Перейти к основному содержанию

Почему украинские театры не ставят Вагнера?

Ради премьеры «Летучего голландца» стоит приехать в Донецк
11 декабря, 14:07
В ПУЧИНУ ВАГНЕРОВСКОГО «ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА» СЛУШАТЕЛЕЙ ПЕРЕНЕСЛИ ИСПОЛНИТЕЛИ ГЛАВНЫХ ПАРТИЙ: СЕНТА — ЛЕСЯ АЛЕКСЕЕВА (НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА УКРАИНЫ), ГОЛЛАНДЕЦ — АНДРЕАС МАККО (ГЕРМАНИЯ)@ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Донбасс-Опера доказала, что сегодня является главным академическим театром нашей страны. «День» в №214 и №224 уже писал о готовящемся масштабном творческом немецко-украинском проекте (фоторепортаж о премьере можно посмотреть на сайте нашей газеты www.day.kiev.ua). А в субботу коллектив Донецкого национального театра оперы и балета им. А. Соловьяненко провел настоящий мастер-класс.

На премьеру легендарной оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера (это произведение впервые было поставлено в Украине!) приехали не только донетчане — первая леди Людмила Янукович, губернатор Андрей Шишацкий, спикер облсовета Андрей Федорук, мэр Донецка Александр Лукьянченко, но и Посол Германии в Украине Кристофер Вайль, генконсул Германии в Донецке Клаус Цилликенс, руководители оперных театров Одессы, Харькова, президенты вагнеровских обществ и Гете-Института, а также все те, кто любит оперное искусство.

Над этим проектом трудились два года. Постановка вышла уникальной и дорогой (3,5 млн грн). Спектакль создавался по оригинальной партитуре автора и исполнялся на немецком языке с украинскими субтитрами.

Инициаторами постановки выступили руководство Донбасс-Оперы и Генеральное консульство Германии в Донецке, которое приобрело для театра оригинальный нотный материал издательского дома Breitkopf. Коллектив театра готовился очень скрупулезно: были этапы предварительной подготовки, украинским вокалистам пришлось преодолеть языковый барьер, разучивая немецкие тексты, были изготовлены уникальные декорации (их вес — девять тонн!) и куплен видеопроектор, позволяющий передавать бушующее море, а всю сцену закрыл огромный наклонный помост — имитация корабельной палубы, которая зафиксирована под углом, создавая некий 3D-эффект. Специально для спектакля были пошиты три сотни костюмов, париков и т.д.

— Постановка оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» — уникальный украинско-немецкий культурный проект и начало ряда мероприятий, приуроченных к 200-летнему юбилею композитора, который мы будем отмечать в 2013 году. То, что взялись за эту постановку, говорит о высоком профессионализме нашего оркестра, хора, балета и солистов. Я уверен, что «Летучий голландец» станет сюрпризом для поклонников оперы не только в Украине, но и в Европе, потому что и на родине Вагнера не многие театры, зная сложность этого произведения, решаются ставить эго у себя на сцене», — сказал художественный руководитель Донбасс-Оперы Вадим ПИСАРЕВ.

— Сегодня Донбасс — не только край металлургии и угледобычи, здесь можно послушать оперу, поставленную на современном европейском уровне!» — отметил Генеральный консул Германии в Донецке Клаус ЦИЛЛИКЕНС.

Напомним, «Летучий голландец» — одна из первых опер Рихарда Вагнера, написанная по его собственному либретто и увидевшая свет в Дрездене в 1843 г. Существовало много вариантов легенды о Голландце, прежде чем композитор кристаллизовал их в свою оперу. Сегодня это произведение входит в репертуар многих оперных театров мира.

В Донецком оперном театре немецкий режиссер-постановщик Мара КУРОЧКА несколько изменила либретто: «В оригинальном варианте это история о несчастной любви, в финале которой главная героиня Сента, чтобы доказать свою верность Голландцу, сводит счеты с жизнью, бросившись со скалы. Я рассказываю «Летучего голландца», как лихорадочный сон Сенты. Во сне Сенты мы переживаем происходящие события с ее эмоциональной точки зрения. Перед нами предстает ограниченный, меркантильный, враждебный и очерствелый мир, в котором правят отец Сенты и Мэри. Сента мечтает о Голландце и видит в нем вымышленную родственную душу. В этой постановке для меня речь идет о том, чтобы через историю Сенты передать ощущение жизни ХІХ века, приблизиться к нему, насколько это возможно, исходя из современной перспективы, так как я вижу сильные параллели с нынешним социальным настроением. Глобализация, гиперкапитализм, сдвиги в ценностях ведут к тому, что одиночка чувствует себя бессильным... Это не первая моя постановка Вагнера. Для меня было важно найти, что беспокоило людей в то время, и провести параллель с современным миром».

С помощью уникального видеопроектора сценографы Торге Меллер и Момме Хинрихс сумели создать иллюзию плывущего корабля, бушующего моря и даже картины подводного мира. Казалось, что морские волны вот-вот перекинуться в оркестровую яму, а дальше затопят весь зрительный зал! А когда появлялся корабль-призрак, то зрелище было настолько завораживающим, что зрители забывали смотреть на титры, увлеченные потрясающей музыкой и «картинкой».

К постановке «Летучего голландца» были привлечены: Василий Василенко (главный дирижер Донбасс-Оперы) и Михаил Синькевич (Мариинский театр (Санкт-Петербург), дирижировал премьерой), режиссер-постановщик — Мара Курочка (Германия), хормейстер-постановщик — народная артистка Украины Людмила Стрельцова, художники-постановщики — Момме Хинрихс, Торге Меллер, Юлия Харттунг (Германия); исполнитель партии Голландца — Андреас Макко (Германия), Даланда — Вальтер Финк (Австрия), Сенты — лауреат международных конкурсов Леся Алексеева (Национальная опера Украины), а в детстве — Лиа Бочарова (семилетня школьница из Донецка), хор и оркестр Донецкого оперного театра им. А. Соловьяненко.

Руководитель проекта — генеральный директор театра, заслуженный деятель искусств Украины Василий Рябенький; художественные консультанты проекта: художественный руководитель Донбасс-Оперы — народный артист Украины Вадим Писарев и директор компании Pro Musica Classic Александер Янков (Швейцария). То, что спектакль украсил афишу Донбасс-Оперы, стало возможным благодаря поддержке украинских и немецких партнеров: Донецкой областной государственной администрации, Донецкого областного совета, Посольства Германии в Украине, Генерального консульства Германии в Донецке, Немецкого культурного центра «Гете-Институт» в Киеве и компании СКМ.

— Очень интересная режиссура, много нового в сценографии, — сказала «Дню» известный музыковед, председатель Вагнеровского общества в Киеве и постоянный автор нашей газеты Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО. — Эта премьера — огромное событие для Украины. Не хочется говорить о некоторых замечаниях, так как позитив значительно перевешивает негатив. В спектакле были сложности, но они зависят от автора — Вагнера. «Летучий голландец» — первая реформаторская опера композитора, и тут у маэстро есть двойной принцип. С одной стороны, Вагнер движется вперед, к целостности произведения, а с другой — композитора сковывали старые оперные условности, которые трудно поставить на сцене. Оркестр поначалу звучал несколько прямолинейно, а дальше музыканты разыгрались. Исполняя произведения Вагнера, очень важно, как звучат духовые и медные инструменты, а это ахиллесова пятя многих оперных оркестров не только в нашей стране! Но то, что коллективу Донецкой оперы удалось поднять такую сложную партитуру, — слава и хвала! Очень хорош исполнитель партии Голландца — Андреас Макко (Германия) — органичный певец, понравился и Даланд — Вальтер Финк (Австрия). Может, последний и не обладает богатым и мощным голосом, но он вытягивает свою роль как актер. Сента (Леся Алексеева) — сценичная, но певице еще не все удается одинаково (были неровности в вокале, особенно в начале баллады), но в общем ей удалось создать целостный образ героини. Сценография спектакля потрясающая! Особенно первый акт, а второй, где начинаются вагнеровские трудности (с социальной условностью), до конца постановщикам не удалось решить. Несколько вялое действие и по музыке. Возможно, это было премьерное волнение...

Следующий год пройдет в мире как Год Вагнера, но ни один из оперных театров Украины, кроме Донбасс-Оперы, не решился на постановку из наследия немецкого классика. Хотя напомню, что в Киевской опере во времена Булгакова шли пять опер композитора, а во Львове до советской власти ставили почти все его оперы. И в Харькове публика слышала произведения Вагнера. Хорошо, что ныне в Донецке восстановили прерванные традиции...

Знаете, для меня незабываемой была постановка Гарри Купфера, показанная на Байройтском фестивале. Он первый построил спектакль как предсмертные галлюцинации Сенты. Героиня не расставалась с портретом Голландца... Режиссер Мара Курочка, видимо, вдохновилась тем спектаклем и тоже решили сделать главным героем не Голландца, а Сенту.

—Я сравниваю впечатления от этого спектакля с постановкой в Байройте (на Вагнеровском фестивале). Тут в зале акустика хуже, но в процессе действия оркестр прозвучал довольно убедительно, — поделился своими впечатлениями кандидат искусствоведения, председатель Вагнеровского общества в Харькове Александр СЕРДЮК. — Режиссер Мара Курочка попыталась по-другому взглянуть на сюжет и расставить акценты. Что касается солистов, то Даланд (Вальтер Финк) меня убедил, а к Голландцу (Андреас Макко) пришлось привыкать. Он и Сента (Леся Алексеева) показались несколько рациональными, и мне не хватало эмоциональной харизмы. Но в целом спектакль очень хороший. Ведь не следует забывать, что у нас Вагнер редко исполняется, он трудный композитор и у наших артистов и музыкантов нет опыта.

...Когда спектакль окончился, в зале долго не смолкали овации. Эта премьера для Донбасс-Оперы, да и для всей нашей страны, стала образцом, на который нужно равняться! А режиссерам и сценографам всех оперных украинских театров стоит посмотреть спектакль, чтобы понять, как по-новому можно ставить оперу, чтобы в зале был аншлаг.

Вновь окунуться в пучину вагнеровской музыки и оценить постановку Донбасс-Оперы можно 12 декабря, а в следующий раз спектакль «Летучий голландец» покажут 14 и 17 февраля. Поверьте, ради этой премьеры стоит приехать в Донецк!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать