоссального и разнообразного репертуара выдающегося маэстро. Верный своему принципу «открывать для людей музыку», Игорь Блажков впервые в Киеве представил «Эсхатофонию» Валентина Сильвестрова, написанную композитором еще 50 лет тому назад, и опус Андрея Волконского «Серенада насекомому». Авангардную страницу программы продолжили «Экзотические птицы» Оливье Мессиана. В подтверждение своего статуса «универсального дирижера» в концерте прозвучала также Симфония ре мажор Иоганнеса Брамса. Эффектным дополнением к таким стилевым полюсам стала темпераментная «Бразилейра» Дариуса Мийо в обработке для симфонического оркестра Игоря Блажкова. Достойным своего отца оказался Кирилл Блажков, искусно исполнявший партию фортепиано.

Концерты легендарного музыканта в родном ему городе Киеве проходят, к сожалению, очень редко. Уже почти 15 лет семья Блажковых проживает в немецком городе Потсдаме. Сюда Игорь Иванович вынужден был выехать после того, как его лишили возможности продолжать работу дирижера Национального симфонического оркестра Украины. Парадокс и абсурд! Ведь именно И. Блажкову украинская культура благодарна за первый прорыв в мировое пространство музыки ХХ века, именно он повернул русло украинской советской музыки в направление новейших течений и наполнил украинскую культуру звучанием новой музыки и неизвестными шедеврами прошлого.

Можно с уверенностью сказать, что точка отсчета исторического феномена украинской культуры ХХ в. — эпохи шестидесятников — началась с 1958 г., когда на сцену Киевской филармонии вышел 22-летний дирижер, студент Киевской консерватории Игорь Блажков. (Через 10 лет знаменитый дирижер Геннадий Рождественский назовет его фамилию рядом с Клаудио Аббадо, Зубином Мета, Сейджи Озавой среди лучших представителей молодых на то время дирижеров.) А в 1959-м студент И.Блажков осмелился написать и подпольно передать письмо «рьяному адепту музыкального формализма» Игорю Стравинскому, где выразил восхищение его музыкой и рассказал о притеснениях в своей стране свободы творчества. Вскоре он получил ответ от своего кумира, с которым переписывался до смерти композитора. Реакция не заставила себя ожидать! За подготовленное исполнение «Жар-птицы» Стравинского дерзкого студента Блажкова исключили из консерватории и лишили стипендии Чайковского. Правда, через полгода он был восстановлен в студенческих рядах, а его дипломной работой как дирижера таки осталось произведение любимого композитора.

В 1960 году Игорь Блажков знакомится с Валентином Сильвестровым, что стало началом рождения «киевского» музыкального авангарда. Группа молодых бунтарей во главе с Блажковым открыла достаточно заметное русло для новейших творческих течений. Новая музыка распространялась в Украине через радиоприемник, который транслировал «Варшавскую осень» через Радио-Гонолулу (!), записи которых, опять же подпольно, доставал молодой дирижер, а также через выдающихся корреспондентов Блажкова — Игоря Стравинского, Бенджамина Бриттена, Карлгайнца Штокгаузена, Эдгара Вареза. За эту несанкционированную переписку Игорь Блажков стал «невыездным» почти на 30 лет.

Но Блажков не только транслировал информацию из музыкальной вселенной, но и сам озвучивал образцы новорожденного украинского авангарда. 1965 год стал открытием новой музыки Украины за ее пределами: в Ленинграде, под руководством Игоря Блажкова с огромным успехом прозвучали «Спектры» Валентина Сильвестрова. Там же он исполнил «Симфонические фрески» Леонида Грабовского, которые автор посвятил ему. В музыкальном мире узнали также о Владимире Загорцеве, Валентине Бибике, Виталии Годзяцком, Мирославе Скорике, Евгении Станковиче, Олеге Киве, Иване Карабице, Владимире Губе, других представителях композиторской молодежи Украины. Партитуры, аудиозаписи, издания своих украинских коллег Игорь Блажков передавал, куда только мог, добивался включения украинской музыки в программы престижных международных фестивалей. Таким образом, благодаря Блажкову Украина приобщалась к единой Всемирной семье Новой музыки, о которой писала в письме к нему гениальная пианистка Мария Юдина.

