Под сигнатурой Спаса

Духовная жизнь Чернигово-Северщины проходит под сигнатурой Спаса — такова главная идея новой книги «Чернигово-Северская культурологическая регионика», представленной в Чернигове. Речь идет о сборнике статей, автором которого является профессор Владимир Личковах. Он отметил связь издания с философским наследием Сергея Крымского, который считал, что духовная жизнь Киева проходит под сигнатурой, а значит, под доминантой Софии. В Украине именно он является родоначальником философии этнокультуры, украинской этнокультуры, а представленное издание — не что иное, как попытка реализации культурологической регионики. Созвучен такой подход и идеям более давним, в первую очередь — Пантелеймона Кулиша. Очевидно, именно поэтому недавняя научная конференция в Черниговском национальном университете им. Т. Г. Шевченко, о которой писала газета «День», соединила две фигуры — III Кулишовы чтения были посвящены памяти Сергея Крымского. Теперь — новая попытка, но уже в формате книги. В основе известная мысль: без развития национальной культуры невозможна национальная государственность.
Состоит она, фактически, из четырех разделов. В первом («Под сигнатурой Спаса») Владимир Личковах, по его словам, пытался показать текучесть и преемственность традиций Чернигово-Северского края от язычничества до христианской культуры. И если начальный период проходил под сигнатурой мифологического Симаргла (звериное изображение, найденное на фрагменте Борисоглебского собора в Чернигове), то следующий — христианского Спаса (Спасо-Преображенский собор ХІ в.). В любом случае они — часть нашей этнокультуры. «Я не знаю, кто это такой», — вот типичный ответ, на основе которого в Чернигове формировалось отношение к изображению как будто бы Симаргла. «Не на знании, а на незнании», — сделал акцент черниговский философ. Впрочем ситуация достаточно типичная и болезненная для современной Украины. «Какой у нас только мифологии не изучают, а как доходим до славянской — тишина», — констатировал Владимир Личковах.
Не только браки, но и культурные традиции заключаются на небесах. Собственно, это и является содержанием второго раздела, в котором сделана попытка описать архетипы культуры («Удивительные музы Северского края») через традиционную украинскую триаду «дом — поле — храм». В третьем разделе читатель ознакомится с современными достижениями искусства Чернигово-Северщины. Его название «Черниговский Монпарнас: «трансаванградный круг«», требовал объяснений, а именно: автор проанализировал достижения художников, которые прошли через авангард, вышли за его пределы и соединили свое творчество с народным искусством. В значительной мере такое явление в Чернигове сформировалось вокруг галереи современного искусства «Пласт-Арт».
Завершается книга обращением к культурно-художественным проектам Черниговщины — известным всей Украине музеям Героев Крут, Пантелеймона Кулиша, Батурина, а также к усадьбе в Дидивцях (Прилуцкий район), связанной с Николаем Костомаровым, имением семьи Разумовских в Лемехах вблизи Козельца, Любецкому замку, благоустройству Вала в Чернигове...
«Во всемирной истории мы найдем мало примеров истории региона, которая была бы так перекручена», — отметил в обсуждении руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко. Известный специалист убежден, что опора на нашу гордость, культурное наследие — основа для будущего Северского края. И не стоит называть Чернигов провинцией, культурной провинции не существует. Яркий пример этого — недавнее празднование 1000-летия Киевской Софии. 975 лет первого летописного упоминания черниговского Спаса — это достойный ответ всем умникам.
Презентация книги, которая издана в рамках областной программы, проходила в помещении бывшего Черниговского коллегиума — в настоящее время административное здание Национального историко-архитектурного заповедника «Чернигов древний». Как выяснилось, место было выбрано не случайно. Организаторы старались объединить черниговских художников, научных работников (каждый из которых сам по себе работает), чтобы встретиться и обсудить общие проблемы. Кто-то это должен делать.
Выпуск газеты №:
№131, (2011)Section
Культура