Перейти к основному содержанию

Почему цензоры требовали от Дж. Верди переделать «Бал-маскарад»?

Эта опера станет пятым совместным украинско-итальянским творческим проектом, осуществленным на киевской сцене
04 июня, 19:38

Об истории написания оперы и тернистом пути «Бала-маскарада» к зрителям — рассказывает «Дню» заведующий литературной частью Национальной оперы Украины Василий ТУРКЕВИЧ:

— «Бал-маскарада» Джузеппе Верди — двадцать шестое произведение, написанное 46-летним итальянским композитором, интересная и даже драматическая история, связанная как с ее созданием, так и с невероятно тяжелой сценической биографией.

Впервые к популярной в свое время одноименной драме Эжена Скриба обратился выдающийся французский композитор Даниель Франсуа Обер, опера которого «Густав III, или Бал-маскарад» (1833 г.) хотя и имела успех, но недолго продержалась в репертуаре. На этот же сюжет в Неаполе и еще в нескольких итальянских городах шла в тридцатые годы ХIХ в. опера довольно известного композитора Саверио Меркаданте. Но эти композиторы отдавали преимущество не историческим, а жизненным обстоятельствам, сводя сюжет к так называемому любовному треугольнику, что значительно обедняло раскрытие музыкой литературной первоосновы.

Джузеппе Верди также обратил свое внимание на либретто Э. Скриба. Композитора заинтересовали реальные обстоятельства события 1792 года. Отзвуком Великой Французской революции, которая провозглашала лучшим государственным строем республику, в Швеции стало убийство во время концерта-маскарада в придворном оперном театре короля Густава III.

«Меня охватывает отчаяние. В последнее время я просмотрел множество драм (среди которых есть просто таки прекрасные), но не нашел ни одной, которая бы подошла для будущей оперы... Сейчас углубился во французскую драму «Густав III», либретто Скриба, поставленную в Opera лет двадцать назад. Она прекрасна и дает широкие возможности. Но и здесь есть условности, присущие всем оперным либретто, что мне никогда не нравилось, а теперь даже отталкивает. Поэтому, я в отчаянии, потому что сейчас уже довольно поздно искать какие-то другие сюжеты...», — писал композитор своему импресарио В. Торелли 9 сентября 1857 года.

Борьба с тиранией была идейной доминантой большинства великих опер знаменитого итальянского композитора — «Набукко», «Аида», «Ломбардийцы», «Аттила», «Битва при Леньяно», «Макбет» и др. Политический подтекст либретто оперы «Бал-маскарад» под названием «Месть в домино», написанный по сценарному плану самого Верди поэтом Антонио Сомма, сразу усложнил путь нового произведения к сцене.

Согласно контракту с импресарио Торелли это произведение, созданное Верди на каком-то особом, даже для него еще невиданном подъеме, буквально через несколько месяцев должно быть показано в неаполитанской опере San Karlo в феврале 1858 г. Но за несколько недель до премьеры произошло довольно похожее на ситуацию в «Бал-маскараде» событие. Итальянский патриот Феличе Орсини, жертвуя своей жизнью, совершил покушение на императора Наполеона III, что стало причиной монархического террора, и не только во Франции и Австрии, которые продолжали растаптывать честь итальянского народа, начиная со времен Бонапарта. Неаполитанский король Фердинанд Бурбон, ознакомившись с содержанием новой оперы, обвинил Верди в том, что своим произведением тот подстрекает народ к неповиновению и революции, даже призывает к террору против династии. Верноподданнический директор неаполитанского театра герцог Вентиньяно создал специальную комиссию, которая бы внесла изменения в либретто новой оперы Верди. Было предложено перенести события в средневековую Флоренцию, главным героем должен стать не король, а дворянин. И убийство должно состояться не во время королевского маскарада... При таких изменениях полностью разрушались не только музыкальная драматургия и среда оперного полотна, но и его дух. Композитор считал это не только оскорбительным для себя, но и недопустимым в творческом процессе, поэтому категорически отказался вносить изменения в уже готовое произведение.

Это был далеко не первый конфликт Дж. Верди с цензурой. Австрийское правительство осталось недовольным его оперой «Набукко», каждый спектакль которой выливался в политические манифестации, а оперу «Ломбардцы» настаивал снять с репертуара миланский епископ Гайсрук. На этот раз неаполитанский двор пошел даже далее, подал на Верди в суд, заставляя его покрыть убытки на постановку запрещенной оперы. Но композитор остался непреклонным. На его сторону стало все европейское культурное сообщество. Королевской власти пришлось пойти на компромисс: композитору отдали партитуру и позволили покинуть Неаполь при условии, что в следующем году он здесь поставит оперу «Симон Бокканегра».

Верди передал «Бал-маскарад» римскому театру «Аполло», где 17 февраля 1859 года и состоялась премьера. Однако полностью обойти цензурное запрещение на сюжет с отражением цареубийства Верди таки не удалось. Чтобы спасти оперу и показать ее зрителям, пришлось, в первую очередь, выполнить требование папской курии, которая настояла перенести события из Европы, «снизить» статус героев: король Густав становится губернатором американского штата Бостон Ричардом, его убийца офицер Анкарстрем — секретарем губернатора Ренато, изменены были имена и всех других героев. Окончательную редакцию оперы сделал постоянный либреттист Дж. Верди Ф. Пиаве. Однако осталось главное — яркая музыкальная драматургия, мелодичное богатство, глубокий психологизм героев, настоящие, шекспировского напряжения, страсти. Жертвой жестокой придворной интриги становится Ричард (в дальнейшей редакции Рикардо), которого Ренато безосновательно обвиняет в прелюбодеянии с собственной женой Амелией. Ослепленный жаждой мести бывший друг графа не хочет верить никому, считая, что только кровью обидчика он может смыть свое бесчестие. Он готов не просто примкнуть к политическим мятежникам, но и лично совершить акт убийства. Верди мастерски пользуется средствами контрастов, наполняя праздничную атмосферу придворной жизни ощущением тайны, зловещего, неотвратимости пророчества.

По музыкальной драматургии, яркости вокальных партий и солистов, и хора, и оркестрового звучания, построению ансамблей опера занимает одно из наиболее выдающихся мест в творческом наследии итальянского композитора. В этой опере остро утверждаются извечные моральные постулаты человечества: добро и зло, честь и подлость... Каждый персонаж этой оперы на удивление четко декларирует свое отношение и понимание жизненных идеалов. «Трагический конфликт в душе Ричарда между любовью к Амелии и чувством долга; подозрение в прелюбодеянии превращают его искреннего друга Ренато в заклятого врага; мотивы фатума в зловещих пророчествах Ульрики; тайный убийца на балу; мелодраматическая развязка с кровной местью и смертью благородного героя, который прощает своих убийц — ситуация, близкая ко многим, ранее написанным Верди операм...» (Л. Солнцева. Джузеппе Верди.-М., 1986). И все же своей музыкальной яркостью и выразительностью именно эта опера существенно отличается от всех других.

Начинается яркая сценическая биография одного из лучших произведений Дж. Верди, которое с успехом шло под названием «Амелия» во многих итальянских театрах, на сценах Франции, Италии, Германии. В 1861 году Верди переделал трехактную оперу для Парижа, дописав два действия, что дало основание относить это произведение к гранд-спектаклям, которые так успешно завоевывали сценические подмостки мировых столичных опер. Впоследствии на основе этих двух редакций появилась четырехактная версия, которая получила наибольшую популярность и ставилась на самых больших оперных сценах мира. Сейчас практически невозможно составить реестр постановок «Бал-маскарада» даже в крупнейших театрах. Опера уже исторически относится к самым репертуарным в мире.

В 1947 году постановщики оперы «Бал-маскарад» на сцене Ла Скала, в частности в оформлении выдающегося художника Бенуа, вернули действие в среду королевского двора. Однако некоторые театры, в частности и Московский Большой, в последние десятилетия ознакомили своих зрителей с парижской редакцией, действие которой происходит с королевским размахом, но в далеком и провинциальном Бостоне, что вызвало двусмысленность восприятия музыки и сценической среды.

В царской России «Бал-маскарад» впервые показала в 1861 году Итальянская опера, а спустя почти десять лет оперу поставил императорский Мариинский театр в Петербурге, где творчество Верди всегда наиболее благосклонно воспринималось как артистами, так и зрителями. В 1870 году «Бал-маскарад» был включен в репертуар Киевской оперы и стал вторым вердиевским (после «Травиаты») спектаклем театра. В сентябре 1885 года киевляне увидели спектакль в исполнении еще и Итальянской труппы при участии выдающихся певцов Баччи (Рикардо) и Пимазонни (Ренато). В 1911 и 1914 гг. партию Ренато на киевской сцене исполнил «король баритонов» Маттиа Баттистини.

Почти через пятидесятилетний перерыв театр обратился к «Балу-маскараду» только в 1955 году. Постановку осуществили дирижер Вениамин Тольба и режиссер Леонид Варпаховский, ученик Всеволода Мейерхольда. И постановка не сходила с киевской сцены более двадцати лет (!), несколько раз в виду прихода в труппу новых певцов, возобновлялась в последний раз в 1973 году выдающимся украинским дирижером ХХ в. Степаном Турчаком. В «Бал-маскараде» раскрылось мастерство блестящей плеяды киевских вокалистов. Главные партии пели: Василий Козерацкий, Василий Третяк, Виктор Борищенко, Владимир Федотов, Александр Востряков (Рикардо), Михаил Гришко, Сергей Козак, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев (Ренато), Лиля Лобанова, Таисия Пономаренко, Евдокия Колесник (Амелия), Елизавета Чавдар, Бела Руденко, Клавдия Радченко, Надежда Куделя, Нина Миссина (Оскар), Лариса Руденко, Галина Туфтина, Элеонора Томм, Вера Любимова, Валентина Река (Ульрика). Также в киевском спектакле «Бал-маскарад» пели известные зарубежные исполнители — Ладислав Коня (Бухарестская опера), Жан Пирс (Метрополитен опера),Луиджи Оттолини (Ла Скала) и др.

Постановка «Бала-маскарада» еще больше обогатила вердиевский репертуар Национальной оперы Украины не только в количественном, но и в качественном измерении. Через полвека второй раз обратившись к этой опере, мы прикоснулись к музыкальному шедевру, который не может оставить равнодушным ни исполнителей, ни слушателей.

Национальная опера Украины может заслуженно гордиться тем, что в ее репертуаре, может быть, как в ни одном другом европейском театре, представлен Верди всех его творческих периодов и включает сейчас семь произведений: «Аида», «Набукко», «Травиата», «Макбет», «Трубадур», «Бал-маскарад», а также бессмертный Реквием.

Премьера оперы состоится 6 и 8 июня. Это совместный украинско-итальянский творческий проект театра и Итальянского института культуры. Спектакль ставят: режиссер Итало Нунциата (он запомнился нашей публике по операм «Манон Леско» и «Макбет», поставленных на киевской сцене), дирижер Владимир Кожухар; сценограф Мария Левитская, хормейстер Лев Вениктов. В главных партиях выступят солисты: Татьяна Анисимова, Дмитрий Попов, Владимир Опенько, Лидия Забиляста, Татьяна Пименова, Петр Приймак, Сусанна Чахоян и другие.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать