«Папороть» зацвела... зимой и через сорок лет!
Во Львове состоялась гранд-премьера феерии на музыку легендарного Евгения Станковича![](/sites/default/files/main/articles/19122017/7opera.jpg)
У произведения «Коли цвіте папороть» сложилась драматичная «биография». По мистически-детективно-абсурдным перипетиям, что в течение 40 лет водили украинский творческий народ вокруг нее, но так и не дали этому гениальному произведению полноценную сценическую жизнь! Так же, как никому в мире неизвестно, когда же на самом деле цветет папоротник, так и со дня запрещения премьеры советскими бонзами в 1979 году, варварского уничтожения декораций и даже памяти об этой постановке — не было известно, когда же, наконец, «Папороть» получит достойное, оригинальное, полное и целостное свое воплощение на сцене.
Львовскую премьеру Василия Вовкуна в рамках проекта «Український прорив» можно считать символическим. Режиссер сломал мистическое «заклятие», которое висело над «Коли цвіте папороть» и выпустил в мир настоящий украинский символ.
Ведь как и в первоисточнике — музыке, так и в первом полноценном сценическом воплощении этой фольк-оперы-балета заложен мощный код, который даст возможность следующим интерпретаторам пойти еще дальше, еще смелее, еще острее, еще более непредсказуемо, чем это сделал В.Вовкун. Его месседжи хорошо считываются и дают большие возможности для последующих импровизаций. Собственно то, что и заложено теми легендарными и уже мифологизированными первыми: Лысиком, Шекерой, Авдиевским и Глущенко.
ФОТО ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА
Режиссер В.Вовкун — обозначил символический круг национальной самоидентификации, через который не должны пробиться враги: от реальных до потусторонних. Визуализировал мнимое пространство — предстал то ли алтарь, то ли жертвенник, где с помощью совершенного художественного произведения отслужили ритуал очистки с присущей ему строго установленной формой и демонстративностью в честь фантастической ментальной украинской энергетики, которую заложил в свое произведение неофольклорист Е.Станкович, соединив древнейшие народные мелодии с модерным симфоническим звучанием. Уникальное горловое пение, его интонационные тембры с введением в симфоническую партитуру народных инструментов, принципов звукового «монтажа». Смело, масштабно, грандиозно соединив древнее с современным музыкальным мышлением. Нину Матвиенко — с симфоническим оркестром под управлением дирижера Владимира Сиренко, который на сегодня является не самым ли искусным интерпретатором этой музыки.
В этом кругу-жертвеннике, амфитеатре-очаге предстали два действия-фрески: «Купало» и «Героика». И если первое действие — это страсть, жар-цвет и огнецвет (народные названия папоротника), чувственное безумие, желание и боязнь потустороннего, вечное человеческое стремление к запретному, мистическому, таинственному. То второе действие — реальная история народа Украины, рассказанная безумными ритмами танца и движения, громом медных духовых, скульптурностью совершенных тел и с помощью новейших сценических технологий, которые прошли сквозь руки и талант художников-постановщиков Тадея и Михаила Риндзаков, художника-постановщика света, режиссера видеопроекций Дмитрия Ципердюка, автора костюмов Анны Ипатьевой.
Как и музыка, которая держит от первой ноты до последней в напряжении, так и сценическое действо Львовского театра оперы и балета держит зрителя, который затаивает дыхание, но при этом имеет большое поле для собственных трактовок того или другого символа, знака, который подается со сцены.
Партитура фольк-оперы смонтирована из песен — разных по жанру, темпераменту и темпоритму: дум, плачей, исторических, лирических, танцевальных, шутливых, обрядовых напевов и зажигательных казачков, гопаков, так и сценическое действо пересыпано роскошными находками: в хореографической, свето-колористической или драматургической партитуре.
Всем мелодиям народных песен и танцев композитором придано фирменное авторское звучание, так и трансформируемому (конечно, при согласии автора) либретто придан этот узнаваемый почерк режиссера В.Вовкуна — постановщика массово-зрелищных монументальных полотен, больших и величественных опер, но с каким-то очень своеобразным и тонким ощущением музыкального материала.
«Коли цвіте папороть» — получилось очень целостным сценическим произведением. Музыка Евгения Станковича — масштабная, всеобъемлющая, помогающая даже при наличии оригинальной, многоцветной и многосмысловой картинке додумывать, дофантазировать здесь и сейчас свое собственное понимание этой музыки.
Творческая группа постановщиков выталкивает в мир легендарное произведение, делает его визиткой не только Львова, но и Украины — современной, европейской. Это настоящая феерия и словно гигантская ретроспектива в историю еще праславянского обряда, насыщенного понятными любому этносу символами — земными, человеческими, ирреальными, мистическими, потусторонними (1 действие) и вместе с тем реальными, существующими в исторической плоскости вещами, как война, ненависть, хаос бытия, гуманитарная катастрофа, виртуальная ирреальность, оружие, бой, вплоть до намеков на Майдан.
Финал — надежда, рождение новой жизни, торжество самоидентификации себя в этом мире. Гармония, уместный пафос духовых и ударных, белый цвет, поднятые руки — благословение и единение человеческого голоса с величием оркестра-жизни.
Section
Культура