Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Полифония чувств

18 и 19 июня балетоманы столицы увидят две новинки — «Видение Розы» и «Женщины в ре миноре»
18 июня, 11:12
«ЖЕНЩИНЫ В РЕ МИНОРЕ» НА МУЗЫКУ БАХА — НОВИНКА ОТ РАДУ ПОКЛИТАРУ, ОДНОГО ИЗ САМЫХ УСПЕШНЫХ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ В НАШЕЙ СТРАНЕ, СОЗДАТЕЛЯ ЕДИНСТВЕННОГО В УКРАИНЕ ТЕАТРА СОВРЕМЕННОГО БАЛЕТА «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ» / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Эти одноактные балеты — совместный творческий проект Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества и «Киев модерн-балета». «Видение Розы»  поставил талантливый танцовщик и молодой хореограф Алексей Бусько на оригинальную музыку известного киевского композитора Александра Родина (это уже второй балет творческого дуэта  — в ноябре прошлого года  состоялась премьера «Времена года. Любовь, как она есть», о которой «День» писал в № 218).

«Женщины в ре миноре» на музыку Баха — новинка от Раду Поклитару,  одного из самых успешных балетмейстеров в нашей стране, создателя единственного в Украине театра современного балета «Киев Модерн-Балет». Кстати, в прошлом году из-за отсутствия финансирования Р.Поклитару планировал закрывать театр, но, несмотря на сложности, «Киев Модерн-Балет» сегодня живет и радует поклонников Терпсихоры оригинальными спектаклями.

«День» заглянул за кулисы и подсмотрел, как же рождаются новые постановки. Оба балета объединяет целая полифония чувств. У Поклитару — это трагическая история о женской дружбе, поднятая до масштаба библейской трагедии... А Бусько переосмыслил известный сюжет Михаила Фокина на музыку Карла Марии фон Вебера, поставленный в 1911 г. по мотивам поэмы Т. Готье «Видение розы», и вместо романтической истории о девушке, которая заснула после своего первого бала (ей снится, что в окне появляется призрак розы, который, пройдя полупустую комнату, приглашает ее танцевать. Их танец обрывается с первыми лучами солнца. Призрак розы начинает таять, и девушка просыпается...), киевляне увидят социальную драму.

«ВИДЕНИЕ РОЗЫ» НА МУЗЫКУ АЛЕКСАНДРА РОДИНА (ХОРЕОГРАФИЯ АЛЕКСЕЯ БУСЬКО) — ЭТО ИСТОРИЯ О НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЬНОЙ ДЕВУШКЕ РОЗЕ (ЕЛЕНА ДОЛГИХ), МАТЬ (АНАСТАСИЯ ХАРЧЕНКО) КОТОРОЙ ЕЖЕДНЕВНО СТАВИТ СТАРУЮ ПЛАСТИНКУ — ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ СРЕДСТВО, УСПОКАИВАЮЩИЕ ДОЧЬ... / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Как признался Алексей Бусько, его вдохновил легендарный балет «Русских сезонов Дягилева» — «Видение Розы», который он увидел, находясь на Международном конкурсе хореографического искусства имени С. Дягилева в Польше. Своим замыслом он поделился с композитором Александром Родиным, и родился совершенно новый балет. Это история о неизлечимо больной девушке Розе, мать которого ежедневно ставит старую пластинку, — это единственное средство, успокаивающие дочь... Во время звучания этой музыки девушка вспоминает прежнее счастливое время. А третий персонаж балета — Вор (эту роль исполняет А. Бусько). Он под покровом ночи пробирается в квартиру, где живут мать и дочь, и встречается с Розой, которая, как лунатик, ходит во сне по комнате. Существует и четвертый «образ» — луч света на авансцене, который, то появляется, то исчезает. Как некая связь с чем-то высшим. В самом начале истории, попав в этот луч, Роза заболевает. Мать ругает луч и молится ему, просит у него исцеления дочери, а Вор, вступив в него, слепнет, чтобы вместе с Розой превратиться в бестелесные души...

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

«МНЕ, КАК СКУЛЬПТОРУ, ПРИШЛОСЬ ОТСЕКАТЬ ВСЕ ЛИШНЕЕ И ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО «ЗЕРНО»

Композитор Александр РОДИН раскрыл «Дню» секреты рождения музыки.

— У легендарного Фокина романтическая история на музыку Вебера вышла как миниатюра (до десяти минут), а у вас — одноактный балет. Расскажите, как создавали свою музыку, и будут ли в балете цитаты классика?

— У нас с Алексеем Бусько совершенно другая интерпретация «Видения Розы», нежели у Фокина. В спектакле поднимается не только социальная, но и духовно-нравственная темы с вкрапленными элементами фантастики. Главная героиня — Роза — увядает от синдрома Гентингтона (болезнь, нарушающая связи в мозге, вследствие чего человек теряет контроль над телом и памятью). Мать Розы посвятила свою жизнь уходу за единственной дочерью. Каждый день она заводит грампластинку с записью «Приглашения к танцу» Карла Марии фон Вебера (это произведение послужило основой для создания всемирно известного балета «Видение Розы». — Т.П.). Тема больной девушки, которая борется со своим недугом, меня захватила, и поэтому музыка рождалась легко, фантазия и вдохновение не покидали. Написал быстро (за полтора месяца), но оказалось, что накопилось очень много музыкального материала, так что мне пришлось, как скульптору, отсекать все лишнее и оставить только «зерно». В балете есть цитаты из веберовского «Видения Розы» и несколько музыкальных вкраплений, которые по ходу действия звучат в аудиозаписи (когда мать девушки ставит ее любимую пластинку), а также сама тема Вебера проходит несколько раз в оркестре. Вся средняя часть балета — моя оригинальная музыка, раскрывающая сюжет. Спектакль получился на 27—30 минут.

— Бусько — не только хореограф, но и исполнитель роли Вора. Нынешний балет уже второй в вашей совместной работе с Алексеем. На репетиции вы спорили, что-то приходилось дописывать или переписывать?

— Алексей четко рассказал, что хочет создать на сцене и передать языком пластики и танца, а передо мной стояла задача озвучить в музыке либретто. Изначально был задан хронометраж одноактного действия, но строгими рамками меня не связывал. Мы вместе набросали схему, и каждый занялся своей частью работы. В процессе создания музыки кое-что я корректировал, а некоторые моменты увеличил. Когда показал окончательную версию, исполненную с оркестром Муниципального театра под руководством дирижера Сергея Голубничего, и мы сделали запись, то Алексея она устроила.

— На премьере артисты будут выступать под фонограмму или под живой оркестр?

— Это будет живая музыка в исполнении Симфонического оркестра, а дирижировать будет С. Голубничий. Просто по ходу спектакля несколько раз Мама Розы включает пластинку с любимой веберовской мелодией.

— Фокинское «Видение Розы» в разных версиях знаменитые танцовщики: Вацлав Нижинский, Михаил Барышников, Марис Лиепа, Николай Цискаридзе с партнершами танцевали как лирико-романтический классический балет. У вас новое прочтение — современные ритмы и хореография, которая дает возможность артистам языком пластики и танца «говорить» на более понятном языке для зрителей.

— Я люблю балет, и «язык», на котором изъясняется на сцене Алексей Бусько, мне понятен и очень интересен. Вообще современная хореография мне очень близка. На этой почве мы с Алексеем познакомились.

— Ваш балет «Времена года. Любовь, как она есть» уже живет своей творческой жизнью, в среду театральная афиша пополнится «Видением Розы», а будет ли следующий спектакль, так сказать, триптих вашего совместного творчества с Бусько?

— Уже идея и наметки есть! Названия не скажу, чтобы не сглазить удачу.

— Сцена Киевского театра оперы и балета для детей и юношества принесла вам успех, а мысли предложить свои сочинения дирекции Национальной оперы у вас есть?

— Конечно, хотелось бы сотрудничать, но это должно быть взаимным желанием. Несколько лет назад я написал большой (трехактный) балет. Сам придумал либретто и написал музыку, но до сих пор он так и не востребован. Называется «Маркиза де Мертей» по сюжету романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Это — Франция, XVIII век, любовные интриги, страсть, соблазн... (на этот сюжет Милош Форман снял свой известный фильм «Вальмон»). Хотел я написать и оперу, но за такую большую работу браться, не зная, кто ее поставит сегодня, нереально. Ведь это огромный пласт работы. Поэтому пока прагматично подхожу к данному вопросу. Пишу музыку к фильмам, сериалам, постановкам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать