Перейти к основному содержанию

Под наком Симчича

Чем удивил театралов фестиваль «Коломыйские представления-2015»
22 сентября, 17:29
ЗАВЕРШАЛА ФЕСТИВАЛЬ «АННЫЧКА» ПО И. ОЗАРКЕВИЧУ — ЭТО ПРЕМЬЕРА КОЛОМЫЙЦЕВ. В РЕЖИССУРЕ ВАДИМА СИКОРСКОГО СПЕКТАКЛЬ ПРИОБРЕЛ ЯРКИЙ КОЛОРИТ КАРПАТСКОГО КРАЯ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ КОЛОМЫЙСКОГО ТЕАТРА ИМ. И. ОЗАРКЕВИЧА

Организаторы нынешнего Всеукраинского театрального форума (автор идеи и директор — Дмитрий Чиборак), который проходил на сцене Коломыйского драмтеатра им. И. Озаркевича в седьмой раз, в этом году посвятили его 100-летию своего знаменитого земляка, известного артиста театра и кино Василия Симчича. Творчество этого художника, которое было связано с Коломыйским театром, стало мерилом подлинности и правдивости для всех последующих актерских поколений.

Дух В. Симчича словно присутствовал в зале. Каждый вечер очередному спектаклю предшествовала страница его жизни и творчества. Высказывания Василия Ильича о театре, кино, своих героях звучали с экрана, а самым эмоциональным моментом становились фрагменты фильмов-легенд — «Каменный крест», «Захар Беркут», «Белая птица с черной отметиной» и «Пропавшая грамота».

Начался форум оперой «Наталка Полтавка» Котляревского — Лысенко в исполнении актеров Полтавского муздрамтеатра им. Гоголя. А завершился фест премьерой Коломыйского театра — комедийной оперой «Аннычка» по мотивам пьесы «Дівка на виданню, або На милування нема силування» священника, отца Ивана Озаркевича. Напомним, этим произведением основатель первого украинского театра на Галичине в 1848 г. адаптировал сюжет И. Котляревского к жизни покутских украинцев. Когда И. Франко посмотрел постановку, то прокомментировал эту интерпретацию так: «Озаркевичу хотелось подать Котляревского галичанам не в оригинале, а в подгорских одеждах. Он подгоняет язык оригинала к покутскому диалекту, кое-что сокращает, обходя локальные детали... В целом о. Озаркевич придал пьесе коломыйский колорит и для этого кое-где вместо украинских песен поставил галицкие»...

Осуществить постановку пьесы патрона театра Коломыйский драмтеатр планировал несколько лет и вот наконец творческие обстоятельства позволили осуществить давнюю мечту. Коломыйские зрители имели возможность увидеть оригинальную «Наталку Полтавку» и гуцульскую «Аннычку», фест соединил оба произведения в единственном художественном кругу.

«Наталка Полтавка» в режиссуре Ирины Нестеренко представлена в традиционном виде. Поражала этнографическая точность костюмов, хотя они иногда вступали в противоречие с социальным статусом главных героев, а рисованные декорации напоминали театр прошлых веков. Актеры демонстрировали вокал высокого уровня.

«Аннычка» (режиссер Вадим Сикорский) приобрела свежий, яркий колорит карпатского края. В оформлении сцены использованы красные полотнища разных геометрических конструкций, на них словно из атомов крови складываются очертания украинских орнаментов. Кажется, художник Наталья Тарасенко имела в виду зарождение национального, что, как говорится, «в крови» человека. Надо отметить и высокую культуру костюмов, в которых выдержаны правдивые национальные этнографические мотивы одежды карпатского края. Спектакль решен в духе театральной культуры времен отца Ивана Озаркевича. Перебросив духовный мостик из прошлого в настоящее, режиссер сделал изысканную стилизацию, где органично и убедительно зазвучал старинный диалект. Актеры работают по принципу открытого лицедейства, с выразительными а-part в зрительный зал, со смешными комментариями происходящего. Живой оркестр — наподобие «греческого хора», который комментирует события, состоит из действующих лиц. Каждый, исполнив свою сцену, возвращается в хор и играет на каком-то инструменте. Кстати, актеры для этого спектакля специально научились игре на музыкальных инструментах! Известные мелодии Николая Лысенко, талантливо интерпретированные Михаилом Тимофиевым (оркестровая версия) зазвучали по-другому, с мелодикой карпатского колорита. Этому способствовало присутствие характерных для этих мест инструментов — дрымбы, сопилки, трембиты, бандуры, ударных...

Аннычка (Марьяна Кодина) — центральная фигура повествования. С замечательным голосом, изысканной манерой исполнения она предстает гордой и непокорной. Не удивительно, что в такую красавицу, хотя и бедную, влюбляется Возный (Олег Кравчук). Он вовсе не похож на солидного представителя местной власти, скорее на суетливого Голохвастова. Поэтому и насмехается над его посягательствами Аннычка. Актриса демонстрирует целую палитру — поет весело и грустно, аккомпанируя себе на бандуре, она убедительна в беседах о любви и верности, органична в разговоре с матерью (Любовь Моцок), иронична с Возным и Выборным.

Благодаря музыке действие разворачивается в зажигательном ритме. Комедийную линию ведет Выборный (Василий Швец). Он рьяно дирижирует актерским оркестром и активно крутит интригу. Актер работает в интересной пластической манере (балетмейстер Мирослава Воротняк), он подвижен и непоседлив, от его комических кульбитов зал взрывается аплодисментами. Он словно демонстрирует ту комедию из рассказа Петра (Андрей Гнатюк), который видел «в городе» театр и об этой диковине рассказывает.

Котляревский в «Наталке Полтавке» предложил идеальную модель отношений власти и народа. Возный, как ни любил Наталку, все же учел искренность ее чувств к Петру и отступился. Власть дается для того, чтобы творить для людей добро. Мнение весьма наивное, но все же...

Надо отметить, что фестивальная афиша предложила камерную постановку «Искушение» Я. Новара (польский Театр им. Ванды Семашковой) с замечательным вокальным дуэтом двух актрис в жанре «театра-кабаре». В решении спектакля «О чем плачут вербы» по И. Карпенко-Карому Закарпатского театра им. братьев Ю.-А. и Е. Шерегиев режиссер Василий Шершун весьма творчески подошел к интерпретации известного сюжета «Обездоленной». Национальную почву, пластическое воплощение, музыкальный фон из композиций групп «ДахаБраха» и «Перкалаба» соединил классический сюжет с ощущением современности. Главной стала мысль, что человеческое слово способно повлиять и разрушить жизнь, насколько человек не защищен от влияния других.

Спектакль «Энни», инсценировка и постановка Людмилы Скрипки Черновицкого театра им. О. Кобылянской стал настоящей сказкой. Голливудской! Сочетание игры профессиональных актеров и воспитанников Детской студии дало плодотворные результаты. Драматичная история девочки-сироты Энни, изложенная языком мюзикла, по всем законам жанра, имела счастливый конец, а зрители увидели веселое действо с неожиданными поворотами сюжета.

Триумфально прошел спектакль «Не плачьте обо мне никогда» М. Матиос в исполнении Ларисы Кадыровой (совместный проект Национального театра им. И. Франко и Херсонского театра им. Н. Кулиша). Зрители увидели высокое актерское мастерство, оценили возможности перевоплощения, художественного таланта. Героиня Кадыровой — простая сельская баба Юстина, говорила к людям искренним сердцем и учила наивысшей мудрости жизни.

«Коломыйские представления» завершились юбилейным вечером памяти Василия Симчича. «Я буду приходить, когда меня уже не будет...» И он пришел в родную Коломыю, в свой театр, проницательными воспоминаниями друзей, коллег, учеников, родных. О его художественном духе, мастерстве актера и уникальности человека рассказывали художники: Виктор Маляревич, Дмитрий Наливайченко, Иван Гаврилюк, Ада Роговцева, сын — актер Коломыйского театра Зиновий Симчич. Звучал в записи и голос Василия Ильича, его лицо возникало на экране в легендарных украинских фильмах... Главной во всех речах и воспоминаниях стала мысль, что Василий Симчич из когорты тех художников, о которых говорят — гордость национальной культуры, а его творчество стало эталоном служения искусству.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать