Первой в Украине академии искусств — 100 лет!
Андрей Чебыкин — о новых «рельсах», филиалах и амбициозных мечтах![](/sites/default/files/main/articles/07122017/24kartina.jpg)
Напомним, Украинская академия искусств была создана в декабре 1917 года — бурное время. Глава Центральной Рады Михаил Грушевский и Генеральный секретарь образования Иван Стешенко поддержали идею творческой элиты об открытии в Украине собственного высшего учебного заведения, где бы лелеяли развитие национальной культуры. В состав преподавателей первой национальной художественной академии были приглашены известные мастера, которым было присуще общее стремление, — объединить древние традиции украинского искусства с новыми открытиями европейских художественных течений. Художники разных поколений, которые были основателями Академии, получали образование в Париже, Кракове, Мюнхене, Петербурге.
На протяжении следующих десятилетий Украинская академия искусств оказалась конденсатором творческой энергии в национальном художественном процессе, переживая все те неурядицы и всплески, как и страна в историческом течении событий. Изменялись названия заведения, состав преподавателей, ориентированность учебного процесса, но институт оставался тем главным центром, где работали, учились, боролись за право на личностное творчество художники-традиционалисты и мастера-новаторы. Лучшие из них создали «золотой фонд» украинского изобразительного искусства целого века.
Чем живет Академия сегодня? С этого вопроса мы начали разговор с ректором Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Андреем Владимировичем Чебыкиным.
— Напомню, что еще с 1992 года, когда Академии исполнилось 75, мы перешли на новые «рельсы». В 1989 г., когда я стал ректором, мы переделали устав, сняли с нашего флага принцип социалистического реализма, выбрали принципы классического и академического искусства, без которого художник не может родиться, то есть основы знаний, основы композиции, основы колористики, формы — все это юный студент должен освоить, чтобы потом работать в любой отрасли, любом жанре. Были открыты новые мастерские живописи, отдельно — сакрального монументального искусства Николая Стороженко, возобновлена мастерская сценографии Данила Лидера, создано направление художник кино, новые графические мастерские, возродилась и обрела развитие школа графического дизайна, новые специализации по реставрационному делу, арт-менеджмент, много нового в преподавании истории искусства и культуры в целом, — подчеркнул Андрей Владимирович.
ВОРОНИНА О. ИЗ СЕРИИ «ЗАПАДНЯ». ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ. ОФОРТ. ИНСТАЛЛЯЦИЯ. 2016 Г.
— Академия имела свой филиал в Крыму, поблизости Симферополя, там проходили и летние практики студентов, а что сейчас с этим заведением?
— Болезненный вопрос... Напомню, инициатива создания филиала была отзывом на просьбы художников-крымчан, которые хотели иметь высшее учебное заведение по подготовке мастеров крымскотатарского декоративно— прикладного искусства. Потом эта идея обрела новые, более широкие измерения, там были живопись и графика, мы укрепили преподавательский состав... Планировали объединить Художественное училище им. Н. Самокиша, этот филиал, и превратить заведение в самостоятельный институт. В настоящее время филиал не ликвидирован, но его деятельность приостановлена! Из 60 студентов 45 приехали продолжать учебу в Киев и уже окончили бакалаврат, кто-то — магистратуру, а некоторые и аспирантуру.
«ЗАПАДНЯ С. КАЛЕЙДОСКОП ВОСПОМИНАНИЙ». ОФОРТ. 2014 Г. ФРАГМЕНТ
— Возможны ли сегодня подобные большие общественно резонансные общекультурные дела по формированию новых художественных центров?
— Сейчас у нас есть амбициозная идея создать филиал на востоке Украины. В сентябре у меня была персональная выставка в Мариуполе. С предложением о восточном филиале Академии обратились художники города, потом мы общались с народным депутатом Верховной Рады Сергеем Тарутой, который лелеет идею создать филиал Академии или Художественный институт в своем родном Мариуполе. Кстати, уже даже есть помещение для такого заведения, город еще передает старый дворец. Инициативу поддержало Министерство культуры, есть предварительное согласование и с Министерством образования. Дело сдвинулось с места, но это нелегкая работа.
— Андрей Владимирович, расскажите, а какие сегодня международные контакты Академии?
— Очень активные, и ежегодно круг международных контактов расширяется. Так, уже 20 лет Академия сотрудничает с Китаем, у нас получают образование живописцы, графики, архитекторы, реставраторы, искусствоведы. Наши преподаватели работали в старших классах школы №6 в Сучжоу, где учились талантливые дети в классах изобразительного и музыкального искусства. Хотя сейчас иностранных студентов стало меньше, потому что родители побаиваются, что ситуация в нашей стране из-за войны на востоке неспокойная. Нужно отметить, что Академия в настоящее время активно сотрудничает с подобными заведениями Эстонии, Армении, Хорватии, Венгрии, Румынии, кроме того, наши преподаватели постоянно принимают участие в пленэрах и в выставочных проектах за рубежом, а студенты учатся по программе «Эразмус».
— Планируется ли открытие Музея Академии?
— Напомню, коллекция Национального художественного музея Украины состоит, преимущественно, из произведений профессоров и выпускников нашей Академии. Но мы имеем и собственные фонды, которые насчитывают свыше трех тысяч произведений. Среди них — работы бойчукистов, Федора Кричевского, Александра Мурашко, Алексея Шовкуненко, Татьяны Яблонской, Василия Бородая, Данила Лидера, а также лучшие дипломные работы наших выпускников. Мы уже обратились в Министерство культуры по поводу создания Музея Академии. Сейчас это актуально, хотя и очень ответственно.
Кстати, 8 декабря в Доме художника открывается творческий проект «Академия. Выставка произведений студентов», а 18 декабря в выставочном зале Академии состоится открытие юбилейного вернисажа, посвященного 100-летию со дня основания высшего художественного заведения — Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.
Выпуск газеты №:
№222-223, (2017)Section
Культура