Перейти к основному содержанию

ПЕРЕЛИСТЫВАЯ АФИШИ

26 июля, 19:54
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ». МАМАЕВА (Т. КРЫЖАНОВСКАЯ) И ГЛУМОВ (С. БОБРОВ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ЧЕРКАCСКОГО ТЕАТРА

Театры Украины закрыли занавес прошедшего сезона. В зрительных залах воцарилась прохладная тишина, а недавно тут сияли огни, звенели премьеры… Что осталось в памяти? Чем порадуют киевлян, тернопольцев и черкасчан в следующем сезоне ведущие коллективы? Об этом попробовали узнать студенты Национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого.

Киевский ТЮЗ продолжает работать и вспоминает хит 1970-х

Киевский Театр юного зрителя на Липках. В прошлом году этот коллектив отпраздновал 80-летний юбилей. За сезон ТЮЗ выпустил четыре представления для малышей: смешную и в то же время горькую комедию «Вождь краснокожих» по О’Генри (режиссер И. Стежка), волшебного «Доброго Хортона» Ю. Чеповецкого (режиссер М. Михайличенко), мюзикл «Кошкин дом» (режиссер К. Дубинин) и шумный «Ярмарочная кутерьма, или Не купить ума, если нет нет» Я. и И. Златопольских в постановке В. Гирича.

А еще засветились спектакли для юношества. Философская «Лісова пісня» Леси Украинки (давно задуманная постановка Гирича), романтическая лирическая комедия «Влюбленная затейница» Лопе де Вега в ярких костюмах (режиссер Д. Билоус) и пронзительный камерный спектакль «Эй, кто нибудь!» по одноименной драматической новелле У. Сарояна и одноактовкой Т. Уильямса «Дом на снос» (режиссер Ю. Кочевенко). Этот спектакль о молодых людях, об их одиночестве, о том, как трудно жить юной душе в огромном враждебном мире. Но и Вселенной мало для героев. Вот такое противоречие — общество враждебно к молодежи как таковой, а она пытается реализоваться, держась только за свои мечты и спасаясь ими же. Главных героев в спектакле играют два состава актеров — В. Степаненко и А. Копьева и Р. Гафуров с Л. Гончаровой. Конец у этой американской истории грустный…

В прошлом сезоне ТЮЗ достойно собирал награды. Спектакль «Лісова пісня» был выдвинут на Шевченковскую премию. Свое признание нашел он и на «Київській пекторалі-2006», одержав победу в номинации «Лучшая сценография» (Михаил Френкель) и в тройку претендентов на награду за женскую роль второго плана была номинирована Валерия Чайковская за образ матери Лукаша.

«Лісова пісня» — поэтическая драма-феерия — чрезвычайно сложная для сценического воплощения. Читать ее — опьяняющее удовольствие. А ставить, превращать высокую поэзию в визуальную картинку, воплощать порыв души и философские понятия в материальные тела конкретных актеров, костюмы, декорации, мизансцены очень трудно. Для этого нужно иметь собственную концепцию действительности. В. Гирич поставил спектакль о том, как нормальный, обычный человек не выдерживает искушения материальной повседневной жизнью, а высокая душа Мавки трагически обманывается в ожидании величия духа от рядового, «как все», человека.

Театр выиграл сложную ситуацию тем, что опирался на образ зеркала. М. Френкель со времен собственной творческой юности в этом же киевском ТЮЗе строит свою сценографию на фактурах и парадоксах. И здесь тоже — настоящая вода озера, вместо деревьев — зеркальные полотнища, в которых отражаются призрачные фигуры лесных существ, помогают актерам создавать обобщенные образы, убедительные и глубокие.

Номинантами главной театральной премии Киева стали также спектакли ТЮЗа «Вождь краснокожих» — как лучший спектакль для детей и режиссерский дебют Ирины Стежки, и спектакль студентов 3-го курса Киевского национального университета театра, кино и телевиденья им. И. Карпенко-Карого (мастерская проф. Ю. Высоцкого) — как актерский дебют.

Но собирал Киевский ТЮЗ не только награды и зрительские аплодисменты, но и актерские таланты. С недавних пор в его представлениях можно видеть двух молодых актрис прошлогоднего выпуска КНУКТ им. И. Карпенко-Карого (мастерская проф. В. Зимней). Это Татьяна Негрий и Иоланта Пилипенко, которая теперь играет Мурзавецкую в «Волках и…».

И хоть сейчас горячая пора отпусков, ТЮЗ на Липках продолжает активно работать. И уже осенью ожидаем выхода новых премьер. Идут репетиции сказки «Два клена» Е. Шварца (режиссер И. Стежка). Опытный режиссер К. Дубинин ставит пьесу современного украинского парадоксального автора Неды Нежданы с интригующим названием «Убей свою тень». Актер-режиссер М. Михайличенко воплощает на сцене «Мого бідолашного Марата» А. Арбузова — театральный хит семидесятых…

Олеся БОВТРУК

Первочтения по-черкасски

Областной музыкально-драматический театр им. Т. Шевченко свой предъюбилейный, 74-й сезон завершил премьерой. Александр Олексюк, очередной режиссер театра, на основании бессмертного шедевра Г. Квитки-Основьяненко поставил музыкальную комедию «Шельменко-денщик» на музыку В. Соловьева-Седого. Спектакль получился живой, зрелищный, с яркими актерскими работами. Так, помещика Шпака сыграл любимец черкасской публики, актер Юрий Берлинский. Грузный, но легкий в пластике, он и на самом деле «душечка», как величает его жена Фена Степановна. Но в моменты гнева его герой прибегает к тщеславной походке боевого петуха, воплощая образ напыщенного злого шпака... А Фена Степановна в исполнении Татьяны Крыжановской — типичная украинская баба, эмоциональная, шумная, игривая и открытая. Что-то вроде взрослой Прони Прокоповны, утратившей манерность. Самого Шельменко блестяще сыграл С. Бобров — молодой актер, который задействован почти в каждом спектакле театра.

Художник С. Ридванецкий превратил сцену в сельское цветущее подворье. На переднем плане выставлено множество тыкв. Это и огород, и знак отказа для сватов — их для Присеньки заготовлено много, не скоро вышла бы она замуж и ушла от любящих родителей. Далее был тын (сюжетные преграды), лавочка для влюбленных, а посреди сцены стояло чучело… в форме Шельменко. В глубине сцены высился огромный скворечник, как дом самого Шпака (он там время от времени появлялся), а рядом — скворечники поменьше и совсем маленькие — соседи… На премьере «Шельменко» зал часто и безудержно смеялся...

В афише театра в прошедшем сезоне появился серьезный и сложный спектакль, поставленный по пьесе американского драматурга, лауреата Нобелевской премии Юджина О’Нила «Любовь под вязами». Это произведение впервые исполняется на украинском языке. Кстати, в Черкасском театре всем не привыкать к первочтениям. Например, здесь родилась знаменитая «Стена» Ю. Щербака (пьеса о любви Т. Шевченко и В. Репниной)… Режиссер «Любви под вязами» — художественный руководитель театра Алим Ситник вложил в свою постановку всю глубину потайных импульсов поведения человека и негативного воздействия социума на него. Спектакль получился очень напряженным, острым. Он заставляет зрителей задуматься над трагизмом человеческих страстей, когда в клубке моральных противоречий теряются основные моральные принципы, духовность и, наконец, душа… Все три главные роли спектакля глубоко психологически исполнены актером В. Семененко (Ефраим Кобот). Он раскрывает трагедию человека, живущего в дисгармонии с миром. Кебот — жесткий прагматик. Он не умеет слушать и не хочет никого понимать. В отношениях с людьми он закрыт для всех. На протяжении всей жизни Кебот по-хорошему общается только с коровами со своей фермы. Он и сам похож на животное...

Режиссер обостряет отношения Ефраима с его сыном Эвином (О. Павлютин). Они не просто не любят, а люто ненавидят друг друга. Постоянные укоры, финансовые проблемы, желанная для обоих женщина, которая не по своей воле встала между ними, и фатальное взаимное непонимание накопились настолько, что в конце спектакля между отцом и сыном происходит кровавая драка…

Роль Абби режиссер доверил дебютантке — А. Блащук. Абби входит в жизнь семьи фермера Кебота хозяйкой. Она — молодая красавица, готовая бороться за свой кусок сладкого пирога жизни. Блащук — органичная актриса: очень женственная и пластичная. Хотя пока ей не хватает психологической глубины в раскрытии образа. Потрясает финал спектакля. Горит ферма вместе с Кеботом, который величественно, как Будда, восседает наверху в дыму и огне. Сквозь щели пылающих досок языками пламени прорываются человеческие руки, вокруг хаотически, зло-весело танцуют какие-то дикие люди...

К достижениям сезона можно отнести спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (режиссер Олексюк) и яркую сказку «Аладдин» Стельмаха. Ее поставил новоиспеченный режиссер О. Павлютин, актер театра, который только что получил режиссерское образование в Киеве, в КНУТКТ им. И. Карпенко-Карого.

