Перейти к основному содержанию

Первый концерт после «перемирия»

Киевляне вспомнили своего знаменитого земляка маэстро Натана Рахлина
06 февраля, 10:24
НАТАН РАХЛИН — ТИТАН УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЖИЗНЬ КОТОРОГО ПРОТЕКАЛА ПО ЗАКОНАМ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ. ОН БЫЛ ВОЗНЕСЕН НА ВЕРШИНУ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗНАНИЯ И СЛАВЫ, А ЗАТЕМ БЫЛ НИЗВЕРГНУТ И ОТПРАВЛЕН В ИЗГНАНИЕ...(30 ИЮНЯ 1962 ГОДА) / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛАРМОНИИ УКРАИНЫ

Жесткое противостояние евромайдановцев и «беркутовцев» на ул. Грушевского, когда здание Национальной филармонии оказалось на линии огня, а также сильные морозы вынудили руководство филармонии отменить целый ряд концертов, перенеся их до весны. Целую неделю Колонный зал им. Лысенко вообще не работал. Но как только наступило затишье на баррикадах, маэстро Роман Кофман пригласил меломанов на концерт цикла «Все симфонии Чайковского. Памяти Натана Рахлина». Прозвучали Вторая и Пятая симфонии в исполнении Академического симфонического оркестра Национальной филармонии Украины.

Посвятив свой проект памяти выдающегося дирижера Натана Рахлина (1906—1979), Роман Кофман возвращает из забвения имя этого знаменитого киевлянина. Напомним, непревзойденный интерпретатор мировой и украинской классики, Натан Григорьевич руководил главными симфоническими оркестрами Украины, России и Татарии. Выступая в 1950-е в Мариинском парке с серией «Мировое музыкальное наследие», Рахлин стал одним из хранителей любимой киевлянами традиции, воплотившейся позднее в знаменитый фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера». Обладая феноменальной памятью, маэстро помнил наизусть сотни партитур, мог показать каждому музыканту оркестра партию на его инструменте! И остался в воспоминаниях оркестрантов как дирижер, который никогда не повышал голоса...

Этот концерт стал первым с момента заключения «перемирия» на ул. Грушевского. Прозвенел второй звонок, а людей в Колонном зале мало. Две дамы переговариваются: «Как жаль!» — «Пойми, люди просто боятся, и с этим ничего сделать нельзя!» И вдруг, за считанные минуты, бесстрашные меломаны заполнили весь зал.

Слушая Чайковского в YouTube и параллельно просматривая Википедию, обнаружишь фрагмент письма композитора о Второй симфонии: «...играл финал на вечере у Римского-Корсакова, и вся компания чуть-чуть не разорвала меня на части от восторга». Вот она, ничем не заменимая радость слушать живой звук!

Оркестр играл прекрасно: музыканты и маэстро Кофман сами получали удовольствие от процесса исполнения, служа своей профессии на высоте самого настоящего вдохновения. И — что не часто бывает — после каждого отделения слушатели аплодировали стоя.

После концерта Роман Кофман рассказал «Дню» о своем новом проекте:

— Жесткое противостояние в одном шаге от Колонного зала вынудили руководство филармонии отменить целый ряд концертов, отложив их до лучших времен, в надежде на то, что они настанут. Мы репетировали, как обычно, но, конечно, мысленно все музыканты находились не только на сцене филармонии, а и в том пространстве, где происходят очень непривычные для мирной и уравновешенной Украины события. Решение не отменять наш концерт и исполнить симфонии Чайковского было нелегким, но, как выяснилось, единственно верным. Хотелось вселить в души людей веру в то, что жизнь продолжается, что вражда, ненависть, неверие преходящи, а свет не погаснет никогда!

Задумывая цикл «Все симфонии Чайковского», мы решили посвятить его памяти Натана Рахлина — титана украинской культуры, жизнь которого протекала по законам греческой трагедии. Он был вознесен на вершину общественного признания и славы в довольно «зеленом» возрасте, получив в руки лучший украинский оркестр (правда, лучшим он стал благодаря его многолетней работе). Подобно герою греческой трагедии, Рахлин был украшен всевозможными званиями, самыми высокими в тогдашнем Советском Союзе. Кульминацией стало водружение на его грудь ордена Ленина (немногие дирижеры имели такую награду, а у него она была единственной в Украине). И, подобно герою греческой трагедии, он был низвергнут с этой вершины и отправлен в изгнание...

Удивительное и парадоксальное было время! Каким образом сосуществовали эти два противоположных слоя культурной атмосферы: идеологический отдел ЦК с плеткой и Натан Рахлин с дирижерской палочкой? Может быть, носители режимной идеологии подсознательно, не признаваясь в этом друг другу и самим себе, чувствовали, что служение искусству на тех высотах, где служили Натан Рахлин и его неповторимые партнеры, представляет собой нечто надчеловеческое, над чем не властны земные постулаты? Может быть, прав был Евгений Светланов, который говорил: «Натан Рахлин частенько «беседовал с Богом» и, можно смело сказать, беседовал от сердца к сердцу»! А очерствевшие и изолгавшиеся в своих пакостных буднях надзиратели от искусства в последний момент останавливались, не смея нарушить таинство этих бесед.

Очень хотелось, чтобы с той высоты, где сейчас находится Натан Рахлин, он услышал нас и чтобы те люди, которые помнят его, вспомнили его еще раз. Симфонии Чайковского были в ряду его любимых сочинений. Конечно, повторить его невозможно, это был уникальной одаренности человек! История украинской культуры оттеснила его далеко от того места, которого он достоин, и на первый план вышли другие герои...

Открывая цикл, мы не случайно выбрали эти две симфонии Петра Ильича, и Вторая оказалась особенно к месту и вовремя. Она имеет подзаголовок «Украинская» благодаря тому, что Чайковский использовал украинскую песню «Журавель» и поиграл с ней на славу, — финал представляет собой тему с вариациями на эту песню. В редакции тех времен симфония называлась «Малороссийская», и, конечно, не хотелось бы, чтобы это послужило сигналом в будущее... Но сама музыка светлая, как принято говорить в таких случаях, жизнеутверждающая и передает прямой привет от героя русской культуры героям украинской культуры и жизни. Пятая симфония полна невероятной жизненной силы, тепла, красоты и наполнена высшей степенью эстетического содержания. Надеюсь, нам удалось отогреть души слушателей, если они были в стадии замерзания и оцепенения, и вдохнуть в них животворный дух музыки П.Чайковского!

Кстати, 14 февраля, на следующем концерте цикла «Все симфонии Чайковского. Памяти Натана Рахлина», прозвучат Симфонии № 3 и № 4.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать