Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Песни быстротечности» Кшиштофа Пендерецкого

Впервые в Украине прозвучала Симфония №8 для голосов соло, хора и оркестра знаменитого польского композитора, которую презентовал сам автор
22 июня, 19:31
КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ НА РЕПЕТИЦИИ В КИЕВЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Эту премьеру в Киеве можно назвать VIP-событием №1, вызвавшим огромный интерес у музыкальной общественности нашей столицы и политический резонанс среди дипкорпуса, бизнесменов и политэлиты. Фойе, лестница и сцена Колонного зала им. Н. Лысенко утопали в гирляндах живых цветов. Похоже, роскошные белые лилии, но без дурманящего запаха, которые называют королевским цветком, были выбраны организаторами вечера не случайно, т.к. на концерте присутствовали патронессы гастролей маэстро Кшиштофа Пендерецкого, первые леди Украины и Польши — Екатерина Ющенко и Мария Качинская. Видимо, чтобы уберечь президентских жен от назойливых зрителей, попасть в помещение Национальной филармонии могли только гости, имеющие специальное приглашение. Всех остальных меломанов с билетами отправляли в обход, через парк, выдержав на улице до третьего звонка. В толпе «рядовых» зрителей оказались композитор Леся Дычко, дирижер Владимир Сиренко, директор училища им. Р. Глиера Сергей Волков и прочие известные деятели культуры. Большинство знаменитых музыкантов, дирижеров, композитов, музыковедов оказались на галерке. Впрочем, они не роптали и с улыбкой говорили: «Пендерецкий дал возможность нам вспомнить молодость, когда мы, будучи студентами, все концерты слушали с балкона филармонии...».

В первой части вечера Симфонический оркестр под управлением Николая Дядюры исполнил Третью симфонию П. Чайковского, которую композитор назвал «Польской», а потом прозвучала «Чакона для струнного оркестра» К. Пендерецкого — последняя часть его «Польского реквиема». Это произведение композитор посвятил памяти Папы Римского Иоанна Павла II. «Чакону» можно назвать музыкальной эпитафией легендарному понтифику...

Во втором отделении программы на сцену, кроме музыкантов филармонического оркестра, вышли хористы капеллы «Думка», солисты из Польши — Ивона Хосса (сопрано), Агнешка Рехлис (меццо-сопрано), баритон из Германии Томас Бауэр, а за дирижерский пульт стал сам автор Кшиштоф Пендерецкий, которые исполнили Восьмую симфонию. Она включает в себя девять частей, объединенных в единый цикл «Песни быстротечности». Каждая часть представляла собой контрастный характер музыки текстов на стихи Иозефа фон Эйхендорфа, Райнера Марии Рильке, Карла Крауса, Иогана Гете, Германа Гессе, Ахима фон Арнима. В симфонии тесно переплелась элегическая грусть о прошедшем, воспоминание о первой любви, жизненных утратах, воспета ностальгическая красота природы и развеивающая иллюзия сна о садах и деревьях...

Восьмая симфония — последнее крупное произведение, написанное К. Пендерецким. Премьера состоялась 26 июня 2005 года в Люксембурге. Ее уже слышала публика Варшавы, Парижа, Вильнюса, Мадрида. В Киеве состоялась украинская премьера «Песен быстротечности», и, когда прозвучал финальный аккорд, зрители устроили певцам, музыкантам и композитору бурные овации...

Музыкальные критики называют Кшиштофа Пендерецкого «последним из могикан, который, несмотря на новые веяния в музыке, пишет произведения крупной формы». Композитор шутит, что, как только напишет девятую симфонию, остановится. Среди музыкантов существует поверье: как только композиторы берутся за написание десятой симфонии — они заканчивают свой земной век, но маэстро К. Пендереций планирует еще плодотворно работать лет этак 15 — 20, совмещая композиторскую и дирижерскую деятельность. Ныне ему 73 года. Но его активности могут позавидовать молодые. Ежегодно пан Кшиштоф дает более 70 концертов. В ближайших планах — презентовать в Украине свою «Утреню» вместе с капеллой «Думка». Принципиальное согласие худрука хора Евгения Савчука уже получено. Теперь нужно в плотном творческом графике маэстро, расписанном на несколько лет, найти «окно» для реализации этого творческого проекта.

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ САД»

В эксклюзивном интервью «Дню», которое состоялось после репетиции в хоровом классе капеллы «Думка», Кшиштоф Пендерецкий рассказал, как рождались его «Песни быстротечности».

— Вдохновение я черпал, гуляя по своему саду, читая стихи немецких и австрийских поэтов. Постепенно текстов стало так много, что пришлось выбирать, и я оставил стихи Рильке, Гете, Эйхендорфа, Крауса, Гессе, Арнима... Мне захотелось написать симфонию о красоте природы. Экологические вопросы волнуют меня всю жизнь. Именно поэтому я решил внести свою лепту и уже несколько десятилетий возле своего дома кропотливо создаю ландшафтный парк. Дендрологию можно назвать моим хобби и страстью. В парке на 30 гектарах растут 1,5 тысячи разных видов деревьев. Саженцы редких видов я привожу с собой из гастрольных вояжей по всему миру. Растения для меня — верные друзья, а работа в парке — источник вдохновения. Ныне парк стал таким большим, что мне самому уже с ним не справиться, поэтому приходится прибегать к помощи профессиональных ландшафтников, садовников. Восьмая симфония — это мой «музыкальный сад». И хотя это произведение композиционно выстроено, но, порой, я ловлю себя на мысли, что, возможно, к девяти частям симфонии напишу еще несколько частей.

Для киевской премьеры я пригласил своих украинских коллег, с которыми мы уже в третий раз выступаем вместе. Я очень доволен интерпретацией «Кредо», сделанной Симфоническим оркестром Национальной филармонии (дирижер Николай Дядюра) и капеллой «Думка» (художественный руководитель Евгений Савчук). Мы вместе выступали не только в Киеве и Львове, но и на Международном фестивале Ля Шез-Дье (Франция). Солистами я пригласил прекрасных певцов — Ивону Хосса, Агнешку Рехлис и Томаса Баэра. Кстати, на премьере в Люксембурге выступала А. Рехлис. У этой певицы сильный и красивый голос, она прекрасно знает немецкий язык. Для меня было очень важно, чтобы солисты не просто заучили текст, а понимали то, о чем они поют.

— Маэстро, приоткройте секрет своей творческой лаборатории: как вы сочиняете — ждете ли вдохновения, или пишете ежедневно?

— Если ждать вдохновения, то ты ничего не добьешься. Я стараюсь свои гастрольные и композиторские планы объединять. Сочиняю ежедневно. Но доложен признаться, что музыка у меня рождается преимущественно дома. Особенно плодотворный период ранней весной, когда пробуждается природа. Я встаю очень рано и именно в эти часы у меня самый активный период. Я научился концентрироваться, настраиваться на работу. Когда я сочиняю, то стараюсь вообще не слушать музыку других композиторов (ни классиков, ни современников). Хотя я не затворник и дома на цыпочках никто не ходит... но очень отвлекают от работы многочисленные телефонные звонки. От них в век мобилок уже не возможно скрыться ни в одной стране. Вы знаете, чем старше я становлюсь, тем больше сочиняю академической музыки. Понимаю, что нужно спешить. Хочу успеть написать не только девятую симфонию, но еще и оперы. Одну из них — детскую — посвящу своей внучке... Конечно, концерты, в которых выступаю в качестве дирижера, отнимают массу времени и сил, отвлекая от сочинительства, но я считаю, что смена деятельности творческому человеку идет на пользу.

— Сегодня в мире меломанов академической музыки значительно меньше чем, например, поклонников популярной музыки. Эти тенденции еще долго сохранятся?

— Популярная музыка всегда имела более массовую аудиторию. Но сегодня в мире появилась мода на популярную классику. Это так называемые шлягеры — когда в концертах исполняется легкая классика (популярные произведения известных композиторов камерного репертуара). Можно как пример привести российский коллектив «Виртуозы Москвы» во главе с Владимиром Спиваковым, которые уже много лет успешно гастролируют по всему миру с такими шлягерными программами. Часто в концертах знаменитые певцы исполняют арии из опер, романсы, популярные песни. К сожалению, международную известность, миллионную аудиторию публики трио теноров — Паваротти, Каррерас, Доминго — получило вовсе не за их легендарные оперные выступления, а за шоу, которые они показывали на стадионах... Настоящих ценителей симфонической, камерной и оперной музыки во всем мире немного, но тем для меня ценнее, если именно от них я получаю положительные отзывы после концерта.

«СКРИПКА — МОЯ ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ»

— Дирижер — ваша вторая профессия. В XVIII и XIX веках многие композиторы предпочитали становиться за пульт, считая, что автор полнее раскроет партитуру своего произведения. Почему сегодня композиторов не часто можно увидеть за дирижерским пультом?

— Я считаю, что композитор должен быть, прежде всего, музыкантом. Тогда он не просто сочиняет нечто абстрактное, а четко представляет, как и на каком инструменте будет звучать его сочинение. А ныне многие композиторы закончили класс композиции и считают, что они уже ассы в музыке. Это не правильно. Я слышу музыку и, прежде чем ее записать на бумаге, наигрываю родившуюся мелодию на скрипке. Вы знаете, я считаю, что композиторам обязательно нужно не только хорошо самим играть, но и становиться за дирижерский пульт. Только в этой связке ты понимаешь масштаб написанного сочинения, по ходу репетиций расставляя акценты... Я не верю, что композитор может сочинить великую музыку, если он пишет ее с помощью компьютера, а сам не играет на каком-либо инструменте и не дирижирует. Оркестр — это живой организм, а дирижирование — захватывающая работа с музыкантами. Их нужно суметь увлечь, чтобы они могли исполнить произведение согласно твоей концепции и стилю. Я считаю, что дирижирование — прекрасный тренинг для композитора.

— Первые пробы сочинять музыку вы начали в детстве. Как правило, мальчишки неохотно занимаются музыкой, а у вас был период, когда хотелось все бросить и выбрать другую профессию?

— Мои первые музыкальные опусы родились в годы Второй мировой войны. В шесть лет я начал играть на рояле и попробовал сочинять пьесы. Но в 1942 году захотел все бросить — играть на рояле мне надоело. Тогда отец купил скрипку, и я влюбился в этот инструмент. Скрипка — моя первая любовь. В то время наша семья жила в небольшом городке восточнее Кракова. Время тяжелое — голодное, суровое, трудно было найти ноты, и мой учитель музыки писал их сам, чтобы я мог заниматься. С детства меня восхищали виртуозы — Паганини и Венявский, вначале я пытался сочинять музыку в стиле Венявского. Моими первыми произведениями стали полонезы и мазурки. Когда же я начал играть скрипичные сюиты Баха, то стал подражать в своих опусах этому классику...

В 1951 году, окончив гимназию, я поехал в Краков. Отец предлагал учиться на архитектора или адвоката, считая эти профессии более «хлебными». Меня же интересовало изучение латыни, греческого языка, теории музыки, гармонии и контрапункта. Я поступил в музыкальную школу, занимаясь на скрипке и учась дирижированию. Через два года учитель сказал, что мне нужно обучаться композиции, и в 1954 м я поступил в Краковскую музыкальную академию на отделение композиции. С тех пор музыка навсегда стала приоритетной в моей жизни. Я стал сочинять миниатюры и пьесы для скрипки и фортепиано. В 1959 году в Варшаве проходил Конкурс молодых композиторов. Узнав, что его главным призом является поездка на Запад, я написал три конкурсных произведения. Кстати, все они получили призы. Именно тогда я понял, что не ошибся в выборе профессии... Для меня музыка всегда абстрактна. Сначала я думаю, в какой форме будет написано произведения, его содержание, а когда картина становится полностью ясной, то придумываю детали, чтобы каждая нота заняла свое место в общем ансамбле.

— Вы написали более 20 произведений на библейские сюжеты. К тому же во времена, когда в Польше, как и у нас в бывшем СССР, власти строили атеистическое общество. Чем вас привлекает духовная музыка?

— Я вырос в религиозной семье. Причем у нас смешались самые разные религии. Моя бабушка была армянка, дед — немец, отец родился в Украине на Ивано-Франковщине в Рогатине (он был крещен в униатской церкви). Так что у меня есть чуть-чуть и «украинской крови». Религия в нашей семье была всегда веротерпимой. Кстати, в Польше религия играла и ныне играет огромную роль. Хотя при коммунистах сочинять религиозную музыку не приветствовалось. Но я еще студентом, несмотря на запреты, сочинил «Псалмы Давида». Они имели успех у слушателей, музыкальных критиков, но «Псалмы...» исполняли только в церквях, их не разрешали исполнять на концертах. Религиозная музыка прошла через всю мою жизнь. Международный успех вызвали «Семь врат Иерусалима», написанные к 3000-летию Вечного города, «Страсти по Луке» и «Кредо»...

«ВСЕ КОМПОЗИТОРЫ — СОПЕРНИКИ»

— Скажите, существует ли дружба между композиторами? Что вы любите слушать и что исполнять как дирижер?

— Все композиторы — соперники и дружбы между ними не бывает. Я могу восхищаться сочинениями своих коллег, но дело в том, что я редко бываю на чужих концертах. Поэтому говорить о ком-либо или творческих успехах коллег не могу... Например, я очень люблю Мессиана — великий композитор ХХ века. В разные периоды жизни у меня были разнообразные предпочтения — от Монтеверди до Баха. В 80-е годы я увлекся постмодернистской музыкой, и Брукнер, в частности, мне интересен... Меня как композитора вдохновляют произведения Бетховена, Мендельсона, Дворжака, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича и Бартока. Этих авторов я исполняю как дирижер на концертах. В творчестве я всегда шел своим путем. Никогда не принадлежал ни к одной музгруппе. Искал и нашел свой музыкальный язык. За последние 30 лет моя стилистика как композитора мало изменилась, но я не стою на месте, иду вперед, создаю новую музыку.

— Можно ли научить человека стать композитором?

— Нет! Этот дар или есть в музыканте, или нет. Настоящий композитор учится всю жизнь, он постоянно находится в творческом поиске. Как только он остановится — все, как композитор он закончился. Можно научить музыкантов гармонии, теории, т.е. дать техническую и теоретическую часть, но каждое произведение — это не просто набор нот, звуков, это частичка твоей души. Был период, когда я преподавал в Краковской высшей музыкальной школе студентам курс полифонии и композиции, затем читал эти дисциплины в Эссенской академии (Германия) и Йельском университете (США), но ныне отказался от этого. Масса времени тратится и слишком маленький результат. Тем более, что я продолжаю активно гастролировать, писать музыку...

— Ваши дети не стали профессиональными музыкантами, а есть интерес к музыке у вашей внучки?

— Возможно, музыкальную династию продолжит внучка, которой сейчас шесть лет. Она ходит в специальный детсад с музыкальным уклоном. Учится играть на фортепиано и, как я в ее возрасте, уже стала сочинять небольшие музыкальные произведения. Ее первое сочинение называется «Мотылек». На мой взгляд, получилось довольно мило, симпатично, а как будет дальше — посмотрим...

СПРАВКА «Дня»

Кшиштоф Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в Дембице (Польша). Сегодня его называют польским современным классиком в музыке. Композитор начинал свое творчество как авангардист. Про его музыку говорили, что она «создана не из тонов, а из звуков». Главной задачей для К. Пендерецкого стало расширение звуковых средств нетрадиционным путем и, как следствие, достижение прямого эмоционального воздействия на слушателя. В сочинениях с хором композитор применяет разного рода свисты, крики, шепоты, вопли, характерны также многообразные звуковые эффекты, извлекаемые из струнных инструментов, удары по ним, постукивания, трение и т.д.

Творчество Кшиштофа Пендерецкого обширно и многогранно. Он написал 4 оперы, 8 симфоний, 10 инструментальных концертов, 13 произведений для оркестра, множество хоровых, вокальных и камерных сочинений. Он является почетным профессором Московской консерватории, почетным доктором 12 университетов, членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств, почетным членом Лондонской королевской академии музыки, Американской академии искусств, Стокгольмской музыкальной академии, Дублинской королевской академии, академий Гонконга, Буэнос- Айреса, Академии «Санта-Чечилия» в Риме. Маэстро — лауреат многих международных премий, обладатель престижных наград и орденов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать