Потусторонняя сотня
В Литве прошел фестиваль украинской культурыНа протяжении ноября свое уважение и любовь к Украине всеми доступными ему средствами выражал Линас Зайкаускас, режиссер, художественный руководитель легендарного Паневежского театра им. Юозаса Мильтиниса. В свое время он ставил спектакли и в Киеве. И вот теперь, организовав в Паневежисе «украинский месяц», решил признаваться украинцам в своих самых теплых чувствах. Рассказ об этом заслуживает отдельного разговора (интервью с режиссером читайте в ближайших номерах «Дня»). А пока о премьере спектакля «Саша, вынеси мусор» Наталии Ворожбит, поставленного в руководимом Зайкаускасом театре Станиславом Моисеевом в сотрудничестве с художником Маргаритой Мисюковой и композитором Римантасом Юозасом Багдонасом.
Выбор произведения для постановки был неслучайным, поскольку саму идею этого фестиваля продиктовал Майдан, который начался в ноябре 2013 г., и те дальнейшие события, к которым он привел. К написанию пьесы «Саша, вынеси мусор» Ворожбит вдохновили обстоятельства как личной, так и общественной жизни. Когда началась военная агрессия России против Украины, она решила пофантазировать на тему места военных в нашей жизни. Прообразом Саши, полковника украинской армии, стал ее покойный отчим. Так что писательница попыталась представить, как бы ее отчим повел себя в ситуации нынешней неоглашенной войны. Благо, наши фантазии не ограничиваются физическими законами этого мира. Саша (Римантас Тереса), который приходит с «того» света к жене Кате (Лигита Кондротайте) и падчерице Оксане (Йолита Скукаускайте), в какой-то момент выражает желание защищать Украину. Но его патриотизм не вызывает у женщин восхищения, несмотря даже на те практические выгоды, которые они имели бы благодаря его участию в боевых действиях на Донбассе.
Во-первых, Катю оскорбляет то, что мужчина не захотел вернуться из обители Аида сразу после своей смерти, когда она страстно молила его об этом. Во-вторых, чтобы снарядить украинского воина на фронт, его семье нужно потратить довольно большие средства. Потому что эту войну ведет народ, а не государство. В-третьих, ни Катя, ни Оксана не хотят еще раз пережить возможную смерть родного человека — время залечивает раны, и женщины приспособились к жизни без кормильца, общаясь с ним и во время домашних бытовых дел и за рюмкой на кладбище.
Однако Сашу женские аргументы против его возвращения в строй не убеждают. Он настроен решительно и уже даже начал формировать свою «потустороннюю сотню» для войны с многовековым врагом Украины. Кажется, что в финале именно его боевое подразделение мчится на БТРах по украинской степи — Станислав Моисеев завершает спектакль проекцией видеокадров с нашими военными, которые держат оборону на востоке Украины. Ложного пафоса, к которому из-за собственного безразличия и склонности к обману мы часто сводим чужой героизм, режиссеру удается избежать благодаря нескольким факторам. Это и собственная вера в праведную роль Украины в этой войне. И глубокий, не иллюстративный подход к самой пьесе (в начале и в финале спектакля звучит исполненная меланхоличной тоски ария Жермона из «Травиаты» Верди, в которой речь идет о горем измученной душе). И, конечно, благодаря прекрасным актерам, которые органично совмещают трагизм с комичностью, веру с иронией, что свойственно творчеству поколения Натали Ворожбит. Возможно, именно из-за ее искренности, из-за приверженности к горечи правды жизни, а не к сладкой фальши идеологических и моральных клише, драматурга больше уважают за рубежом, чем дома. Последнюю ее пьесу уже поставили в Шотландии, дважды в России (!), теперь в Литве, и пока ни одной постановки в Украине...
Спектакль С.Моисеева «Саша, вынеси мусор» лишний раз подтвердил, что качество режиссуры в конечном счете определяют актеры. Литовские исполнители благодаря прекрасной актерской школе и высокому уровню национальной театральной культуры наполнили спектакль разнообразными настроениями и смысловыми акцентами. Чем подтвердили органическое родство художественного руководителя Национального театра им. И. Франко с культурными приобретениями и ценностями Европы, движение к которой для С.Моисеева является не политической декларацией, а глубокой потребностью его души.
Выпуск газеты №:
№213, (2016)Section
Культура