«На всякого мудреца довольно простоты» — это спектакль о нас, о нашей жизни, о том, как мы решаемся на авантюры, как ищем любовь и дружбу, о том, как мы плохо знаем друг друга и как, зная, не узнаем… Главным элементом сценографической конструкции художника С. Ридванецкого стал огромный бумажный стул-трон с сияющими лампочками. Внутри этого «пьедестала» натянута сетка, в которую провалился известный аферист и клоун Егор Дмитриевич Глумов... Сцена и костюмы актеров (худ. Н. Ридванецкая) — белого цвета, вне времени и стиля, немного преувеличенные в деталях, но очень красивые. Элементы реквизита, бутафории — кубки, подносы, книги и тому подобное — тоже бумажно-белые, условные. Эта «бумажность» не только вторит образу бумаги, которой так много в сюжете пьесы (письма, шаржи, дневник, трактат, записки), но и добавляет спектаклю призрачности, его герои кажутся бумажными игрушками, их легко смять, сжечь, порвать, выбросить… такова судьба призраков жизни и тех, кто играет в жизнь и с жизнью…

В ближайших творческих планах Черкасского театра есть интересные задумки. Режисер А. Дзекун, который успешно и поэтически поставил здесь «Великий льох» по произведениям Т. Шевченко, планирует воплотить «Біс плоті» В. Шевчука. А завлит театра Варвара Присяжненко ищет интересные пьесы к 75-летию их театра. Возможно, это будет «Очень простая история» М. Ладо, возможно что- то другое… Пока актеры в отпуске, помещение Черкасского театра прихорашивают, чтобы к юбилею все блестело...

Татьяна КИЯШКО

Тернопольчане задолжали две премьеры

В сердце города, на цветущей центральной площади, высоко над деревьями высится монументальное сооружение — Тернопольский академический украинский драматический театр им. Т. Шевченко. Перед входом собралась почтенная публика, играет оркестр — так коллектив отмечал свой 75-й юбилейный сезон. Они показали незабываемое произведение Ольги Кобылянской «У неділю рано зілля копала». Инсценизацию и постановку сделал львовский режиссер Федор Стригун. Этого рулевого славного Театра им. М. Заньковецкой с тернопольчанами связывает старая и плодотворная творческая дружба.

В этом сезоне тернопольчане порадовали своих поклонников тремя премьерами интеллектуального плана: «Патетична соната» Н. Кулиша, «Охота на уток» А. Вампилова и «Танго» С. Мрожека (этот спектакль поставил польский режиссер Мирослав Седлер). А еще представили театрально-концертную программу «С верой, надеждой и любовью», где был задействован почти весь творческий состав театра. Кроме того, тернопольская публика имела возможность посетить гастроли Винницкого, Ивано-Франковского и Львовского театров.

А тернопольские художники побывали с «ответными визитами» в Виннице, Ивано-Франковске, Львове, выступали также в Коломые. Театр участвовал во многих театральных фестивалях: в Херсоне (Международный фестиваль музыкальных спектаклей), Керчи («Боспорские агоны»), а также в Польше — в Ольштине и Эльблоне (Сороковой детский фестиваль украинской культуры и искусств).

Хватало и проблем. Из-за трудного материального положения театр «задолжал» зрителям две премьеры: лирический спектакль «Квартет для двоих» и грандиозный мюзикл «Труффальдино из Бергамо» в постановке ведущего режиссера Вячеслава Жилы (эти спектакли планируют показать в следующем сезоне). Никак не удается уладить дела с областным советом народных депутатов, который обещает предоставить театру 1 млн. 800 тыс. гривен на ремонт здания. Были и творческие, и человеческие потери, у национального театра — ушли из жизни выдающиеся актеры — Мирослав Коцюлим и Анатолий Бобровский...

Работа начнется в конце сентября. Пройдет Всеукраинский фестиваль «Тернопольские театральные вечера», а в октябре будет бенефис корифея театра Владимира Ячминского. Тернопольчане в следующем сезоне готовят к показу новые представления: «Того далекого літа» Я. Стельмаха по роману Ирвина Шоу и знаменитую «Енеїду» И. Котляревского. К сотрудничеству приглашен киевский композитор Сергей Бидусенко с его музыкой к «Безталанній» И. Карпенко- Карого, «Дай серцю волю, заведе в неволю» М. Кропивницкого и «Вишневому саду» А. Чехова. Как говорят в дирекции театра, какая- то из этих пьес обязательно увидит свет на тернопольской сцене. В творческом коллективе ждут приезда режиссера из Киева Евгения Курмана, который воплотит на малой сцене моноспектакль по собственной версии рассказов Ф. Кафки.

Олеся МАКАРЧУК

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать