Парадоксы судьбы
В Доме кино прошла презентация хроникально- документального киноочерка «Соло для «неизвестной» певицы»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070214/427-7-1.jpg)
Эту ленту создали режиссеры Илона и Андрей Соколовские, а годом раньше посвящение эстрадной певице Валентине Куприной было представлено на VIII Международном телефоруме, который проходит в Москве. Ныне киноочерк можно увидеть на телеканале «Культура».
Название фильма иллюстрирует парадокс, связанный с творческим путем В. Куприной. Она известна и любима публикой, ее песни пели и поют до сих пор, а ее голос, который называли «магическим» и «мистическим», продолжает радовать и сегодня. Однако в «высших кругах» Куприна остается неизвестной... И это при том, что с певицей лично общается Президент Украины Виктор Ющенко, признается в обожании ее песен, но ничего не делает для того, чтобы Куприной присудили хотя бы звание заслуженной артистки. Впрочем, на последнем факте авторы и режиссеры фильма не педалируют… Наверно, сама певица запретила. Слишком уж это унизительно…
Наверное, суть кроется в глубинном уровне — фактическом отсутствии архивов. По непонятным причинам большинство записей размагничены. Часть — по халатности работников кино и телевидения, а часть — из-за банального отсутствия чистых кассет для новых съемок: что-то сгорело во время пожаров, «утонуло» при разрыве труб… В результате, когда берешься за создание документального фильма, сам жанр становится парадоксом, ибо именно документальные кадры отсутствуют. Хорошо, что хотя бы «рукописи не горят» и в архиве любого творца сохраняются фотографии и статьи о его творчестве, которые служат основой нового фильма. А еще — сам человек, с историей его жизни, с опытом, оценкой прошлого и настоящего.
В данном случае «Соло для «неизвестной» певицы» Илоны и Андрея Соколовских — удачное соединение «соло» (вся лента построена на монологе Валентины Куприной, где нет ни одного авторского «закадрового» слова) и редчайших хроникальных кадров, которые чудом сохранились. Хотя и их немного, а чтобы подобные разыскать, понадобилось приложить немало усилий. В результате все-таки молодая Валентина Куприна появляется в кадре «живьем» в клипе песни о Киеве. Режиссеры не просто отсняли родной ей Кочеток близ Чугуева (родину певицы); Москву, где начинала свой творческий путь В. Куприна, но даже достали хронику Олега Лундстрема с эстрадным оркестром Росконцерта, где певица работала в 50-е годы. Множество кадров кинохроники использовано и в иллюстрации биографических фрагментов, связанных с годами войны, голодом 1947 года, когда приходилось питаться гнилой картошкой, очистками и желудями…
Форма «соло»-монолога без единого комментария «со стороны», избранная режиссерами, чрезвычайно сложна. Необходимо было так выстроить логическую линию, чтобы нигде не оказалось смысловых провалов, неоправданных «монтажных» переключений, разорванности смысловой нити. Все это было преодолено, в чем большая заслуга Илоны и Андрея Соколовских, а также самой героини фильма, которая записала свой монолог всего с одним перерывом и без единого дубля — так же, как она записывает свои песни в фонды радио. Даже опытные звукорежиссеры диву даются, как можно такое количество музыки записать с первого раза.
Наверное, немаловажную роль играет то, что до сих пор сохранена вокальная школа, которой учила Алла Феодосьевна Дзюблик, ученица знаменитой Елены Александровны Муравьевой, у которой в свою очередь занимались Иван Козловский, Зоя Гайдай, Лариса Руденко. Как результат — до сих пор хорошо сохранившийся вокальный звук, потрясающие «низы», по которым безошибочно узнаваем голос В. Куприной, живое пение в концертах, в прямых эфирах на телевидении и радио — нередко с собственным аккомпанементом под гитару. А также — недавние фондовые записи (восемь вокальных миниатюр) при участии вокального трио «Либідь» и джазового ансамбля Beauty Band, создание трех компакт- дисков, куда вошли самые известные песни из репертуара Валентины Куприной — «Червона троянда», «Квітка ромена», «Троянди на пероні», «Поїзд із Варшави» и еще несколько десятков. В том числе и песни на слова Лины Костенко и Елены Телиги, музыку к которым написала сама певица. Кстати, песня на слова Телиги вошла в компакт-диск «Танго украинских композиторов», после чего В. Куприна шутит: «Теперь я официально признанный композитор, хотя и без образования».
Парадокс, но и вокального образования у Куприной действительно нет. Будущая певица окончила техникум лесного хозяйства и по распределению поехала в Голую Пристань на Херсонщину. Там, работая помощником лесничего, успела посадить 180 гектаров леса. Что же касается музыки — это было призванием, несмотря на то, что даже отец говорил: «Тоже мне певица, в консерваторию хочет. Там таких, как ты — сотни».
Но душа не успокаивалась, хотя в консерваторию так и не поступала. Музыкальное образование получала непосредственно в процессе работы в разных коллективах. Благодаря уникальному голосу ее принимали в любой вокальный ансамбль, куда бы она ни являлась на прослушивание. А началось все с Государственного украинского хора в Киеве. Именно здесь она освоила элементарную теорию музыки, сольфеджио, стала солисткой у великого Григория Гурьевича Веревки. Потом была работа с Олегом Лундстремом в Москве. А обратно в Киев привела любовь. Здесь же родилась дочка Наташенька...
В судьбе певицы было все — и радости, и огорчения, и потери близких людей. Были и анонимные письма, и обвинения в несовершенных «грехах», и горько-необъяснимые ситуации, когда по стране из каждого громкоговорителя лились песни Куприной, а она бродила по городу с маленьким ребенком, не имея работы. Но свет и оптимизм в душе всегда побеждал. Диву даешься, как может человек не помнить зло, зато в удесятеренном виде быть благодарным за каждую мелочь и воспринимать красоту в любом ее проявлении. Может быть, сыграло роль рождение в Кочетке — именно там, где когда-то появился на свет Илья Репин? Восприятие красоты природы и жизни, умение выделить главное, не заметить темного, обойти «острое», подарить доброе, отдать последнее — не это ли самые одухотворенные заповеди, которые для многих остаются лишь на бумаге? А она такова — Валентина Куприна. Умеет радоваться и не умеет завидовать, умеет прощать и не умеет предавать. И не потому, что «так надо», а потому что по-другому не может.
Именно человеческие качества певицы стали той искрой вдохновения режиссеров, из которого родился фильм. Наверное, поэтому они столь увлеклись именно жизненным путем В. Куприной, а творчеству посвятили лишь небольшую часть, преимущественно в виде закадрового звучания песен. Это их взгляд. Это их право. Это их возможность приоткрыть зрителю и слушателю ту частичку души Куприной, которая для многих остается за кадром. Впрочем, правильно говорят, что сцена — это не зеркало, а увеличительное стекло. Слушая песни Валентины Куприной, невозможно воссоздать портрет, который будет расходиться с ее светящейся сутью. В этих песнях добро, философия, любовь, чистота — то, чего так не хватает нам сегодня.
Недавно Валентина Куприна написала песню, где и слова, и музыка ее собственные. Это исповедь, называющаяся «Ангел мой». Певице хочется пожелать одного: пусть этот Ангел хранит ее как можно дольше...
Выпуск газеты №:
№27, (2007)Section
Культура