Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Поем с... юмором

Первая премьера 149-го сезона совместного украинско-итальянского творческого проекта в Национальной опере Украины настроила на позитив
24 ноября, 10:44
ЗНАМЕНИТАЯ ФАРСОВАЯ ОПЕРА «ДЖАННИ СКИККИ» — ЕДИНСТВЕННАЯ КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА ИЗВЕСТНОГО ИТАЛЬЯНСЬКОГО КОМПОЗИТОРА ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ. В КИЕВЕ СОСТОЯЛОСЬ ПЕРВОПРОЧТЕНИЕ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Две классических комических оперы, хронологически отдаленных одна от другой на два столетия, — «Служанка-госпожа» Дж. Перголези и «Джанни Скикки» Дж. Пуччини — подарили публике веселое настроение и свежую постановочную стилистику (сценические версии сюжетных коллизий этих одноактных опер представлены двумя молодыми режиссерами — Тамарой Труновой из киевского Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра и Оксаной Тараненко, главным режиссером Одесской оперы).

О ПОБЕДЕ ЖЕНЩИНЫ

Формат «Служанки-госпожи» по всем параметрам камерный, а на современный взгляд — салонный. Представим, как триста лет назад развлекали публику: между актами «тяжелой» несколькочасовой оперы-сериа, чтобы разогнать сонную тошноту у публики, давались короткие и легкие интермедии под струнный оркестр и клавесин. Немаленькая сцена Национальной оперы Украины могла бы «поглотить» этот миньон, если бы не голоса исполнителей-премьеров  и не изобретательность постановочной группы: все события происходят практически на авансцене, поэтому ощущения пустоты — физической и акустической — не возникает. Две пары исполнителей партий Серпины и Умберто — Сусанна Чахоян и Андрей Маслаков и Ольга Нагорная и Александр Бойко — искренне и усердно вовлекали зрителей в незамысловатые сюжетные перипетии старинной оперы-буф. Весьма символично, что произведение о победе Серпины как служанки и как женщины над мужчиной и господином Умберто поставила женщина-режиссер. Именно благодаря ей вместо нудного образа старика, который искушается девичьими прелестями, публика наслаждалась довольно симпатичным образом несколько инфантильного, но исполненного молодецкого задора мужчины, который просто вовремя не женился и успел приобрести некоторые черты бобыля, которые быстро стираются, стоит приложить немного усилий и хитростей. А если принять во внимание, что воплощали предложенный режиссером образ артисты, которым не чуждо комическое амплуа, то успех обеспечен.

«СЛУЖАНКА-ГОСПОЖА» ДЖ. ПЕРГОЛЕЗИ ЗАВОЕВАЛА ВСЮ ЕВРОПУ, А ТЕПЕРЬ — И УКРАИНСКИХ МЕЛОМАНОВ

Оба исполнителя шаржировали и выделяли у героя те черты, которые у каждого лучше всего подчеркиваются вокальной драматургией и не переходят в карикатуру. Можно сказать, в силу темперамента, герой Андрея Маслакова не так легко сдался. Вокальное «фехтование» его с яркой, искрометной Сусанной Чахоян, у которой талант актерский властно спорит с вокальным, все равно было обречено на поражение, но это была борьба на равных, особенно в филигранных дуэтах, где маневр для инициативы есть у каждого из героев, стоит добавить необходимую интонацию. Возможно, в исполнении игривой Ольги Нагорной и сдержанно-буффонадного Александра Бойко прослеживается более классическая манера, но... как это должно было звучать во времена Перголези, знают сегодня лишь специалисты.

Фон, стилизованный под старинные гобелены (художник Станислав Петровский) и идея «оживления» картин балетом, изображающим животных, сошедших с гобеленов, реализован несколько прямолинейно. Возможно, стоит оставлять танец на просвет сквозь полупрозрачные декорации, потому что именно буквальная материализация шарж превращает в карикатуру, стилистически выбиваясь из общей картины, хотя и выглядит смешно.

Редкий случай, когда артист миманса, а это Сергей Якубов, из уст которого не вылетает ни звука (!), является полноценным и даже красноречивым участником действа, катализатором событий, громоотводом. У слуги Веспоне даже появилась собственная биография с хеппи-эндом.

Традиционный аккомпанемент клавесина в речитативах героев тоже становится своеобразным комментирующим «голосом», так сказать, вставного персонажа — с натяжкой, но что-то наподобие гувернантки, которая и составляет в финале счастье бессловесного, но красноречивого слуги. Концертмейстеры Лиана Косович и Анастасия Титович искренне включились в игру и дополнили актерский ансамбль.

АФЕРА С НАСЛЕДСТВОМ

«Джанни Скикки» — оперу о семействе, лишенном наследства, и слушать, и смотреть интересно: наблюдать одновременно на сцене ансамбль из четырнадцати солистов, которые в головокружительных изменениях темпа, ритмов в соответствии с постоянными изменениями настроений успевают не только петь, но и создавать колоритные образы, наделенные гротескными чертами, характерной жестикуляцией. Режиссер Оксана Тараненко, учитывая, что действие происходит в одной комнате, наполнила тесное пространство спальни умершего скряги Буозо суетливым движением, создав настоящую «бурю в стакане», катализатором которой является аферист Джанни Скикки (в обоих премьерных показах его партию блестяще исполнил итальянский баритон Серджио Болонья), преступные действия которого он же сам оправдывает в финале «священной» целью соединить сердца двух влюбленных. Цель, ради которой проходимец даже готов попасть в ад, оправдывает средства! Влюбленным совершенно безразличны эти средства тоже. Арии Ринучче и Лауретты, эти маленькие вокальные шедевры, властно и требовательно врываются в многоголосый гогот жадной родни, чтобы напомнить о единственной стоящей вещи — любви. Две пары исполнителей — Валентин Дитюк и Лилия Гревцова и Дмитрий Кузьмин и Ольга Фомичева — блестяще исполнили свои вокальные партии, актерски и пластично выдержали тонкий предел между лиризмом и комизмом, определенный постановщиком.

Оформление спектакля, созданное Станиславом Петровским, и костюмы Наталии Кучери отвечают львиной доле сарказма, заложенного в сюжет и озвученного музыкальными средствами. Эстетство траурного одеяния родни, черного, как и их мысли; белое платье Лауретты, готовой в любой момент стать под венец, или... ринуться в воды Арно. Ящики, футляры, из которых, как из ящика Пандоры, выпадают не только мелкие страхи, нечистые побуждения и чувства, но и реальные и фигуральные скелеты, очерчивают убогий кругозор большинства героев спектакля, заглянуть за который и увидеть окружающую красоту — сияющую Флоренцию — им мешают то суеверия, то жуткое видение монахов, жирующих на отписанном им состоянии по пресловутому завещанию. Поэтому «небо Флоренции» — это для молодых как надежда на то, что ад Данте обойдет их стороной, потому что грех на себя сознательно взял главный герой — дерзкий Джанни Скикки, не даром же его одеяние так напоминает иконографический образ автора «Божественной комедии».

На двух премьерных показах за дирижерским пультом оркестра Национальной оперы Украины стоял хорошо известный меломанам итальянец Даниэле Аджиман, а уже следующими спектаклями будут дирижировать постановщик Николай Дядюра и Алла Кульбаба. Кстати, афишу столичного театра отныне украшают две комических оперы благодаря поддержке дипломата, профессора, экс-директора Итальянского института культуры в Украине Никола Франко Баллони.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать