Посткарантинная эпоха
3 июня наконец заработал Национальный художественный музей УкраиныУкраинские музеи постепенно открывают свои двери для публики. Сначала в тестовом режиме и с соблюдением требований безопасности еще в мае заработали музеи под открытым небом. С послаблением карантина и возобновлением движения общественного транспорта начали открывать свои двери для публики и другие музеи страны. Так, с 1 июня заработал Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, а с 3 июня — Национальный художественный музей Украины (NAMU).
Сейчас в НАМУ первый этап выхода из карантина: в сокращенном графике работает только экспозиция второго этажа — «Модернизм», а также продолжила работу резонансная выставка львовского мастера Мирослава Ягоды «Я+god+А». На втором этапе выхода из карантина заработает вся экспозиция, и часы работы будут продлены.
В музей пускают только в защитной маске, на входе дежурный сотрудник/ца проводят температурный скрининг, и в посещении будет отказано, если температура превысит 37,6 градусов. Обратите внимание! Музей работает с 30-минутным перерывом на дезинфекцию, во время которого обрабатывают все доступные поверхности. Для посетителей доступны санитайзеры в нескольких локациях. Для защиты самих сотрудников музея установили специальные экраны, раздали средства индивидуальной защиты — пластиковые щитки и маски. В НАМУ отметили: заботятся об экологии и корпоративном стиле, поэтому заказали своим смотрителям специальные многоразовые маски.
Генеральный директор Национального художественного музея Украины Юлия ЛИТВИНЕЦ отметила: «Карантин стал для нас чрезвычайно важной точкой отсчета, которая показала, что много направлений деятельности музея должны неизбежно измениться. Научно-просветительская деятельность музея должна больше выходить в онлайн-режим, ведь пандемия показала, насколько сориентированным был музей на непосредственного посетителя, а мы должны учитывать запрос современного общества». Стоит отметить, что в НАМУ уже начали работу в этом направлении: во время карантина отсняли несколько лекций, которые будут абсолютно бесплатны и в свободном доступе на странице музея в YouTube. Предусматривают научные работники музея и потребности людей с недостатками слуха, и интерес иностранцев: будут доступны субтитры на украинском и английском. В действительности такую инициативу можно только приветствовать, ведь посетить лекторий и другие интересные программы музея может достаточно ограниченное количество желающих: лекционный зал позволяет вместить до 50 человек, да и что там говорить о жителях других городов. Работала онлайн и художественная мастерская музея с уже традиционными летними мастер-классами, тоже бесплатно. Нужно было лишь вовремя зарегистрироваться.
Тем не менее, ничего не может заменить поход на свидание с любимым музеем. Ни одна репродукция и никакая самого лучшего качества техника не сможет все-таки полноценно передать ощущение созерцания произведения искусства в особенном пространстве — музее. Быть лицом к лицу с произведением искусства здесь и сейчас каждый раз уникально, и ощущение особенного рода общения «офлайн» ничем не заменишь. Хотите убедиться? Подумайте и представьте, какого размера чрезвычайно популярная и известная картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали со словно расплавленными часами, а затем возьмите в руки лист бумаги А4 — она всего на пару сантиметров больше. Совпало ли Ваше впечатление от репродукции с реальностью?
Во время карантина научные работники НАМУ поработали чрезвычайно ударно: проработали поступление в фонды музея за последний период, в частности всю коллекцию Градобанка; была проведена реставрация и обзор нескольких десятков произведений; доработаны научные исследования и готовится увидеть мир новый путеводитель по музею.
Карантин научил работать по-новому, и в то же время сломал много планов. В этом и в следующем году НАМУ готовился принять участие в нескольких международных проектах, но все пришлось отложить. Зато обратили внимание на собственную коллекцию, которая насчитывает свыше 40 000 единиц хранения, и к традиционным зимним праздникам подготовят специальную экспозицию из фондов, много произведений из которого давно или совсем никогда не экспонировались.
Выпуск газеты №:
№124, (2020)Section
Культура