Победа здравого смысла
Александр Ройтбурд восстановлен на должности директора Одесского художественного музеяИногда в нашей культурной жизни случаются и хорошие новости. Вот одна из них: освобождение Александра РОЙТБУРДА от должности директора Одесского художественного музея 4 сентября 2019 года признано незаконным. По словам судьи Приморского районного суда г. Одессы Дениса ДОНЦОВА:
— Исковое требование удовлетворить частично — признать незаконным и отменить решение областного совета. Частичное удовлетворение связано с тем, что истец продолжал исполнять свои обязанности.
Здесь стоит напомнить предысторию.
В 2018-м на первый взгляд стандартная процедура назначения нового директора музея превратилась в скандал.
Кадровый конкурс в декабре 2017-го с преимуществом в один голос выиграл известный художник одесского происхождения Александр Ройтбурд. Его конкурентами также выступили прежний директор музея Виталий АБРАМОВ и его заместитель Сергей СЕДЫХ.
Казалось бы, есть результаты, объективность которых никто не оспаривал, есть победитель с конкретной программой. Тем не менее, комиссия по культуре при Одесском облсовете выступила против назначения. Параллельно в СМИ и в Интернете была развернута классическая кампания черного пиара о Ройтбурде лично. Приписывалось авторство чужих полотен, привлекались никому не известные эксперты.
Закончилось все провальным голосованием в облсовете: «за» — только 28 депутатов. Наиболее активно против назначения выступали деятели пресловутого «Оппоблока», в частности, большой почитатель «русского мира» Виталий САУТЕНКОВ. Подогнали также массовку под стены совета. Аргументы приводили на уровне советских времен: мол, кандидат рисует аморальные картины.
Само голосование было формальным: по закону, депутаты обязаны утвердить назначение победителя. Очевидно, верх взяли самый обычный провинциальный обскурантизм и типичное советское мракобесие: носителям такого мировоззрения наилучшим вариантом изменений мерещится отсутствие любых изменений. Новые идеи — угроза, новые люди — угроза в квадрате.
Во время кампании шельмования со стороны «ватных» деятелей, письма в поддержку художника подписали десятки деятелей культуры и искусства и журналисты, в том числе Сергей ЖАДАН, Юрий АНДРУХОВИЧ, Матвей ВАЙСБЕРГ, Анатолий КРИВОЛАП, Влад ТРОИЦКИЙ, а также украинские музейщики, в частности, руководители Национального художественного музея Украины, «Мистецького Арсеналу», Национального центра Довженко.
В конечном итоге, глава Одесской областной государственной администрации Максим СТЕПАНОВ все-таки назначил Александра Ройтбурда директором Одесского художественного музея.
За неполные два года при новом директоре в музее состоялось следующее:
• ремонт Серебряковского зала — теперь там не течет крыша;
• началась системная реставрация картин;
• куплено 32 рамы и музейное стекло на 62 000 гривен (деньги собраны на фандрайзинге Ройтбурдом лично);
• проведена выставка «Спецфонд»;
• проведены лекции и выступления Сергея Жадана, группы «Хамерман Уничтожает Вирусы», Андрея Орлова и тому подобное;
• запущена школа юного музейщика, на которую дети ходят без всякого принуждения;
• один день в месяц — свободный вход в музей (около 1000 посетителей);
• в течение 2018 года меценаты пожертвовали музею 1,2 миллиона гривен;
• коллекция пополнена десятками новых работ, стоимость которых 4 миллиона гривен;
• установлен билетный принтер;
• в 2016-м на билетах и экскурсиях музей заработал 551 000 грн, в 2017 — 742 000 грн, за год работы Ройтбурда — 1 760 975 грн.
Облсовет, впрочем, просто так не сдался и 4 сентября прошлого года со второй попытки таки освободил художника от должности. Однако Ройтбурд продолжал де-факто выполнять обязанности руководителя и обжаловал увольнение в суде. Областная государственная администрация тоже не стала разрывать контракт. Судебное заседание неоднократно переносили по причине неявки представителей ответчика. В конечном итоге, здравый смысл победил.
«Я НАДЕЮСЬ, ЧТО ВМЕСТО АРХАИЧНОЙ СОВЕТСКОЙ ИНСТИТУЦИИ МЫ ПОСТРОИМ СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ»
Александр Ройтбурд о...
• Решении занять должность директора:
— Ко мне приходили волонтеры, которые поддерживали музей, — кое-кто из них в настоящее время является частью нашей команды — и просили уговорить тех или иных людей в Одессе или в Киеве занять должность. В музее на то время был кризис власти. Было непонятно, сможет ли тогдашний директор, господин Абрамов, продолжать выполнять свои обязанности, конструктивные кандидатуры не удавалось найти, и закончилось это тем, что никого не уговорили, поэтому я решил пойти на это сам. Еще один мотив: я понял, что не имею права критиковать Одессу, если сам отстраняюсь от возможности, хотя бы на каком-то участке изменить ситуацию к лучшему и сделать серьезный проект, который бы улучшил и имидж, и жизнь города.
• Личной истории с музеем:
— Я его знаю с детства. Мог еще тогда с закрытыми глазами проводить по нему экскурсии дома и говорить, где какая картина висит. Однако, когда я сюда приходил в более взрослом возрасте, мне не очень нравилось, что какие-то вещи по 40 лет висят на одном и том же месте. А кое-где экспозиция даже хуже, чем в советские времена. Создавалось впечатление, будто жизнь закончилась и здесь как будто кладбище. Хотя музей может стать не просто ячейкой, а флагманом модернизации культуры, чего Украине крайне необходимо. Поиски через 300—400 лет того, кто прав, а кто виноват, где была измена, а где победа — это абсолютно деструктивно. Будущее имеет страна с проектом этого будущего, с рациональным экономическим концептом развития и прогрессивной культурной политикой. Причем последняя включает не только искусство, но и позиционирование страны в мире, образование, здравоохранение и тому подобное. Сегодня же мы еще не обрезали пуповину ни с советской системой, ни — окончательно — с Россией.
• Сотрудничестве с коллективом:
— Я этого менее всего ожидал — эти бабушки и ветераны музея стали моими сторонниками. У меня весьма дружеские отношения с главной хранительницей коллекции, которая чудом все сохранила. Она 50 лет в музее — и ни одной пропажи не было. И еще — у всех понимание того, что что-то нужно менять.
• Направлении изменений:
— Главная проблема — ограниченность ресурса. Я думал с архитекторами, как увеличить выставочные плоскости. Это предельно важно. Если увеличить музей втрое, то он станет в 30 раз интереснее. У нас много периодов искусства лежат в хранилище, никто их не видит. Мы не можем адекватно выставить соцреализм — да, он монструозный, но сегодня уже интересный; полноценно представить подборку советского андерграунда — «сурового стиля» — тоже есть в запасниках. Не можем начать собирать современное искусство — потому что некуда его ставить. Не можем сделать из музея полноценный хаб, потому что негде лекцию прочитать. Не можем организовать сувенирный киоск или публичную библиотеку. Не в состоянии принять нормальную экспозицию, потому что наши залы не отвечают музейным стандартам. Нам нужно делать капремонт, потому что я видел карту, где в здании заметно пять больших трещин — горизонтальных, вертикальных. Этот же дом из ракушника, построен в 1827 году. Он с тех пор не ремонтировался, только косметически.
Стратегия меняется на ходу, в зависимости от того, где возникает очередной подводный камень, где появляются очередные союзники или очередные противники. Иногда приходится чуть ли не партизанить. Но если есть стимул, то работать интересно. Самое ценное для меня в этой работе — это визионерская часть.
• Об оппонентах:
— Противодействуют нам на уровне инстанций, которые, если могут нам что-то не подписать, то и не подписывают. Это пассивный вариант. Активный — не утихают атаки со стороны депутатов, которые устраивали скандалы еще на стадии моего назначения. Преимущественно этим занимается их, так сказать, лидер, Виталий Саутенков. Обвиняли меня, что я хочу подменить картины из музея. Говорили, что все оригиналы продам Марине Порошенко или банкиру Вадиму Мороховскому — это две конкурирующих версии.
• О надежде:
— Я надеюсь, что вместо архаичной советской институции мы построим современный музей, который изменит представление и об Одессе, и о том, что такое музей в Украине. Ведь потенциал такой институции, как музей, огромный. Просто в нашей стране не понимают этого.
• О последующих действиях после судебного решения:
— Я не хочу войн с областным советом, я хочу, чтобы оно [решение] стало основанием для установления нормальных рабочих отношений.
СПРАВКА «Дня»
Александр Анатолиевич Ройтбурд (род. в 1961-ом, Одесса) — украинский художник. В 1983 году окончил художественно-графический факультет Одесского педагогического института. С 1993-го — соучредитель ассоциации «Новое искусство» (Одесса). С 1993 по 1999 гг. работал арт-директором, а с 1999 по 2001 — президентом этой ассоциации. 1997—1999 гг. — глава Правления Центра современного искусства Сороса (Одесса), 2001—2002 гг. — региональный координатор фестиваля «Культурные герои» (Одесса), в 2002-м — директор Галереи Гельмана в Киеве. Участник свыше 100 выставок и художественных проектов.
Одесский художественный музей расположен в центре Одессы, в здании дворца Потоцких, памятнике архитектуры начала XIX века.
Был открыт 6 ноября 1899 года стараниями Одесского общества изящных искусств (основано в 1865 г.) Музейное собрание началось с картин, переданных для музея Петербуржской Академией искусств. В настоящее время экспозиция Одесского художественного музея размещена в 26 залах.
В коллекции представленные произведения мировых и украинских художников, среди них — Валентин Серов, Михаил Врубель, Николай Рерих, Борис Кустодиев, Александр Бенуа, Константин Сомов, Василий Кандинский, а также Владимир Боровиковский, Константин Трутовский, Николай Пимоненко, Сергей Васильковский, Александр Мурашко, Петр Левченко, Мария Примаченко, Михаил Дерегус, Адальберт Эрдели, Федор Манайло, Йосип Бокшай, Тарас Шевченко.
Выпуск газеты №:
№26, (2020)Section
Культура