Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Полифония ХХI века

Чем запомнится 55-й Венецианская биеннале и об украинском присутствии на этом форуме современного искусства
25 июля, 16:55
ПОЧТИ ЧЕТЫРЕХМЕТРОВАЯ КОПИЯ СТАТУИ АВТОРСТВА МАКСА КУИННА, УСТАНОВЛЕННАЯ РЯДОМ СО ВХОДОМ В БАЗИЛИКУ САН-ДЖОРДЖО МАДЖОРЕ. ГИГАНТСКАЯ ФИГУРА АНГЛИЙСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ЭЛИСОН ЛАППЕР, КОТОРАЯ РОДИЛАСЬ БЕЗ РУК И ВОПРЕКИ ИНВАЛИДНОСТИ СТАЛА МАТЕРЬЮ, МИРНО СОСЕДСТВУЕТ С КОМПИЛЯТОРСКО-ГАРМОНИЧНЫМ ТВОРЕНИЕМ АНДРЕА ПАЛАДИО. СОБСТВЕННО, В ЭТОМ БЕСКОНЕЧНОМ СОЕДИНЕНИИ РАЗНЫХ ФАКТУР, ФОРМ, СМЫСЛОВ И МИРОВОЗЗРЕНИЙ И КРОЕТСЯ ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРЕЛЕСТЕЙ ВЕНЕЦИАНСКОЙ БИЕННАЛЕ

Попадая в Венецию в разгар биеннале, лучше сразу признаться себе, что полностью объять вниманием эту масштабную международную выставку современного искусства не получится, как ни старайся! Маршрутов здесь не на одно путешествие: официальные павильоны в Джардини и Арсенале, несколько десятков национальных павильонов, сконцентрированных там же или разбросанных по городу, параллельные программы и выставки, перформансы и дебаты, спектакли и концерты. И даже если ноги вас донесут до самых далеких дислокаций, то сознание вряд ли окажется способным воспринимать и фиксировать все новые и новые арт-объекты, порой преследующие тебя даже в пространстве города. Как, скажем, почти четырехметровая копия статуи авторства Макса Куинна, установленная рядом со входом в базилику Сан-Джорджо Маджоре. Гигантская фигура английской художницы Элисон Лаппер, родившейся без рук, вопреки инвалидности ставшей матерью, мирно соседствует с компиляторско-гармоничным творением Андреа Паладио. Собственно, в этом бесконечном соединении разных фактур, форм, смыслов и мировоззрений и кроется одна из главных прелестей Венецианского биеннале.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛАБИРИНТАМ

Массимилиано Джиони, 39-летний и, как оказалось, самый молодой за всю историю биеннале куратор, озаглавил нынешнюю 55-ю венецианскую выставку «Энциклопедический дворец». В двух официальных павильонах он попытался воплотить мечту об универсальном знании и систематизировать плохо поддающееся любой стройной классификации художественную полифонию ХХ—ХХІ века. Идею такого дерзкого и, безусловно, утопичного проекта ему «подсказал» Маурино Аурити, американец итальянского происхождения, автомеханик и художник-самоучка, сконструировавший в далеком 1955 году макет 136-этажного музея-небоскреба, в котором хранились бы созданные в течение тысячелетий произведения искусства. Именно эта конструкция Ауритти, смахивающая на вавилонскую башню, и была вынесена в «эпиграф» к длинной анфиладе залов Арсенала.

К павильону в Джорджоне Массимилиано Джиони подобрал еще один ключ-декодер — «Красную книгу» Карла Густава Юнга, которую известный швейцарский психиатр и мистик, и как обнаружилось, художник-аматор, создавал 16 лет, начиная с 1913 года. Этот труд был извлечен из архивов лишь пару лет назад и является щедро иллюстрированной рукописью, стилизованной под средневековые манускрипты, в которой Юнг выплеснул потаенные образы и фантазии — проекцию личного бессознательного. Собственно, путешествие по лабиринтам внутреннего мира и стало еще одним лейтмотивом «Энциклопедического дворца», в котором демократично и вполне оправдано нет разделения на профессионалов и любителей, хэдлайнеров и маргиналов — взгляд, обращенный вовнутрь, автоматически уравнивает всех художников, одинаково беззащитных и предельно искренних в своих откровениях. Еще одним восклицательным знаком для этого кредо стали рисунки на досках Рудольфа Штейнера, австрийского философа, основателя антропософии. В целом же, впервые за многие годы официальная часть выставки была воплощена как временный музей, повествующий не только о современности, но и о художественном процессе ХХ века. Замечу, кураторская идея Джиони как нельзя лучше резонирует с тезисом Иосифа Бродского, для которого Венеция стала и любимым городом, и последним пристанищем: «Искусство есть орудие безоткатное, и развитие его определяется не индивидуальностью художника, но динамикой и логикой самого материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих) всякий раз качественно новое эстетическое решение».

ПРОСТРАНСТВО МИФОВ И КРУГОВОРОТ... ДЕНЕГ

Всего в 55-й Венецианской биеннале принимают участие 88 стран. Среди них десять представлены впервые: Ангола, Багамы, Мальдивы, Бахрейн, Косово, Кувейт, Парагвай, Кот-д’Ивуар, Тулу и Ватикан. Собственно, многочисленные национальные павильоны, каждый на свой лад, предлагали актуальные темы и концепции, обязательные для внесения в виртуальное пространство «Энциклопедического дворца». Популярными и остроактуальными оказались для многих оказались идеи, связанные с перманентным экономическим кризисом и экологической катастрофой, которая, безусловно, будет пострашнее финансовых катаклизмов. Скажем, в павильоне Великобритании художник Джереми Деллер предлагал пару занятных сюжетов. Вот английский социалист Вильям Моррис, подняв над головой, топит яхту Романа Абрамовича (парафраз скандального эпизода с прошлой биеннале, когда габаритное судно миллиардера перекрыло въезд к выставочным павильонам. — И.Ч.) Или гигантский полевой лунь (одна из разновидностей ястреба) цепко схватил хищной лапой Range Rover — образ навеянный историей о незаконном отстреле принцем Гарри и его другом двух этих птиц, занесенных в «Красную книгу», и, разумеется, бездействии властей, спустивших все на тормоза. В павильоне Греции крутят авторское концептуальное видео (Стефанос Цивопулос), один из таких мини-фильмов повествует о весьма зажиточной пожилой даме, которая создает целые букеты-оригами из разноцветных евро-купюр, а на звонок из галереи современного искусства, растерянно отвечает, что давно забыла о купленной там картине. Собственно, в этой метафоре угадывается общее настроение разорившихся европейских стран, нынче презрительно и горько критикующих культ денег и неуемность потребительского аппетита.

Ирония, адресованная финансовым пирамидам, да и вообще любой, изначально убыточной, экономической системе, считывается и в инсталляции с элементами перформанса российского павильона. Известный художник-концептуалист Вадим Захаров предлагает погрузиться в пространство мифа о Данае и золотом дожде (кстати сказать, одном из излюбленных сюжетов для итальянских и не только художников). Круговорот денег, как и воды в природе, происходит налажено и динамично, даже агрессивно, если вспомнить, что в роли дождя в мифе выступал сам Зевс, соблазняя прекрасную Данаю. Но почему-то убедительней и весомей звучит совсем иное послание о единстве человека и природы, о сложных условиях сосуществования, отлично раскрытых в павильоне Финляндии. Фото и видео ландшафтных проектов художника Анти Лайтинена на тему рукотворное и натуральное дают повод для серьезных размышлений об нынешних и будущих отношениях планеты и человечества, о потребности их гармонии.

Пару слов необходимо сказать и о павильоне Анголы, одной из стран-дебютанток на биеннале, отмеченном организаторами «Золотым львом». Расположенная в просто-таки музейных интерьерах палаццо Чини, выставка состоит из разложенных стопками фотографий-постеров с глянцевыми изображениями нищеты Луанды (фотограф Эдсон Чагас). Посетителям предлагают составить свой образ незнакомого города и взять с собой понравившиеся снимки. Пожалуй, в этой коммуникации и заключается основной посыл авторов — искусство направлено на диалог, а не замкнутое в самом себе продуцирование образов. Возможно, именно эта идея и оказалась самой важной, по мнению жюри.

УКРАИНЦЫ НА БЕННАЛЕ

Украинских павильонов на нынешнем биеннале два. Один — официальный, государственный. Второй — устраиваемый PinchukArtCentre.

Проект павильона Украины разместился во Дворце Лоредан на площади Сан-Стефано (в помещении венецианского Института искусства, литературы и науки) и называется «Памятник памятнику». Тут — работы Жанны Кадыровой, Николая Ридного, Гамлета Зиньковского: видеоарт, битая плитка, длинные ряды спичечных коробков с рисунками шариковой ручкой на каждом, кадры демонтажа памятников и огромный бетонный луч, выходящий из кинокамеры...

Павильон PinchukArtCentre занимает три этажа Палаццо Контарини Полиньяк. Здесь выставлены работы молодых художников — номинантов и победителей международной премии Future Generation Art Prize. Два десятка работ — картины победительницы премии Линетт Ядом-Боакье, графические инсталляции Жонатаса ди Андраде, микроархитектура Райана Табета, разлетающиеся от ветра стопки листов, собранных в небоскребы, и новая работа Никиты Кадана — стена из буханок хлеба...

Оценивать качество и резонанс украинского павильона на 55-й Венецианской биеннале довольно сложно, учитывая инертную внутреннюю культурную политику и мировой контекст современного искусства, предлагающий высочайший уровень конкуренции.

Концепт выставки «Памятник памятнику» апеллирует к заметно теряющей международный успех теме пост-тоталитарного синдрома, теряющей не в последнюю очередь и потому, что сами мы его изживаем довольно-таки вяло. Проект Жанны Кадыровой и давший название всему павильону — саркастичное и весьма своевременное напоминание об исторической кутерьме, ведущий к беспамятству и весьма случайным выборам кандидатур для пьедесталов. В виде голограммы демонстрируется скульптура, установленная в 2009 году в Шаргороде Винницкой области и представляющая собой силуэт, якобы накрытый перед открытием чей-то памятник. Идея чистой потенциальности и абсолютной готовности к любым поворотам жизни.

Ей вторит художник Мыкола Ридный, заснявший на видео процесс демонтажа в Харькове одного гранитного изваяния и водружение нового. Тема эстетически убогих, но идеологически значимых конструкций звучит в его же цикле «Бомбоубежище»: небольшие макеты массивных бетонных бункеров с дивными контурами инопланетной архитектуры.

Работы Гамлета Зиньковского рядом с концептуальными произведениями Кадыровой и Ридного выглядят не менее амбициозно, но проигрывают в остроумии и философской глубине. Серия портретов лиц жлобской наружности, нарисованных в спичечных коробках, и несколько десятков рисунков с потугами на философскую иронию вряд ли впечатлят тех, кто успел заглянуть и в другие павильоны биеннале. Впрочем, вполне возможно, что венецианские лабиринты современного искусства в «Энциклопедическом дворце» для вас окончатся иными ощущениями и наблюдениями, иными пометками на полях увесистого каталога выставки.

Напомним, работы, представленные на Венецианской биеннале, можно увидеть до 29 ноября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать