Поддерживаем украинское!
Впечатления о фестивале украинской драматургии «ДНІПРО.ТЕАТР.UA»
Идея создания фестиваля украинской драматургии уже достаточно долго беспокоит творческое сознание украинских театральных патриотов. Прекрасная мысль сосредоточиться именно на отечественной драматургии никак не находила возможности быть воплощенной. И вот национальное сознание, настойчивость, творческий энтузиазм и активность художников из Днепра дали результаты. В рамках Программы «Культурная столица» мэра Бориса Филатова в Днепре был основан Открытый театральный фестиваль украинской драматургии «ДНІПРО.ТЕАТР.UA».
Автором идеи и организатором форума, при поддержке городских властей, выступила директор Днепровского городского телевизионного театра Ольга Волошина. Этот театр стал творческой базой нового фестиваля. Так, маленький театр воплотил большую идею — представления национальной драматургии.
В этом году программа «ДНІПРО.ТЕАТР.UA» сосредоточилась на спектаклях камерного жанра, на афише — произведения Камерных сцен и Камерных украинских театров. В основном были представлены образцы современной украинской драматургии, но и произведения Тараса Шевченко и образ Ивана Франко в сценических интерпретациях выглядели очень современно.
Выдающаяся украинская актриса Лариса Кадырова показала днепровским зрителям два спектакля репертуара Национального театра им. И. Франко. «Марію», о судьбе и творчестве корифея украинского театра Марии Заньковецкой по пьесе, которую актриса создала вместе с режиссером С. Хшановским, и спектакль «Не плачте за мною ніколи» (совместная творческая продукция с Херсонским драмтеатром им. Н. Кулиша) по произведению писательницы М. Матиос. Оба спектакля поразили высоким актерским мастерством, возможностями сценического перевоплощения, мгновениями эмоционального катарсиса, который переживали зрители, наблюдая за героинями Л. Кадыровой.
Херсонский театр им. Н. Кулиша был представлен еще одной работой Творческой мастерской Сергея Павлюка — моноспектаклем «Лицар храму» по пьесе Татьяны Иващенко. Тема произведения чрезвычайно современна, хотя и речь идет о вечных темах войны и общественного противостояния. Видеоряд кровавых событий киевского Майдана времен Революции Достоинства с расстрелом героев Небесной сотни, сопровождающий действие спектакля, усиливает актуальность темы смерти за Родину. Исповедь бывшего беркутовца (Валерий Гайфуллин) достигает высот библейской притчи о Каине и Авеле, и утверждение автора о том, что братоубийственная война не закончится никогда, звучит особенно угрожающе. Режиссер С. Павлюк находит чрезвычайно убедительную форму спектакля, так, разговор киллера с самим собой становится исповедью-предостережением, и это откровение для зрителей слишком эмоциональное и жесткое.
Современное переосмысление написанного Тарасом Шевченко содержится в спектакле «Великий льох» Киевского театра «Перетворення». Режиссер Владимир Завальнюк осовременивает события, одевает актеров в гражданские костюмы, обобщает образ Украины в гипертрофированной визуализации. Трагическая судьба нашей многострадальной родины решается постановщиком через щемящую тему народных песен. Украину хотят уничтожить, поработить, над ней издеваются, отодвигают куда-то на второй план. Однако финал спектакля доказывает в выразительной мизансцене, что в центре нашей вселенной — символ Украины, уничтожаемой, но неистребимой. Продолжением этой темы становится еще один спектакль Театра «Перетворення» — «Краще б я народилась кішкою» Н. Нежданой (режиссер В. Завальнюк) в исполнении Анны Яремчук. Автор определяет жанр этой монодрамы как «Прощальний монолог Донбасу». У женщины, которая потеряла все — дом, свободную жизнь, спокойствие, родину, есть только трое, никому не нужных, котят ... После страшной катастрофы нашей страны, которая уничтожила нормальную жизнь, ее судьба так похожа на них!
Современную интерпретацию классической и любимой многими театрами пьесы «Украдене щастя» И. Франко, интерпретированную режиссером Иваном Урывским в Киевском театре «Золотые ворота», зрители увидели в виде пластической драмы. Сюжет «любовного треугольника» лишен какой-либо обыденности, наполнен мистической атмосферой поиска призрачного счастья.
Хозяин «ДНІПРО.ТЕАТР.UA» — Городской телетеатр представил пьесу «Таїна буття» Т. Иващенко, переделав дуэтную драму в моноспектакль и назвав ее «Жінка, яка йшла поруч...» (режиссер Людмила Колосович). Директор фестиваля Ольга Волошина доказала, что она не только умелый театральный менеджер, но и талантливая исполнительница. Образ Ивана Франко в спектакле решен через судьбу, переживания и трагедии жены поэта Ольги Хоружинской. Актриса проживает жизнь своей героини, мысленно возвращается ко времени знакомства с будущим мужем, вспоминает мельчайшие подробности, снова и снова мучается вопросом, почему ей досталась любовь Франко, почему она так и осталась для него только другом и соратником? Спектакль получился очень эмоциональным действом, где личность Каменяра раскрывается неожиданно и по-человечески искренне.
В рамках форума состоялся круглый стол «Современная украинская драматургия и театр. Пути сотрудничества», презентация новых изданий с участием Председателя Гильдии драматургов Украины Ярослава Верещака, драматургов Татьяны Иващенко и Олега Миколайчука-Низовца. Рассказы театральных деятелей о постановке пьес современных украинских драматургов в театрах Украины и за ее пределами перекликались с мыслями о проблемах коммуникации с театрами, о непростом пути пьесы к сцене, о необходимости поддержки собственного литературно-драматургического продукта. В этом смысле чрезвычайно плодотворной является деятельность отдела драматургии Центра Леся Курбаса, активно занимающегося изданием и продвижением пьес, которые пишут наши современные драматурги. Следует отметить, что только благодаря усилиям Гильдии в последнее время появились оригинальные сборники женской драматургии, монопьес, интересные переводы зарубежной драматургии. Эти усилия нуждаются в поддержке, необходимо, чтобы мысли, взгляды, убеждения, выводы, обобщения драматургов могли воплощаться на сценах украинских театров, находить отклик украинских зрителей. Все это должно иметь развитие и продолжение. Первый опыт есть.
Отныне театральные деятели Украины знают, что для представления национальной драматургии у них есть замечательная сценическая площадка в Днепре — Открытый театральный фестиваль украинской драматургии «ДНІПРО.ТЕАТР.UA».
Section
Культура