Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Певец и время

На прошлой неделе к юбилею Романа Майбороды его коллеги сыграли драму «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
10 декабря, 17:02
РОМАН МАЙБОРОДА (ЩЕЛКАЛОВ) В ОПЕРЕ «БОРИС ГОДУНОВ» БОРОДИНА / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Год назад имя Романа Майбороды исчезло с афиш Национальной оперы Украины, но навсегда осталось в истории! Такая уже судьба у певца. Приходит время, хочется того или нет, но нужно покидать сцену. И хоть как ни болезненно это, но вокалист, который уважает себя, а в себе человека искусства, должен вовремя сделать такой шаг. Как говорили выдающиеся оперные исполнители: «Лучше уйти со сцены на год раньше, даже в расцвете творческих сил, чем на год позже, когда идешь за кулисы не под аплодисменты, а под цокот собственных каблуков»...

Роман Майборода выбрал такое время и, не комплексуя, перешел на преподавательскую работу в Национальную музыкальную академию Украины, чтобы передавать свой опыт будущим певцам. А ему есть чем делиться, потому что сцене отдал почти сорок наполненных творчеством и активной исполнительской практикой лет, создав блестящую галерею партий, которые стали образцовыми для всего исполнительского корпуса. Он принадлежит к когорте выдающихся современных украинских оперных певцов, собственно, таким он и останется, потому что понятие таланта не принадлежит к какой-либо абстрактной исторической категории.

Его прекрасный баритон очаровывал, а в многочисленных записях будет продолжать очаровывать своей силой и красотой, внутренней наполненностью и неповторимой тембральностью. В творческой манере певца объединились техническое вокальное совершенство и настоящая, неподдельная природная красота голоса, артистизм и умение придать каждому своему герою психологическую достоверность. Следует добавить, что Роман Майборода, как один из самых ярких представителей украинской вокальной школы, выступал на самых престижных оперных сценах мира, а в последние годы вел вокальные мастер-классы в нескольких зарубежных консерваториях.

В наработке певца — более тридцати партий в классическом и современном репертуаре. Большинство из них по своему эмоциональному напряжению и технической сложности являются вершинами вокально-сценического искусства: Мазепа, Евгений Онегин, Князь Игорь, Дон Жуан в одноименных операх П. Чайковского, О. Бородина, В.-А. Моцарта, Грязной в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Скарпиа в опере «Тоска» Дж. Пуччини. В творческой наработке певца — самые сложные и самые драматические партии вердиевского репертуара: Риголетто, Набукко, Амонасро, Ренато, Симон, Яго в киевских и зарубежных постановках опер «Риголетто», «Набукко», «Аида», «Бал-маскарад», «Симон Бокканегра», «Отелло». Трактовка Романом Майбородой этих партий отражается глубиной ощущение вердиевского кантиленного пения, вокальным совершенством, психологизмом прочтения каждого образа. Это неоднократно отмечала не только украинская, но и зарубежная музыкальная критика, видя в украинском певце Романе Майбороде одного из самых интересных в Европе исполнителей вердиевского репертуара, о чем свидетельствовали его приглашения на постановки и исполнения ведущих партий в операх Дж.    Верди в сезоны 2000—2001 годов в Мадридскую Королевскую оперу, триумфальный успех в вердиевских спектаклях в Риге, Таллинне и Варшаве.

С первых шагов своей творческой деятельности Роман Майборода с пиететом относился к национальному репертуару, произведениям современных украинских композиторов. Как представитель знаменитой композиторской семьи Майбород, с ранних лет он был органично интегрирован в украинский культурный процесс и является не только его представителем, но и непосредственным активным участником с очерченной позицией относительно развития национальной духовности. В русле исполнительских традиций он создал образ Остапа в бессмертной опере Н. Лысенко «Тарас Бульба» и стал одним из лучших исполнителей этой на удивление сложной в вокальном и драматургическом планах партии, в которой объединились глубина чувства патриотического порыва и умение певца спроектировать это на современность, которая придает образу Остапа особую значимость. Восхищает зрителей и его Николай в опере

Н. Лысенко «Наталка-Полтавка» — умением вокальными красками передать мир внутренних переживаний красивого душой сельского юноши. Отдельно нужно сказать об исполнении Романом Майбородой ведущих партий в операх его отца Георгия Майбороды, которые стали настоящим и нерядовым явлением украинской музыкальной культуры, несмотря на некоторую политическую заангажированность отдельных либретто. Роман Майборода блестяще чувствовал вокальную стилистику этих произведений, умел донести ее через свое пение, передать психологические нюансы характеров Максима («Арсенал»), Мартына («Милана»). В значительной мере именно для его голоса и исполнительского стиля Георгий Майборода написал партию Гаральда в опере «Ярослав Мудрый», с таким художественным совершенством поставленной Стефаном Турчаком на киевской сцене.

Повсюду, где бы он ни выступал, певец с успехом представлял наивысшие достижения украинской вокальной школы, небудничные, выстоявшиеся на веках традиции одной из самых певучих наций в мире. Об этом свидетельствовала также его активная камерная исполнительская деятельность. В концертном репертуаре Романа Майбороды доминировал, в первую очередь, отечественный вокальный пласт — народные песни, романсы, произведения известных современных украинских композиторов и в первую очередь его дяди, выдающегося украинского композитора-песенника Платона Майбороды.

Своим творчеством Роман Майборода достиг настоящих творческих вершин, вдохновенным трудом заслуженно завоевал статус одного из лучших украинских оперных певцов, творчество которого стало художественным явлением современной украинской музыкальной культуры.

 Свое 70-летие народный артист Украины, Шевченковский лауреат отметил в статусе ведущего педагога вокальной кафедры НМАУ... Как преподаватель он продолжает свое служение оперному искусству, а его студенты с гордостью будут называть себя учениками Романа Майбороды, певца который оставил яркий и неизгладимый след в истории украинского оперного искусства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать