Прошлое не исчезает. Героически пролитая кровь не исчезает. Она трансформируется в новую форму духовной энергии, порождает человека, который должен его опеть. Прошлое воскрешается и расцветает в гении.
Евгений Сверстюк, украинский писатель, доктор философии, президент Украинского пен-клуба

Парадокс об актрисе

16 июля Ада Роговцева отметит день рождения, представляя документально-публицистический фильм «Вітер зі Сходу»
15 июля, 2021 - 19:56

Есть знаменитое произведение Дэне Дидро, которое по названию («Парадокс об актере») сначала кажется попыткой понимания актерской природы. Восторг перед английским актером Дэвидом Гарриком, который мог сыграть сцену из комедии, а потом сцену из трагедии, одинаково убедительно, говоря «смеюсь или плачу в зависимости от текста», породил вопрос: «разве смеются и плачут по заказу»?

Если бы артист должен был быть на сцене искренне страдающим каждый раз, то у него не хватило бы сил ежедневно выходить на сцену.

А обнаженная правда существования, лишенная украшений, выглядела бы жалкой и противоречила бы поэзии сцены.

За семь лет накопилось немало видеоматериала из поездок, что его хватило не только на фильм «Ветер с Востока», но и на сериал ... На фото: актеры Ада Роговцева, Екатерина Степанкова и Ахтем Сеитаблаев своими выступлениями поддерживают дух бойцов, которые защищают нашу землю от захватчиков / Фото з сімейного архіву родини Роговцевих— Степанкових

Великая актриса современности Ада Николаевна Роговцева — просто букет парадоксов. Начать хоть бы с того, что дата ее рождения зафиксирована во всех информационных источниках не отвечает настоящей благодаря чьей-то авторитетной ошибке. Так и проводит актриса один публичный, а другой для посвященных день рождения.

Есть такое понятие: naturlicher spieler — природный игрок. Такие люди, зная только, как ходят фигуры, обыгрывают гроссмейстеров в шахматы, или замечательно играют на фортепиано, не имея представления о нотах. Это точно о Роговцевой — актрисе от природы, хотя у нее были замечательные учителя по мастерству актера — профессор Л. Олийнык и преподаватель К. Степанков, который из Костя Петровича стал любимым мужем Костей.

У Дидро есть такая себе простенькая мысль: «Все, что существует — разные формы образования не созданной материи».

Этот брачный союз, по-видимому, был именно таким.

«Отрывок из шекспировской «Ромео и Джульетты» репетировали втроем: Костя (преподаватель), Витя Аверченко (Ромео) и я (Джульетта). Вечер, весна, большая аудитория. Смастерили из столов и кубов «балкон» под потолок, меня подсадили наверх, и я начала монолог!

Не понимала еще тогда, что с эмоциональностью надо быть осторожной, разыгралась, разошлась, рванулась... и очутилась вниз головой в руках мужчин. При падении крепко держала обеими руками юбку — целомудренная! — чтобы, не дай бог, не обнажились ноги, пусть даже шею сломаю! Впервые в жизни видела своего Костю смертельно перепуганным, аж побелел.

Сколько раз потом это повторялось в течение нашей жизни — он всегда за меня боялся!»

(Из книги А. Роговцевой «Мой Костя»)

А когда к юной актрисе пришла слава, начали сыпаться признаки признания, Ада ужасно боялась, чтобы это не оскорбило любимого. Но актерские судьбы в обоих сложились счастливо. Возможно, главной особенностью этой художественной супружеской четы было понимание невозможности автономии искусства, осознания его неделимости с жизнью во всей ее полноте. От очень простого до приличного быта, с сочетанием жажды к работе, с потребностью вкладываться в сына и дочь, от восторженной узнаваемости к демонстративной пренебрежительности, с кучей прекрасных друзей и (куда денешься!)  врагов, они сумели быть собой. Просто оставаться собой.

Если актер «будет самим собой во время игры, то как же он перестанет быть самим собой? А если перестанет, то как уловить ту «грань», на которой нужно остановиться?» — удивлялся Дэне Дидро.

В семейном поэтическом альбоме «Мамины молитвы» такое:

Я життя не підганяла,

Зупиняла, як могла,

Та ніколи не встигала,

Хоч хвилини берегла.

Діти виросли. Не зчулась -

А вже сива.

Дивина.

Як дівчам була, забулось...

Старість. Старість. Новина...

і таке:

На своїм подвір’ї у селі

Старість зустрічаю. —

Бог звелів.

На піску, а підняла садок

і веселе моренько квіток.

Сонце обціловує мене,

Добрий вітер хати не мине,

І всміхається до мене божий світ:

їжачок і вуж, собака й кіт.

Ластівка гніздо спокійно в’є —

їй моє подвір’я, як своє,

Стелять килим

трави-спориші, —

Лоскотно і весело душі.

Воду п’ю, — колодязну блакить!

Господи! Яке — бо щастя — жить!

...и стих «Різдво» в действительности о чуде рождения зерна творчества:

Ожив метелик в теплій хаті,

Муркоче сіре кошеня.

Зимові сутінки патлаті,

Вітрів холодних метушня.

Різдво. В печі вогонь не гасне,

В душі горить, палахкотить,

І все недобре, все нещасне

В минуле попелом летить.

Спекла хлібець, виймаю з печі -

Дочці на радість. Тиша. Чай...

Такі прості, нехитрі речі,

А все вже «здрастуй!»,

не «прощай

Вернуся в город від городів,

Приїду в світло від світил,

І стане все мені в пригоді

Метелик. Піч. Різдвяний стіл.

Когда вспоминаешь роли Ады Роговцевой, кажется естественным отказаться понимать образ как художественный, то есть трансцендентный — такой, что выходит за пределы чувственного опыта.

Спиноза считал, что образ — это отпечаток телесных влияний, следы «внешнего тела». Конечно, у каждого мастера свой секрет творчества, который чаще всего он сам не формулирует.

Особенность Роговцевой сегодняшней — мужество двигаться к совершенству, к распознаванию состояний через аффекты, через убегание от тождественности страданию.

Перестраждала. Одійшло.

Вже гріє спогадів тепло.

Здавалось, вік не відболить,

Та відпустило. Тільки мить

Горіло те кохання. Все.

Холодна туга серце ссе...

 

Стихи о потере мужа, сына — это эго-документы, свидетельствующие о глубинном понимании констант природного, помогают себе и другому видеть в искусстве действие законов красоты.

 

Господи! Дяка із дяк,

Що зараз живу отак.

В серці моїм навік

Тепло його ніжних повік.

То, Боже, твоя благодать -

Без зайвих рахунків віддать

Кохання, щоб взяти взамін

Болючого спогаду дзвін.

Дякую, Боже, живу,

Душу плекаю живу.

Больше чем 20 лет тому назад Ада Роговцева и Катя Степанкова издали салонную книжечку: «Дамские стихи не для семейного чтения «Целую голос твой...»

Падают капли на крыши

домов.

Не произнесены тысячи слов:

«Больно», «Не верю», «Люблю»

и «Вернись»...

И недосказанным полнится высь.

А недосказанность облаком стала.

Тучей нависла и ливнем упала.

Падают капли на крыши

домов.

Ливень шумит, — шум

несказанных слов.

Голос Ады Николаевны Роговцевой звучит на многих сценах нашей родины. Часто и там, где сцен нет, в напряжении боевых действий.

Как-то на спектакль с ее участием в «Сузір’ї» с символическим названием «Схоже на щастя» пришли мужчины прямо из фронта. Эти мужественные ребята были растроганы до слез. Так и сказали: «За это мы воевали! За эти моменты счастья!»

Безграничное погружение в зрителя, высота чувств, глубина волнения, естественность и простота, вовсе не парадоксально, совершенно гармонично сочетаются в театре Ады Роговцевой.

Там і натхнення, і образи,

І квіти, й оплески, і сум.

Там все окремо і одразу -

Визнання натовпу і глум...

Стоїть окремо світ куліс,

Світ сцени — зоряна завіса!

Там небо щастя й море сліз.

Я звідала це, я — актриса.

 

В ответ на поздравления поклонников своего таланта 18 июля на сцене Киевской консерватории легендарная актриса, народная артистка Украины Ада Роговцева будет отмечать свой День рождения вместе со своими коллегами — они сыграют публицистический спектакль по одноименной книге Ады Роговцевой «Свідоцтво про життя»

«День» поздравляет Аду Николаевну с днем рождения. Желаем крепкого здоровья, интересных пьес и сценариев, аншлагов на всех спектаклях и фильмах с ее участием, а также вдохновения писать стихи и книги!

P.S.

16 июля в Доме кино (Красный зал) состоится допремьерный показ  документально-публицистического фильма «Вітер зі Сходу».

Имеет ли право художник оставаться в стороне горячих событий, которые происходят в его стране?.. Вопрос, который напрямую не относится, не обсуждается, но он проходит сквозной линией в фильме на уровне подсознания. Во время поездок по востоку Украины в 2014-2019 гг., выступлений перед местными, которые очутились на линии огня или вынуждены были покинуть оккупированные города и поселки, общения с военными, что попадали на импровизированные спектакли прямо из боев, дежурств, выездов, у ведущих мастеров украинского театра и кино происходило творческое переосмысление войны. И это определенным образом отразилось на их профессиональной деятельности.

Идея создания документального фильма об актерских выступлениях на востоке Украины принадлежит директору театра «Сузір’я» Алексею Кужельному. Именно он заставил семью Роговцевой-Степанковых рассказать о «своей» войне, потому что каждый из членов этой большой талантливой семьи считал, что оглашать для широкой общественности их творческие вояжи в поддержку военных уместно будет лишь после победы. Но накопленного за семь лет видеоматериала с поездок столько, что его уже хватит не только на фильм — на сериал. Этот аргумент и стал катализатором для создания ленты. К тому же сам театр «Сузір’я» стал одним из героев фильма.

Не только актерский состав, но и вся творческая группа, которая создала этот фильм, преимущественно состояла из людей, побывавших на востоке, а в качестве режиссера монтажа выступил Евгений Титаренко — ветеран доброволец-госпитальер, который в 2014-2015 годах спасал раненых, а в остальное время снимал увиденное, и  на сегодня является режиссером нескольких документальных картин, снятых на собственном хроникальном материале.

В киноленте использована оригинальная хроника. Кадры реальной войны — это Евгений Титаренко. Выезды актеров с выступлениями на фронт, начиная с 2014 года, — Алексей Степанков-Ткаченко.

В фильме есть два мира — мир и война, но мир — это театр, где проходит подготовительная репетиционная работа, а война — также театр, но на войне. Есть еще один мир, который стоит обособленно, — это спектакль, который играют актеры, переосмысливая собственный опыт причастности к войне, тексты Александра Довженко и современных украинских авторов. Объединяют эти миры интервью с людьми, с теми, кто приобщался к актерским выездам на восток, с военными, которые принимали актеров и становились зрителями непосредственно на передовой.

Театральная часть выстраивается на тексте Александра Довженко, кроме того использовано два стиха Елены Степовой, отрывок из книги Леры Бураковой «Життя. P.S»., стих-молитва Любови Якимчук. Сквозной темой фильма стала песня, написанная актером и бардом Владимиром Маляренко на слова Екатерины Бабкиной, а название фильма связано со стихом Юрия Издрыка «Теплий вітер торкається тіла як чиста сорочка», слова которого звучат песней в финале. Музыка композитора Ивана Оглоблина, написанная специально для этой ленты, записана с Камерным оркестром города Праги.

Фильм долго ждал премьеры. Поэтому накануне празднования 30-летия Независимости Украины и непосредственно в день рождения народной артистки Украины, Героя Украины Ады Роговцевой он, наконец, выходит на экран.

Актерский состав:

Народная артистка Украины, Герой Украины Ада Николаевна Роговцева, заслуженный артист Автономной Республики Крым Ахтем Сеитаблаев, народная артистка Украины Лариса Руснак, заслуженная артистка Украины Светлана Орличенко, Владимир Маляренко, Богдан Жданов.

Заслуженный деятель искусств Екатерина Степанкова является автором сценария и  режиссером-постановщиком фильма в сотрудничестве с режиссером Оксаной Павловой. Оператор-постановщик — Алексей Степанков-Ткаченко, режиссер монтажа — Евгений Титаренко. Художник-постановщик — Тарас Ткаченко, художник по костюмам — Ирина Горшкова, художник по свету — Николай Орлов. Композитор — Иван Оглоблин, звукорежиссер — Максим Продан.

Продюсерская компания ППК К-МЕДИА ПЛЮС, генеральный продюсер — Виктор Самойленко. Продюсеры: Мария Таргонская, Виктория Жиленкова, Богдан Жданов, Наталья Хазан.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