Киевская филармония помнит толпы молодежи, стремившиеся попасть на концерты дирижера Блажкова. Он делал все, чтобы зазвучали произведения композиторов, имена которых тогда еще не знали в Украине, а среди них был даже Белла Барток. «Реквием» Стравинского он дирижировал по партитуре, которую подарил ему сам автор. Именно Игорю Блажкову принадлежит первое исполнение в Украине ХІV симфонии Дмитрия Шостаковича, и именно ему Шостакович доверил запись своих Второй и Третьей симфоний. Именно Блажков давал жизнь произведениям Эдисона Денисова, Андрея Волконского, Арво Пярта, Гии Канчели, Альфреда Шнитке и многих других молодых композиторов, не подчинившихся системе соцреализма. Не случайно Игоря Ивановича назвали «апостолом новой музыки», а его концерты — «университетами современной музыки».

В конце 1960-х И.Блажков, с присущей ему пассионарностью, обратился к старинной музыке. Он всегда оставался преданным сторонником классической и старинной музыки. Но идеальная творческая интуиция Игоря Ивановича обусловила поиск гармонии в музыкальном процессе. В наследии прошлого он видел, по его же словам, «противовес эпидемии авангардизма», превращению его в тиражируемую моду и утрату творческого начала. Много страниц, в том числе в газете «День», написаны о знаменитой, так называемой Баховской коллекции, которая чудом оказалась в библиотеке Киевской консерватории, духовным отцом которой стал Игорь Иванович Блажков. Переписать бесценные старопечатные материалы, расшифровать рукописи, редактировать, составить из них партитуры, чтобы дать им жизнь, требовало от Блажкова титанического, подвижнического труда и бескорыстной, как сегодня говорят, волонтерской деятельности. «Иногда с лупой в руке пытался понять, что же автор здесь зашифровал?» — вспоминал И.Блажков. Свыше 700 образцов Баховской коллекции прозвучало за пять лет в Киеве и Ленинграде. А сколько имен и неизвестных произведений украинских композиторов возрождено благодаря И.И.Блажкову! Для этого Игорь Иванович создавал музыкальные коллективы, один из которых стал даже первым в Украине частным камерным оркестром. Но его проекты финансировало не государство, а иностранные посольства, которые видели в деятельности Блажкова культуртрегерскую миссию.

К величайшему сожалению, маэстро не нашел в официальных кругах надлежащей поддержки своей огромной просветительской деятельности, осознания его преданности музыке, Украине. Поэтому намного ценнее был пиетет к нему большинства музыкантов. Сколько замечательных произведений посвятили и написали для И.И.Блажкова композиторы, а ведущие музыковеды оценили его универсальную деятельность! Хотя в начале 1990-х Игорь Иванович все же получил звание народного артиста Украины, возможность отправиться в зарубежные гастроли и записаться на престижных рекорд-фирмах. Но это длилось всего несколько лет. Не один раз ему пришлось покидать родной Киев, а с 2002 года — и родную землю. Однако и на далеком расстоянии он продолжает вести творческую, поисковую и просветительскую деятельность.

Игорю Блажкову сейчас 80 лет. Есть определенная историческая закономерность в том, что когда Игорь Стравинский прибыл в Москву на свой юбилей, он тоже отмечал свое 80-летие. И тогда первый вопрос Стравинского был: «Где Блажков?», и именно Игорь Блажков готовил в Ленинграде концертную программу, состоящую из его произведений.

В настоящее время к своему юбилею Игорь Иванович подготовил издание своей бесценной «Книги писем», которая содержит 900 корреспонденций с выдающимися личностями и является летописью полустолетней музыкальной культуры. Лучшим подарком маэстро от Киева должно было бы быть открытие мемориальной доски Игорю Стравинскому по улице Лютеранской (бывшая Анненская), на доме №27. Ведь столько усилий, столько энергии отдал Игорь Иванович на восстановление исторической справедливости, документально подтвердив, что здесь в 1883 году проживал с родителями годовалый будущий композитор, и именно отсюда покинул навсегда Родину в июле 1914 года. Но ни поддержка выдающихся деятелей, ни многоразовые обращения к власти не нашли ни понимания, ни патриотической гордости за собственную культуру.

Хочется верить, что хотя бы в следующий юбилей Игоря Ивановича его усилия и пламенное желание зафиксировать культурную память Украины найдут отклик, и дом на улице Лютеранской станет историческим памятником ее столицы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать