Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Отвяжись, я тебя умоляю »

В Каннах состоялась премьера фильма Сергея Лозницы «Донбасс»
10 мая, 14:27
ФОТО РЕЙТЕР

Каннский кинофестиваль, главный фестиваль планеты, самый интеллектуальный и стиле образующий во всем мире, начался 8 мая, в День когда в Европе празднуют День победы.

9 мая в Каннах показали долгожданный «Донбасс», сделанный буквально накануне фестиваля: Сергей Лозница смонтировал фильм за день до премьеры – случай небывалый для Канн. Как правило, любой фильм даже знаменитого автора, будь то хоть Ларс фон Триер, хоть любой другой великий режиссер, решение принимается задолго до начала фестиваля и сопровождается ожесточенными спорами (Эта драма участвует в конкурсной программе фестиваля «Особый взгляд» и открыла эту секцию. «Донбасс» был снят в сотрудничестве Украины, Германии, Нидерландов, Франции и Румынии при финансовой поддержке Госкино – ред. «Дня»).То, что «Донбасс» показали в обход правил и бюрократии – свидетельство не только уважения лично к Сергею Лознице и к кинематографу страны нарождающейся демократии, но и точное «политическое» решение (без отрицательного оттенка, который, уверена, в России поспешат всячески подчеркнуть).

«Донбасс», боюсь, вообще станет притчей во языцех, «красной тряпкой» для привластных российских СМИ и политического истеблишмента. Хотя те, кто ждет от Лозницы фильма-плаката, прямого обвинения в развязывании военного конфликта на востоке Украины и лицемерии российских СМИ, специализирующихся на фейках, жестоко ошибется.

Ибо Лозница, как это уже было в «Кроткой», продемонстрирует нам не политический триллер, не «военный фильм», не плакатную «гневную отповедь» оккупантам, а сатиру, перерастающую в трагедию порой меняющуюся с ней местами.

Россия, которая, как невидимый зловещий кукловод мировых катаклизмов, здесь олицетворена в представителях «Новороссии»: то есть в целой череде чудовищ разного калибра и толка – от наемных убийц и мародеров, до депутатов несуществующей страны.

В фильме 13 эпизодов разной степени ужаса: от «актеров», наемных статистов фейковых новостей, притворно рыдающих в камеру по отмашке оператора, - до кошмарной сцены издевательств толпы  над украинцем, выведенным на площадь на потеху«публики».

Правда, С.Лозница, один из самых радикальных авторов мирового кино, никогда не идет до конца – в кадре мы не видим ни трупов, ни сцен пыток: пожалуй, сцена избиения украинского патриота – самая невыносимая в этой фреске повсеместного ужаса.

Этот самый ужас разлит в самом воздухе фильма: и главная мысль здесь, как мне кажется, - мысль о невыносимости лжи, которая может не только разъесть и уничтожить любого человека, но уничтожить целую страну: хотя о России здесь вслух не сказано ни одного слова.

Россия здесь присутствует невидимо: и слова Набокова «Отвяжись, я тебя умоляю», обращенные к утерянной родине его золотого детства, ностальгическая меланхолия по дворянской России здесь приобретают иной, зловещий смысл.

Как и в «Майдане», фильме, на мой взгляд, гениальном и при том недооцененном (причем именно в Украине) в «Донбассе» нет так называемого «героя». Герой, как любили писать советские литературоведы – народ. Правда, если в «Майдане» это действительно народ, коллективный герой, свидетельствующий, ни больше ни меньше,  о рождении нации, то здесь –, изнанка народа, дно, народ-люмпен – тот самый люмпен, на которого призывал опираться еще товарищ Ленин.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать