Перейти к основному содержанию

По прозвищу «Подарок»

22 мая популярному эстрадному композитору и певцу Евгению Мартынову исполнилось бы 70...
23 мая, 11:19
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Мелодии Мартынова красивые, светлые и душевные, хорошо оркестрованы. Его голос был бархатным (баритоновый тенор), широкого диапазона. Певец нес заряд позитивных эмоций, даже драматичные по сюжету песни у Е. Мартынова заканчиваются светло и возвышенно. В расцвете сил, имея сумасшедшую популярность, вынашивал мечту относительно работы над циклом песен на украинском языке. Ему хотелось отблагодарить той земле, которая дала первые аккорды и первые популярные песни. Однако не судилось. Неумолимая судьба отмеряла ему лишь 42 года жизни.

Его считают украинским самородком, хотя на свет Женя появился в городке Камышине, что в Волгоградской области. Тяга к музыке парню передалась от отца, который научил сына игре на баяне, потом — на аккордеоне. На 11-летие купил профессиональный аккордеон, на котором Женя потихоньку музицировал перед одноклассниками и соседями.

После окончания восьми классов юный Мартынов поступил к Артемовское музучилище — на дирижерско-духовое отделение. Вот там и проявилась страсть не только к исполнению, но и к написанию произведений. Потом его принимают в Киевскую консерваторию, но завершает высшее образование в Донецком музыкально-педагогическом институте.

— Со студенческих лет у Жени появилось прозвище «Подарок», — вспоминает композитор Александр ЗЛОТНИК. — Он был светлым не только по своей человеческой природе, мог развеселить, вовремя рассказать остроумную историю или анекдот, был «моторчиком» любой компании. Вот эти жизнерадостность и искренность не испортили его даже в годы наивысшего творческого взлета...

Две первых баллады Мартынов написал на слова своих однокурсниц Л. Жидель и Т.Киреевой.

Получив высшее музыкальное образование, Женя руководил эстрадным оркестром Донецкого научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования. Один опытный донецкий дирижер, подметив незаурядный талант, рекомендует ему переехать в Москву, к популярной в то время эстрадной певице Майе Кристалинской.

1973-ий стал годом Мартынова. Сначала его зачисляют в штат Росконцерта, а в июне становится лауреатом Всесоюзного конкурса в Минске, где среди других исполняет собственную песню «Баллада о матери». А до этого песня стала известной благодаря Людмиле Артеменко, которая победила с ней на фестивале «Алло, мы ищем таланты»!

Через два года Евгений Мартынов побеждает на Международном конкурсе в Братиславе и становится обладателем «Золотой лиры-75». После в мир летит первая пластинка-миньон с песнями в авторском исполнении, которая имела безумный успех. Как следствие, его песни уже не знают границ, их поют в Испании, Англии, Канаде, Финляндии, США, Японии, не говоря уже о странах социализма, где он настоящий эстрадный кумир. Правильность выбранного пути подтвердил следующий, 1976 год, когда в Софии на фестивале «Золотой Орфей», кроме серебряной медали, он получает еще три приза: «За элегантность», «За артистизм», «За телегеничность».

Успех, слава, поклонники, автографы. Все пришло сразу. Но это никак не изменило Мартынова в худшую сторону.

В тридцать певец получил собственное жилье, завел семью. «С Женей меня связывала многолетняя мужская дружба, — рассказывает А.Злотник. — Он был преданным в отношениях, если кого-то полюбил, то навсегда. Я был свидетелем его знакомства с будущей женой. Это было в Доме актера в Киеве, где он заметил очень красивую женщину. Она, киевлянка, училась в музыкальном училище имени Р. Глиэра. Когда узнал, что девушке только шестнадцать, сказал мне: «Присматривай за ней, пусть подрастает, когда исполнится 18, возьму в жены». И слово сдержал!»

Свадьбу  праздновали 19 августа 1978 года. От любви и семейного уюта рождаются новые песни, которые сразу становятся шлягерами. А летом  1984 года у Мартыновых появляется сын Сергей.

— Женю узнавали на улицах, он никому не отказывал в автографах, был улыбающимся и окрыленным. Как-то летом его пригласили на телезапись на Крещатик, 26. Было жарко, он приехал из Москвы в тенниске, легеньких белых штанах и в сандалиях. Фрак купил у официанта (размер более-менее подходил) и пошел на съемки. Играл на рояле, рассказывал о планах, показывал новые работы. Телеоператоры держали его в кадре в красивой одежде-официозе. Никто из телезрителей не узнал, что композитор за роялем сидит в...  сандалиях, — вспоминает Злотник.

— Интересная история песни «У долі своя весна», — отмечает Юрий Рыбчинский. — Мартинов мечтал иметь в репертуаре песню на украинском языке, и ему хотелось, чтобы стихи  написал я.  Но здесь в Киев приехал Володя Ивасюк и спросил: «Старик, у тебя есть какие-то стихи»? И я дал ему «У долі своя весна», которую написал по просьбе Евгения Мартынова. Как раз в это время к фестивалю «Сопот-1977» готовилась София Ротару, с которой наиболее плодотворно работал Ивасюк. И вот впервые ее услышал именно из Сопота. Правда, ее уже имели в репертуаре «Песняры» Владимира Мулявина, которые сделали ее в своем стиле, совсем по-другому, чем это удалось сделать Соне. Но то, что сделали «Песняры», тоже интересно».

Жаль, что Мартынов написал только единственную песню на украинском языке «Кольори кохання» (на стих Владимира Кудрявцева). Хоть в планах был целый цикл песен.

3 сентября 1990 года Евгения Мартынова не стало. Сердечный приступ неожиданно оборвал струны его песен навсегда. Карета скорой помощи через московские дорожные пробки ехала слишком долго.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать