Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему жители Бучача не хотят отдать «своего» Пинзеля в Лувр

10 августа, 12:19
СКУЛЬПТУРЫ ПИНЗЕЛЯ В КОСТЕЛЕ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (БУЧАЧ) / ФОТО ВИКТОРА ГРЕБЕНЕВСКОГО

Жители древнего Бучача, которому уже свыше 750 лет, гордятся тем, что именно там работал, женился и жил с семьей гениальный Иоанн Георг Пинзель. Городская ратуша, костел Успения Пресвятой Богородицы, церковь Святой Покровы украшены его руками. Но когда в XVIII веке галицкий Микеланджело создавал свои шедевры в храмах во славу Божью, он и подумать не мог, что когда-то они окажутся в музеях. Художественные заведения оказались спасением от советской атеистической системы. Сейчас религиозные общины Бучача стремятся вернуть «свои» творения Пинзеля, создав для их безопасного хранения все необходимые условия. Так, в 2010-ом, в последние дни президентства Виктора Ющенко, из Тернопольского художественного музея были возвращены в церковь Святой Покровы Диаконские врата. Правда, почему-то только на семь лет. Однако общество и на это согласилось, надеясь за это время добиться окончательного возвращения святыни в храм. Теперь эти Диаконские врата попали в список для выставки в Лувре. Также в перечне и скульптура Святого Ануфрия из храма в его честь в с. Рукомиш. Поэтому в конце июля специалисты по вопросам реставрации и работники Тернопольского художественного музея приехали в Бучач с целью забрать Диаконские врата. Возле церкви встретились с возмущенной общиной и представителями местной власти. Люди просто не верят, что их святыня вернется назад не то, что в Бучач, но в Украину вообще, ведь информация в письме министра культуры Украины, который показал директор Тернопольского областного художественного музея Игорь Дуда, не вызывала доверия. Как утверждают в комиссии по вопросам сохранения историко-культурных ценностей Бучачского райсовета, о том, что святыни Бучача поедут в Лувр, раньше им вообще никто официально не сообщал. Кстати, с 2009 года в Бучачском районе действует решение сессии райсовета, которое запрещает вывозить историко-культурные и сакральные ценности за его пределы. Ведь жители Бучача имеют горький опыт. Начиная еще с советских времен количество работ Пинзеля в Бучаче уменьшилось по той причине, что их просто не вернули из реставрации или выставок. Немало из них просто исчезло бесследно. Жители Бучача обратились за помощью к народному депутату Украины Василию Деревляному, который адресовал депутатское обращение премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой разобраться в данной ситуации и приостановить вывоз работ Пинзеля за границу. А пятого августа общество приняло решение обратиться к Президенту Украины с просьбой обеспечить выполнение статьи 17-й Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Жители Бучача вспоминают слова авторитетного искусствоведа Бориса Возницкого, которые он сказал, приехав по приглашению настоятеля храма Святой Покровы (УГКЦ), отца Василия Шафрана, когда отец взялся за реставрацию алтарей Покровской церкви: «Вещи сакрального искусства, созданные для храмов, должны быть в храмах. Так принято во всей Европе».

КОММЕНТАРИИ

Елена СУРМЬЯК, заместитель начальника орготдела Бучачского районного совета, председатель комиссии по вопросам сохранения историко-культурных ценностей в Бучачском районе:

— Из церкви Святой Покровы было вывезено девять работ Пинзеля, в том числе золотые Царские врата и Диаконские врата из иконостаса. Но если Диаконские врата мы нашли, то Царские, как свидетельствуют переданные нам письма Бориса Возницкого, в 1986-ом году (по решению Бучачского райисполкома) были отправлены в экспозицию выставки в Европу. Однако ни одного документа, который бы подтверждал это, в архивах не нашлось. А Царские врата так к нам и не вернулись, да и не известно, где они. Мы имеем такой же горький опыт с шестнадцатью каменными скульптурами Пинзеля из Бучачской ратуши, которые взяло на реставрацию в 1987 году Львовское государственное предприятие «Укрзахидпроэктреставрация». На наш запрос ответили, что с тех скульптур пытались сделать копии, и все было утрачено с выселением реставрационной мастерской. Ответственность за это никто не понес и не понесет. Мы обращались в 2009—2010 годах в прокуратуру: и Тернопольскую, и Львовскую, и Генеральную. Нам сказали, что в этом не видят состава преступления. Когда нам передали Диаконские врата, то мы выполнили все условия, которые перед нами поставили: обеспечение теплового режима, режима влажности, сигнализация, охрана и так далее. В настоящее время музей Пинзеля во Львове не имеет таких условий хранения, которые обеспечил для «своего» Пинзеля Бучач в храмах. А о том, что будет экспозиция в Лувре, нам никто официально не сообщал и с общественностью этот вопрос не обсуждали. Об этом мы могли узнать лишь из интернета и СМИ. А в последнее время об этом вообще никто не говорил. Поэтому мы были очень удивлены, когда приехал пан Дуда и привез письмо от министра культуры Кулиняка, в котором говорится не только о том, что забирают у нас непосредственно Диаконские врата, но и десять произведений Пинзеля, которые также все из бучачских храмов, а в настоящее время находятся в Тернопольских областных краеведческом и художественном музеях! Это те скульптуры, за которые фактически с 1995 года воюют, чтобы вернуть их назад. Нам не показали ни единого документа, где объяснялось бы, какое соглашение есть между Министерствами культуры Украины и Франции, где конкретно будут выставляться произведения Пинзеля, на какой период их берут. Кто гарантирует их возвращение, кто финансирует транспортировку? Не будет ли такого, что французы оплатят перевозку во Францию, а назад некому будет возвращать, потому что не будет средств? Ни на один из этих вопросов нам никто ответ не дал. А на вопрос, кто гарантирует возвращение скульптур в Украину, директор Тернопольского художественного музея Игорь Дуда ответил, что государство Украина. А на сегодня это понятие очень относительное.

Мария ШАФРАН, член Комиссии по вопросам сохранения историко-культурных ценностей в Бучачском районе, катехит церкви Святой Покровы (УГКЦ):

— С 1995 года отец Владимир добивается возвращения произведений Пинзеля, которые были созданы для церкви Святой Покровы. Это были разговоры с Министерством культуры Украины, нас поддержал тогдашний голова Тернопольской ОГА Василий Коломийчук... А когда нам привезли Дьяконские ворота, то люди плакали от радости. Собралась целая площадь народа во время их освящения. Это святыня, к которой мы даже не прикасаемся. У нас они под автономной сигнализацией, как и сама церковь. Что касается выставки, то есть же практика цивилизованных стран и даже, в частности, России. Россияне, когда везли в Лувр свою экспозицию, взяли только два оригинала, а остальное — копии! Нас столько раз обманули... А если хотите посмотреть на творения Пинзеля, приезжайте — и мы вас чистосердечно встретим!

Игорь ХОМИН, главный хранитель фондов Львовской национальной галереи искусств:

— Все документы, необходимые для передачи скульптур Пинзеля Львовской галерее, были сделаны и заблаговременно переданы. Дело в том, что Дьяконские ворота из храма Святой Богородицы в Бучаче являются собственностью Тернопольского художественного музея. И договор на передачу Львовской галерее для экспонирования в Лувре заключен с Тернопольским художественным музеем. Поэтому наши работники не могли забирать ворота из церкви, так как в свою очередь Тернопольский музей имеет договор аренды с Бучачем. Но там случилось, как случилось — община Бучача не позволила взять из храма ворота. Относительно села Рукомыш, где находится скульптура Святого Онуфрия, мы заключили договор с общиной церкви Святого Онуфрия. С львовской стороны этот договор подписал директор Львовской галереи искусств, с рукомышской его должен был подписать настоятель храма Святого Онуфрия отец Михаил Суханец. Мы даже составили акт передачи скульптуры нашей галерее. Но и в Рукомыше сложилась такая же ситуация, как и в Бучаче — нам не отдали эту скульптуру. То есть события в Рукомыше, наверное, разворачивались под воздействием событий в Бучаче. Поэтому вопрос по состоянию на сегодняшний день открыт.

В целом мы должны везти в Лувр 28 скульптур. Нуждаются, конечно же, в реставрации все. Одни — в большем вмешательстве, другие — в меньшем. Над скульптурами, принадлежащими Львовской галерее искусств, работают львовские реставраторы. Над экспонатами, привезенными из Тернополя и Ивано-Франковска — мастера Национального центра реставрации из Киева. Реставрационные работы продолжаются с утра до вечера и без выходных.

Открытие выставки Пинзеля в Лувре запланировано на 21 ноября. Но Лувр намерен забрать скульптуры раньше, и это может произойти еще в начале октября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать