Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Поднебесная Украина Галины Зубченко

11 ноября, 00:00

Вы никогда не летали над горами, над Карпатами? А хотели бы? Тогда приходите на выставку картин Галины Зубченко, которая экспонируется ныне во Дворце искусств «Украинский дом». Впечатление лета — то стремительного и опасного, то искристо-спокойного — будет сопровождать вас во время осмотра и останется и в дальнейшем насколько захотите. Неожиданные ракурсы, ритмика (как дыхание гор) и необозримая мощь, застывшая в мирном сне изумрудных великанов, дают вам силу стремиться куда-то выше — над будничностью, над праздностью — к чистому и в монолитной простоте своей необычному.

О многих шестидесятниках, членах знаменитого Клуба творческой молодежи, действовавшего в 60-ые годы в Киеве, мы знаем немало. Горская, Зарецкий, Семыкина... Намного меньше известно сейчас о Галине Зубченко, посвятившей себя украинскому монументальному искусству и вместе со своим мужем Григорием Пришедько оформлявшей в национальном стиле здания школ и учреждений, в частности, многих институтов Академии наук Украины в Киеве. Она была также одной из тех трех смельчаков, которые дали хоть и недолгую, но легендарную жизнь витражу с Шевченко в красном корпусе Киевского университета.

Родилась Галина Зубченко в Киеве в 1929 году в семье ученых. Училась в Республиканской художественной школе им. Тараса Шевченко и в Киевском государственном художественном институте — в мастерской известного живописца А. Шовкуненко. На каникулах каждое лето выезжала в Карпаты — на пленэр. В покрытом вековым налетом чужбины Киеве молодая художница не находила того, к чему подсознательно стремилась: «А тут, в этих горах я почувствовала дух древнего Киева: в быту, одежде, даже в самих словах — во всем проявлялась наша история».

Где-то в 1964 году наступил вынужденный перерыв в карпатских путешествиях. Тем временем «оживленное» дыханием гор стремление к познанию своему звало к действию — пробовать, превращать, вдыхать естественную повседневность. В конце 50-х годов впервые попала в «Гончаривню» — хату художника Ивана Гончара, который на протяжении беспокойной своей жизни спасал от мрака несуществования сотни веселых, певучих писанок, рушников, ковров, крынок — всего того, что человеческими руками лепит и рисует сам Всевышний. Иван Гончар много путешествовал по Украине, рисовал народные типажи в традиционных стилях, местные пейзажи. По словам Галины Александровны, многие художники прошли тогда через «горнило» Гончара.

Когда в 1962 году молодые писатели, художники и театралы объединились в Клуб творческой молодежи, Галина Зубченко стала одной из учредительниц секции изобразительного искусства, которую возглавил Вениамин Кушнир. Тогда же воспринимает науку непревзойденного по силе чувств художника Григория Синицы (ученика Михаила Бойчука): «Народное искусство базируется на законах борьбы противоположностей, не так, как тоновое, которое держится на подобии и подчиняется гамме. Если в тоновом искусстве главное — сюжет, в народном в центре внимания — образ. Его создают и цвет, и линия, и композиция. Поэтому народное искусство жизнерадостно и жизнеутверждающе». Синица и его последователи строили свои вполне современные произведения на основе народного искусства — национального по содержанию, современного по форме. Галина Зубченко работала в области монументального искусства и станковой живописи, одновременно глубоко изучала традиционную культуру своего, соседних и далеких народов. Потому что «только в сравнении познаешь родное». Ее картины, где образный язык народного искусства гармонично соединяется с профессионализмом современного художника, представлены в Коломыйском музее народного искусства Гуцульщины, Мариупольской и Севастопольской картинных галереях, Симферопольском и Кировоградском художественных музеях, в художественных коллекциях Канады, США, Австралии, Германии, Японии...

И вот, «подкованная» знаниями, творческим мастерством и новейшей техникой, в 1988 году с дочерью Ярославой опять побывала в Карпатах. Но сказку почему-то уже не почувствовала. Вместо гуцульской одежды, радовавшей глаз — сардаков, кептариков, звездчатых сорочек и намиток — фуфайки, кирзовые сапоги, вездесущие ушанки. Даже язык, пропитанный «братскими» влияниями, стал другим. Конечно, не везде и не навсегда такое произошло с той поднебесной Украиной, где даже воздух — хрустально-чистый — имеет удивительную силу освящать все вокруг. Но... села в тот же автобус, на котором приехала, и отправилась в Киев. Еще в пути выплакала свое сожаление по сказке, которую когда-то застала живой, а дома уже без ненужного пессимизма взялась за работу. Решила этот певучий мир говора и улыбок, красок и удивительных легенд, который все эти годы теплился в ней, как свеча, зажженная от гуцульской ватры, поселить в своих картинах. Чтобы и мы не разучились стремиться к свету и полету.

Так появились свежие, омытые кистью пейзажи, среди них «Белая шапка Черногоры», «Земля одевает тень», «Хутор Рогатынюков»; галерея портретов гуцулок и гуцулят. Кстати, именно в Музее Ивана Гончара (нынче он расположен на территории Киево-Печерской лавры) весной этого года впервые был представлен творческий цикл Галины Зубченко «Украинские Карпаты», летом он экспонировался в Хорватии.

Сейчас в «Украинском доме» на выставке «Свою Украину любите» представлены произведения разных лет и тематики. Но все же большинство из них посвящено Карпатам. Интересно, что в зале по соседству развернута выставка рисунков учеников детской студии «Оранта» при Национальном техническом университете (КПИ), творческим руководителем которой является Галина Зубченко; вместе с искусствоведом Григорием Местечкиным они создали оригинальную систему обучения, где изобразительное искусство объединяется с музыкой, поэзией. Осуществляя продолжительную программу благотворительной поддержки талантливых художников Украины, «Украинский дом» бесплатно предоставил залы для проведения этих выставок.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать