Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Первый из украинских модернистов

Вспомним забытого Игната Михайличенко
20 ноября, 10:51

В украинском историческом календаре есть такие скупые строки: «21 ноября 1919 года расстреляны деникинской разведкой украинские писатели Василия Чумака и Игната Михайличенко». Но если имя поэта Василия Чумака изредка встречалось в литературных исследованиях творчества деятелей культуры, литературы, искусства периода «Розстріляного Відродження», того «выбитого поколения гениев», которые вихрем ворвались в молодую украинскую литературу в 1917 году, то Игната Михайличенко открываем только сейчас. И перелистывая страницу за страницей, узнаем, что его считал своим литературным «отцом» Мыкола Хвылевой. Именно из политически-эстетической тусовки Михайличенко вышел Александр Довженко, большое влияние имела его модернистская проза— поэзия на Павла Тычину.

А недавно, перечитывая поэзию Богдана-Игоря Антонича, поймал себя на мысли, что здесь тоже не обошлось без «участия» Игната. Приведу всего четыре строки из стихотворения Антонича «Розмова з листком»:

«В руці з землі листок

 маленький дру.

О, як є повно в нім зими

 примар,

Та крихта літа

ще життя трима.

Листок маленький,

 мій зів’ялий друг».

Незаконченные формы фраз или отдельных слов, как в данном случае «дру», были модными в то время. А первым это внедрил именно Игнат Михайличенко в своих новеллах «Пові» и «Дівчи».

Сюжет его города прочитывается между строками «Белой гвардии» Булгакова. Это был юношеский максимализм, который идеологи революции считали «ядовитым».

Можно назвать десятки фамилий людей (знакомых и незнакомых), которые зачитывались произведениями Михайличенко, в частности его стихотворениями в прозе, новеллами «Місто», «Тюрма», «Погроза невидимого», рассказами и особенно «Блакитним романом», а также наследовали его авангардный стиль. Можно сказать, что вся модернистская литература XX века началась с него. Его и Василия Чумака Мыкола Хвылевой причислил к первой генерации пролетарских творческих деятелей.

«Игнат Михайличенко — тайна и «спрятанный бог» эстетического экстремизма, потомок былых экспериментаторов — «визионеров», — ребенок последней волны украинского символизма... Он — один из первых ранних авангардистов и один из первых «предсюрреалистов» в Украине» — так оценивает молодого и забытого писателя кандидат филологических наук Андрей Пидпалый.

 Он был непревзойденным мечтателем в поэзии и тонким лириком в прозе. «В її душі була блакить свіжого весняного неба, блакить веселих квітів сонячної левади, омитих прозорою росою. В ній був простір і міць вільного моря і бадьорість ранішнього вітру гірських верховин. її душа була овіяна звагою»(«Блакитний роман»).

Когда читаешь такие светлые, преисполненные жизненной силы и природной свежести строки, думаешь об одном: почему так мало лет жизни отмеряла судьба их автору? Сколько подобных прозаических и поэтических шедевров он мог бы еще создать!

Неслучайно его до сих пор считают самой загадочной фигурой в украинской литературе. Кстати, в двадцатых годах, уже после смерти Игната Михайличенко, продолжались жаркие дискуссии вокруг «Блакитного роману». Литературоведы спорили между собой на предмет, чем считать этот роман — прозой или поэзией. Судя по канонам современной теории литературы, это произведение является «стопроцентной поэзией» (Андрей Пидпалый). А по жанру — это визионерская исповедь. В ранних довженковских фильмах тоже лежит печать новеллистического стиля Михайличенко. К чему-то подобному прибегали отдельные зарубежные кинорежиссеры в шестидесятые годы. Его визионерство зримо прочитывается в сюрреалистических «Ротаціях» уже упоминавшегося Богдана-Игоря Антонича.

В начале 1990-х к творчеству Игната Михайличенко обратились самые радикальные украинские поэты, которые не хотели продолжать традиции соцреалистического стихосложения и этику постсоветского лицедейства. Они брали на вооружение его радикализм, буйность фантазии и раскованность мысли. Его по праву можно считать сеятелем украинского модернизма и литавангарда. В то же время он был революционером в душе и в жизни. Причем упорным сторонником и предсказателем «национал-коммунизма» в Украине. А приобщился к революционному движению, обучаясь сначала в Харьковской земледельческой, а затем в Московской сельскохозяйственной школе. Как свободный слушатель посещал лекции Московского университета до начала Первой мировой войны. Дезертировав в 1914 году с фронта, отправился в путешествие по Европе. Но ненадолго. В 1915 году его поймали и приговорили сначала к расстрелу, а затем к пожизненной ссылке в Сибирь, откуда он вскоре сбежал. После Февральской революции вернулся в Украину и сразу приобщился к «построению коммунизма» в отдельно взятой стране. Игнат Михайличенко становится членом ЦК партии украинских эсеров, а точнее левого крыла, получившего название боротьбистов. Впоследствии его выбирают членом Центральной Рады, но он разочаровывается в «мягкотелости и нерешительности» руководства. В 1919 году с группой товарищей, с твердым намерением изменить партию изнутри вошел в состав КП(б)У. В мае Михайличенко назначают первым наркомом образования УССР. Именно по его инициативе было создано первое издательство революционных писателей, начал выходить журнал «Мистецтво». Но через несколько месяцев он уходит с наркомовской должности, отдав предпочтение вооруженным методам строительства коммунизма.

В составе террористической группы отправляется делать революцию на Западе. Перейдя польскую границу, революционеры с востока пытались организовать восстание галицких крестьян. После нескольких не очень удачных попыток «посеять» зерна коммунизма на галицких землях, отказывается от своей революционной миссионерской миссии и возвращается в Киев, где собирает вокруг себя писателей и создает литературные кружки. Но 20 ноября 1919 стало для него и его друзей фатальным. Именно в этот день Киев захватили деникинцы. Совсем случайно контрразведка «белых» натолкнулась на дом возле Выдубицкого монастыря, в котором проходило заседание литгруппы «Здоровый футуризм». Среди его участников были Игнат Михайличенко и Василий Чумак. Выяснив, кто есть кто, на следующий день их обоих расстреляли. Игнату было всего 27 лет.

Вот так неожиданно и бессмысленно оборвалась жизнь этого талантливого молодого писателя, одурманенного идеями коммунизма и мировой революции. Побеги украинского модернизма, визионерства, авангардизма были не просто уничтожены, а полностью выкорчеваны... Но такого прорыва из сетей русификации большевистская власть и не простила, вычеркнув на многие годы имена и творчество талантливых первопроходцев украинской литературы. Но, к счастью, постепенно почти все они возвращаются. Одним из последних является Игнат Михайличенко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать