Под покровом небес
В столичном кинотеатре «Жовтень» и в телеэфире состоялась премьера документального фильма «Небесна сотня» из цикла «Зима, що нас змінила»
Чем больше отдаляется эхо последних выстрелов, тем значительнее становится потребность осознать происходившее в приемах искусства. Дистанция уточняет оптику. События Февральской революции обретают рефлексию в самых разнообразных жанрах; так, если раньше кинематографисты преимущественно лишь фиксировали отдельные эпизоды и атмосферу восстания или изображали портреты его участников, то теперь они пытаются перейти к более обобщающим формам.
Документальный сериал «Зима, що нас змінила» является совместным проектом группы «Вавилон’13», которая делала неигровые короткометражки о Майдане с первых дней протеста, и телеканала «1+1». «Небесна сотня» — первая и самая длинная
(45 минут) из запланированных семи картин цикла — сделана как на уже известном материале, в частности и выложенном в Сети, так и с использованием съемок «вавилонян». Это работа во многих аспектах типичная для телеэкрана: музыка, наложенная для усиления драматизма, закадровый ведущий, комментарии очевидцев: в конечном итоге ТВ рассчитывает на максимально широкую аудиторию. Комментаторов стоит назвать: Олег Лемякин — заместитель сотника 18-й сотни, Сергей Самуляк — ройный 3-й сотни, Виктор Твердохлиб — участник акций протеста, Елена Пильская и Мария Назарова — волонтеры медицинской службы Майдана, Андрей Янченко (Высота) — сотник 1-й сотни и Владимир Голоднюк — отец одного из героев Небесной сотни, Устима. Повествование Владимира является сквозным сюжетным мотивом.
При потрясающей силе свидетельств этих людей в память также врезаются особые моменты наблюдений и воспоминаний, которые выходят за рамки публицистической прямолинейности: неизвестный парень в начале красит свою каску в синий — и акцент на голубой каске Устима в конце (он верил, что голубой цвет ООН убережет его от пули); прохожий выгуливает собачку утром 18 февраля по Мариинскому парку между кордонами митингующих и милиции за несколько минут до того, как там разверзнется настоящий ад; молодой майдановец посреди боя недалеко от Дома профсоюзов говорит по телефону: «Дай ему йогурт на ночь. Я ему обычно кашку варю в восемь»; седоусый весельчак, который кричит: «Дайте-но поцілую свою майданівську подругу!», а «подруга», в ответ, его обняв, спрашивает: «А як вас звати?»; полная раздражения и горечи сцена с появлением известного политика на Майдане прямо во время прощания с погибшими; воспоминание Голоднюка-отца о том, что в случае опасности побратимы Устима давали условный сигнал «Небо падает!» — значит, нужно бежать на помощь: «Оно упало на него. Теперь он будет держать небо для нас».
Вот такие эпизоды, собственно, привносят необходимое драматургическое качество, которое делает «Сотню» в том числе и кинематографическим событием.
Революция бросила всему отечественному искусству, в особенности кино, колоссальный вызов. Ответ может привести к такому ожидаемому, желанному украинскому современному Ренессансу. Дело — лишь за авторами. Великие цели требуют многих шагов. «Зима» — один из первых, и этим важен.
Фильмы цикла «Зима, що нас змінила» будут выходить в эфире «1+1» каждый четверг.
Игорь Савиченко, продюсер («Вавилон’13»):
— Наша задача — вынести эту дискуссию за рамки кинодокументалистики, киномира. [Премьера] — первый выход, но это будет продолжаться и дальше в разных форматах. В настоящее время, например, Сергей «Фома» Фоменко из группы «Мандри» хочет проводить крупные мероприятия и за рубежом, и в Украине: кинопоказы, фотовыставки и т. п. «Небесна сотня» — как раз форматная вещь, ее легко можно встроить в любое мероприятие. А самое важное — мы создавали это как эмоциональный срез происходящего. Мы не гонялись за информационной новизной событий, а пытались дать как можно больше новизны ощущений того, что происходит. Если смотреть наши фильмы с самого начала, то это и есть срез истории, отличающийся от теленовостей, от политической аналитики. По крайней мере, надеемся, что это чувствуется.
Владимир Тихий, соучредитель и лидер «Вавилона’13»:
— Не могу сказать, что я полностью доволен результатом. Некоторые части я бы сделал по-другому, но авторы решили именно так. По факту мы вынуждены этим заниматься, чтобы у наших историй была максимально большая аудитория. Мы с самого начала всем каналам предлагали свои работы, но, кроме «Громадського», это никого не заинтересовало. Уже потом к нам пришли с канала «1+1» с идеей сделать фильм о Небесной сотне. В конечном итоге мы предложили сериал: ведь у нас множество историй, много материала. Встретились с Александром Ткаченко (генеральный директор «1+1» — ДД), он сразу согласился. В первую очередь акцент делался на том, что мы делаем кино для условной пани Леси из Винницы, которая в Киеве последний раз была 10 лет назад и плохо понимает, что к чему: массовый зритель должен понять и почувствовать то, что происходило. Но я еще надеюсь, что «Зима, що нас змінила» пробьется на ту сторону, к людям в форме. Потому что мы столкнулись с тотальной глухотой: месяц пытались поговорить с ними, но никто не собирался быть откровенным. Думаю, этим людям стыдно, они пытаются поскорее забыть обо всем, но когда пройдет весь цикл, хочу верить, что они поймут, что молчать — это неправильно. Здесь очень много тем для обсуждения. Ведь есть убитые и есть те, кто убивал...
Если же говорить о следующей серии — «Перша смерть» — то она сделана нашим оператором Юрием Грузиновым. 22 января он был ранен на Грушевского и оказался в одном помещении с Сергеем Нигояном. Этот фильм — 5 часов абсолютно уникальной съемки, сжатых в 20 минут.
Выпуск газеты №:
№63, (2014)Section
Культура