По законам подлинности
После премьеры при дворе Екатерины II эта опера считалась утерянной. О ее существовании историки знали лишь по хранившемуся в одной из петербургских библиотек либретто (которое написал для Галуппи известный либреттист XVIII века Метастазио). Но совсем недавно в Италии были найдены большие фрагменты «Короля-пастуха». По просьбе итальянской стороны дальнейшими поисками и реставрацией утерянной музыки Галуппи занялся московский ансамбль «Академия старинной музыки», которым руководит Татьяна Гринденко.
«Академия» возникла как раз в те годы, когда Татьяна Гринденко была объявлена невыездной и зарабатывала себе на жизнь тем, что пела в церковном хоре. Созданный ею ансамбль стал специализироваться на исполнении старинной музыки и современных произведений, находя между прошлым и настоящим немало точек соприкосновения. Старинные рукописи открывали мир, в котором личность композитора смирялась перед каноном. И в то же время в музыке не было безразличия или формального отношения к творчеству. Известен случай, когда один итальянец выбросился из окна, услышав блестящую игру своего коллеги. Он не мог пережить своего профессионального поражения.
В наше время (к сожалению или к счастью) такие истории не происходят. Исполнители «помешаны» на романтической музыке, которая позволяет «блистать» и вызывает потоки слез у сентиментальных слушателей. Сегодня для музыкантов единственным аргументом за инструментом становится «я так чувствую» или «мне так хочется». Из-за такого отношения идеи композитора не то что не доносятся до слушателя, а попросту разрушаются. Но в музыке недостаточно уметь читать ноты и бегло играть. По убеждению Татьяны Гринденко, от музыканта требуется в первую очередь знание и понимание тех художественных взглядов, которыми руководствовался автор. Она считает, что в искусстве есть закон подлинности, не считаться с которым нельзя. Добиваясь аутентичности звучания старинной музыки, «академисты», по сути, утверждают новый тип исполнительства, который далек от вседозволенности и произвола в интерпретациях. Их манера игры жива и полна красок, как расчищенные от пыли времени иконы. Сегодня мастерство «Академии старинной музыки» хорошо известно за рубежом. Именно поэтому ансамблю были доверены для восстановления музыкальные архивы итальянских городов Чевидале и Пизы.
Восстановленный «Король- пастух» также впервые прозвучал в Италии. Вторая постановка на прошлой неделе в Москве была названа прессой лучшей премьерой этого сезона.
В Киеве состоялось третье исполнение оперы после ее реставрации. К сожалению, публики в зале было немного, сказалось отсутствие рекламы. Похоже, сегодня люди перестали слушать радиостанцию «Свобода», в противном случае их интерес к имени Галуппи был бы налицо. В радиоцикле «Неаполь в Петербурге» в адрес Галуппи прозвучало немало лестных замечаний.
Итальянца Бальтазара Галуппи по прозвищу Буранелло пригласила в Россию Екатерина II. Сегодня трудно сказать, почему такой изобретательный и элегантный композитор решился ехать в эту «дремучую» и «нецивилизованную» по европейским меркам страну. На ту пору Галуппи купался в лучах артистической славы, был модным автором многочисленных опер, директором венецианской консерватории, капельмейстером собора св. Марка. В Петербурге о Галуппи знали еще при Елизавете. В 1758 году здесь с успехом шла самая известная его опера «Сельский философ».
В российской столице Галуппи устроили торжественную встречу, о его приезде даже написали в «Санкт-Петербургских ведомостях» (факт исключительный для музыканта). Обязанности композитора при дворе Екатерины состояли в сочинении опер и придворной музыки, в музицировании на придворных вечерах императрицы и в занятиях с музыкантами Придворной певческой капеллы и оркестра.
Галуппи был первым музыкантом высокого ранга, приглашенным в Россию. При нем придворный оркестр наконец достиг уровня «солидного ансамбля». Кстати, занимаясь с певчими, Галуппи учил и Дмитрия Бортнянского, он лично настоял на том, чтобы отправить талантливого юношу в Италию совершенствовать свое мастерство.
Итальянца высоко ценили при дворе. Один из посетителей императорских музыкальных вечеров писал в своих записках, что музыка Галуппи чрезвычайно хороша, огромна и приятна, и если прилежно вслушаешься, то сердце восхищается: «Ее величество чрезвычайно оною была довольна. Изволила приказывать три раза играть da capo» (то есть с повторениями).
Однако благосклонность двора к Галуппи не была продолжительной. Императрица неоднократно награждала Галуппи в течение его службы: пожаловала его красным бархатным кафтаном, вышитым золотом и подшитым соболями, собольими шапкой и муфтой. После представления его оперы «Дидона», которая шла в Петербурге с громадным успехом, Екатерина послала маэстро украшенную бриллиантами золотую табакерку с тысячей червонцев, приказав передать, что этот подарок ему завещан Дидоной. В словах императрицы скрывался аллегорический смысл — намек на разлуку...
В музыке Галуппи в исполнении ансамбля Татьяны Гринденко неожиданно проявились родственные моменты екатерининской эпохи и нашего времени. Будучи человеком темпераментным, Галуппи в ссорах с оркестром стал своеобразным историческим «знамением» нынешних московских и киевских конфликтов оркестрантов с дирижерами, пытающимися вывести свой оркестр на мало- мальски профессиональный уровень. А еще жизнь Галуппи напомнила о том, в сущности, унизительном положении «придворных» музыкантов, приезжающих к нам по приглашению высокопоставленных особ. Ведь право ценить их искусство здесь покупают за большие деньги, а после концертов, увы, никто не спешит договориться с ними о мастер-классах для молодых Бортнянских.