Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Писатель — как врач, учитель и миротворец

Любко Дереш — о своих новых книгах, человеческой природе, добре и зле
03 октября, 10:37
ФОТО МИХАИЛА ХОЛМАНСКИХ

Полный зал поклонников собрала первая киевская презентация двух новых книг современного украинского писателя Любко Дереша, которая состоялась недавно в книжном магазине «Є».

Автор представил сборник повестей и рассказов «Миротворець», название которому дало произведение об «отце» атомной бомбы Роберте Оппенгеймере и роман «Остання любов Асури Махараджа» — рассказ о том, как демон из «нижних миров», который занимался научным исследованием человеческих эмоций, влюбился в прекрасную землянку и решил осуществить путешествие в мир людей. Обе книги можно считать частью «Синайского цикла» (на протяжении почти года Любко Дереш жил в Египте), завершить который должен сборник коротких рассказов. По словам автора, эти произведения объединяет тема встречи человека с истиной, Богом, с определенной реальностью... По окончании презентации и длительной автограф-сессии о роли писателя в обществе, ценности путешествий, а также о собственных впечатлениях от работы над последними книгами Любко Дереш рассказал «Дню».

— Любко, длительное время вас преследует образ литературного вундеркинда. Сегодня вам 29 лет. Как изменилось ваше творчество и можно ли сказать, что повзрослел и ваш читатель?

— Говорить о кардинальном изменении возраста аудитории пока еще проблематично. Возможно, немного увеличилось количество читателей старшего и приблизительно моего возраста, но в целом моя аудитория, и аудитория таких писателей как Сергей Жадан, Юрий Андрухович остается почти неизменной. Обычно 80% людей, которые приходят на встречи, это — студенты. Но надеюсь, благодаря тому, что немного изменяются темы моих произведений и способ их раскрытия, они станут ближе и старшей аудитории. Для меня это важно. В последних книгах я пытался с большей ответственностью относиться к своей работе и углубиться в некие сущностные вещи, исследовать экзистенцию человека.

— В рассказе «Миротворець» вы впервые сделали главным героем произведения реальную историческую фигуру. Какие впечатления у вас остались от этой работы?

— Мне было очень интересно, потому что пришлось работать с биографическим материалом, документами, свидетельствами. Сквозь все это проступают разные лица, характеры людей. Их богатство и многообразие наталкивает на мысль о том, насколько фантазия Творца и самой жизни превосходит твою собственную. Для меня это был опыт своеобразного «усмирения» перед действительностью и историей.

— В своих произведениях вы часто вспоминаете разных музыкантов, философов, писателей и, очевидно, таким образом побуждаете читателя постоянно обращаться к энциклопедии. Насколько такое художественное средство важно для вас?

— Если на самом деле так случается, что читатель не отмахивается, а обращается к энциклопедии, для меня это уже небольшой успех. В целом такие ссылки возникают в моих произведениях непроизвольно. В принципе, есть труды, где их вообще нет — нельзя сказать, что это определяющая черта моей идентичности как автора. Есть вещи значительно более фундаментальные. Таким образом я скорее создаю своеобразный «декор», в котором часть читателей может чувствовать себя уютно. Кроме того, это дает возможность разделить с аудиторией какие-то мои культурные интересы.

— В романе «Остання любов Асури Махараджа» демон превращается в человека для того, чтобы познать человеческую природу. Уместными ли являются разговоры о постгуманизме?

— Думаю, что человек будет всегда оставаться человеком. Речь идет, скорее не об эволюции, а о деградации. Человек — это существо, которое балансирует, находится на острие, с которого постоянно рискует упасть. Быть человеком — значит противодействовать этому падению, постоянно подниматься. История показывает, что так было всегда. Можно допустить, что борьба за баланс будет продолжаться и в дальнейшем, разве что из года в год она будет все тяжелее. Именно это, а не внешние формы, и является сутью человека. Возможно, когда-то появятся какие-то удивительные имплантаты, искусственные тела, но пока не будут изменяться наши желания, сущность человека будет оставаться той же. Эволюция человека — это эволюция его желаний.

— В своих произведениях вы затрагиваете вопрос добра и зла, морали. Например, в древнеиндийской культуре, к которой вы апеллируете в только что упомянутом романе, представление об определенной этической системе было неотъемлемым горизонтом обиходности, а сейчас такие вопросы каждый человек решает для себя самостоятельно. Можно ли сегодня говорить о чем-нибудь как об однозначно хорошем или плохом?

— Если мы хотим сохранить себя, сохранить ум и сознание своих детей и близких, мы должны заботиться и говорить об этих вещах. Об украинцах можно сказать, что они будут последними, кто решит отказаться от традиционных ценностей, которые всегда были присущи нашему сердцу. Мне кажется, мы еще не утратили способность на каком-то инстинктивном уровне отличать «приемлемое», то что «по душе» от «неприемлемого», от того, что «против сердца». Думаю, что это те вещи, о которых стоит говорить прежде всего, — слишком много внимания уделяют внешнему прогрессу, внешним правам и свободам и очень мало говорится о внутреннем прогрессе и развитии. Должны задумываться не только о свободах, но и об обязанностях. Именно это отличает современного человека от животного и от каких-то первобытных форм жизни. Новые технологии, Интернет никоим образом не ограждают человечество от существования на уровне туземцев — когда мы, например, обмениваемся односложными сообщениями в чате с такими же «односложными» эмоциями и «односложными» мыслями. Возможность «падения», отхода «в самоволку» присутствовала во все времена. Маргиналы были всегда, но сейчас ими стали 99% людей. Маргинальные ценности создают ощущение свободы, но в действительности — это «беспредел», который не имеет никакой выраженной цели, которую можно было бы хотеть. Те горизонты, которые задаются современными философами, вряд ли могут претендовать на какую-либо «вневременность», они — ситуативны.

— В чем, с вашей точки зрения, заключается общественная функция писателя?

— К сожалению, она становится все более декоративной — писатель становится своеобразным модератором в наслаждениях. Он рассказывает о своих наслаждениях и указывает на пути, которыми могут наслаждаться читатели. Эти наслаждения имеют игровой характер — и не в значении «game», которая имеет определенные правила, а в значении «play», когда ты просто развлекаешься ради самого процесса. И это — не то состояние, которое формирует человека, позволяет ему осуществлять какую-то жизненную экзистенциальную деятельность внутри себя, внутреннюю работу. Это — то, что отвлекает его от этой работы. Мне кажется, функции писателя должны быть чем-то похожи на функции врача, учителя, миротворца. Писатель — это человек, который должен уметь видеть определенную целостность, единую картину и быть способным доносить ее до читателя — либо в форме «лекарств», либо просто — в виде личного опыта и переживаний, которыми автор делится с аудиторией. Когда человек увидит целостность, тогда «play», в который он погружен, может стать ему поперек горла, и он получит некое пробуждение, снова почувствует почву под ногами. Чувство такого «упругого» взаимодействия с людьми — это то, ради чего писателю стоит жить.

— В одном интервью вы сказали, что в ваших произведениях присутствует символический уровень. О чем идет речь и какую функцию он выполняет?

— Существует некий дополнительный пласт, который раскрывается, когда книга уже прочитана и читатель рассуждает над ней. Для того чтобы облегчить этот процесс, я пытаюсь сгущать некоторые содержания, превращая их в символы. Можно даже сказать, что нередко они скорее сгущаются сами собой, чем в результате моей деятельности. Бывает, что уже после того, как книга написана, я неожиданно открываю для себя, что в ней, кроме собственно сюжета и определенных очевидных смыслов, которые за ним стоят, присутствует уровень притчи, которого я, откровенно говоря, не ожидал там увидеть.

— Объясните, почему на протяжении последнего времени вы так много путешествовали? Что дали вам путешествия?

— Как и каждый путешественник, я хотел немного посмотреть мир, пообщаться с людьми. Собственно опыт общения оказался очень ценным. Путешествия освобождают от каких-то шаблонных представлений о том, как нужно мыслить и жить, как человек должен чувствовать себя в мире. Мы привыкли к определенному устоявшемуся пониманию счастья — мужчина, человек 20—30 лет, в Украине должен хотеть вот это и это. В нашем обществе присутствует сильный страх попробовать иной вкус счастья. Но, оказывается, что есть и другие его разновидности, которые дают большую отдушину. Это — такое счастье, ради которого можно пожертвовать очень многими вещами, — в том числе материальным комфортом, успехом, славой, какими-то знаниями. Существуют куда более серьезные вещи, о которых, к сожалению, мы не задумываемся.

Новые книги Любка Дереша «Последняя любовь Асуры Махараджа» и «Миротворец» доступны в форматах FB2, MOBI, EPUB, PDF эксклюзивно на Bookland.com. Действует специальное предложение: обе книги по цене 29,99 грн.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать